«Полярные авиалинии»: Как устроена работа авиакомпании

«Полярные авиалинии»: Как устроена работа авиакомпании

Сегодня деятельность человека на Севере неразрывно связана с авиацией. Этот удобный вид транспорта открыл нам новые горизонты, позволив перемещаться не только по миру, но и внутри региона быстро и комфортно.

Почта, санитарные рейсы, перевозка хозяйственных грузов – далеко не полный перечень работ гражданской авиации. Минувший год преподнёс всему миру испытания, повлиявшие на экономические процессы во всех сферах, в том числе на рынке авиаперевозок. Несмотря на это, авиакомпания «Полярные авиалинии» завершила год с положительной динамикой производственных и экономических показателей.

Жилет вместо билета

«Полярные авиалинии» – уникальное региональное предприятие с крупнейшей внутрирегиональной маршрутной сетью. Шестьдесят три воздушных судна выполняют рейсы по самому крупному субъекту страны с самой низкой плотностью населения.

Ровно к назначенному времени подхожу к зданию «Полярных авиалиний». Меня встретил пресс-секретарь Станислав Платонов, который с ходу вручил мне кислотно-желтый светоотражающий жилет. Это обязательное условие. Только в нем можно находиться на территории аэродрома. Главная задача такой одежды – свести к минимуму вероятность травматизма и аварий.

– А если вдруг сниму жилет? – уточняю я.

– По технике безопасности нельзя, за это сразу оштрафуют, к тому же не вас, а нас, – отвечает Станислав.

Чтобы выйти из здания и попасть на поле, нужно пройти внутренний пункт досмотра, а заодно измерить температуру. Перемещаемся в небольшое здание для получения документа на легальное посещение и разрешение на фото- и видеосъемку.

Запрос на выдачу пропуска для так называемой экскурсии я подала заранее, поэтому оформление длилось недолго. По маршрутному листу надо зайти к начальнику цеха, а потом в ангар и затем к заместителю летного директора по самолетам.

Здесь начинается безопасность

На сегодняшний день самолетный и вертолетный парк авиакомпании требует обновления. Средний возраст воздушного судна составляет 35 лет. Поэтому стратегия развития предприятия, являющегося крупнейшим заказчиком и эксплуатантом региональных самолетов в условиях Крайнего Севера, направлена на обновление.

– Мы занимаемся полным техническим обслуживанием ВС (воздушные судна) по всем видам регламентных работ. Конкретно обслуживаем самолеты Ан-24 и Ан-26. Это подготовка к вылету, послеполетное обслуживание, устранение дефектов, – рассказывает начальник якутского цеха сервисного обслуживания Игорь Васин. – Полностью перебираем самолеты – это осмотр двигателя, шасси, планера, конструкций. Если находим дефект, то устраняем его либо делаем замену. Мы отвечаем за безопасность полетов, для нас это приоритет.

В «Полярных авиалиниях» Игорь Владимирович трудится с декабря 2004 года. Родом он из Омска, выучился в Омском лётно-техническом колледже (училище) Гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского и приехал работать в Якутию. За все время работы досконально изучил все нюансы.

– А как происходит подготовка судна к полету?

– Конечно, зимой у нас особые требования. Машина для подогрева самолета приезжает за 3-4 часа до вылета в зависимости от погодных условий. Из машины выходят пять труб-рукавов, которые подсоединяются к каждому двигателю и таким образом начинают греть самолет. Затем уже инженер смены и начальник смены проверяют готовность воздушного судна к полету.

Также в нашем цехе есть бригада мойщиц, сотрудницы готовят салон самолета. Еще четыре человека занимаются слесарными работами. Также есть отдельный цех по подготовке производства, ребята отвечают за доставку оборудования.

– А что с обновлением парка?

– Ситуация значительно улучшилась. В последние годы наконец-то начали приобретать новую вертолетную технику. Так, в 2017-2018 годах парк воздушных судов «Полярных авиалиний» впервые за четверть века обновился пятью новыми вертолетами Ми-8МТВ-1 с медицинскими модулями.

Дальше планируем приобрести воздушные суда для замены нашего ветерана Ан-24. Работаем над тем, чтобы стать первым эксплуатантом самолетов Ил-114-300. Также думаем о замене Ан-2, поэтому ведем переговоры с Уральским и Улан-Удэнскими заводами гражданской авиации по проекту самолетов «Байкал».

По нашей инициативе Казанский вертолетный завод уже модернизирует вертолет «Ансат», в первую очередь нас интересует, чтобы дальность полета этой машины была значительно увеличена с учетом географических особенностей нашей республики.

Кризису вопреки

Несмотря на все имеющиеся проблемы и негативное развитие пандемии, спад производственных показателей в авиационной отрасли мира и страны, 2020 год авиакомпания завершила с хорошими показателями: с ростом доходов на 14%, прибыльно и без просроченных долгов.

До поля мы доехали на служебной машине. Там намного прохладнее, чем просто стоять на улице, а еще и ветрено. Рев моторов мешает расслышать собеседника, поэтому раз за разом приходилось перекрикивать.

В ангаре по ремонту было поспокойней, уже можно было обсудить увиденное. Сюда свободно вмещаются два самолета. После экскурсии мы вернулись обратно в здание «Полярных авиалиний».

Николай Старостин, заместитель летного директора по самолетам, объяснил мне, что объем работы из-за нового коронавируса не снизился. «В среднем каждый член экипажа (восемьдесят человек в первой эскадрилье) налетал по 500 часов», – говорит он.

На базе «Полярных авиалиний» работают три эскадрильи: первая – это регулярные маршруты, куда входят самолеты Ан-24 и Ан-26; во вторую – вертолеты; а третья – это самолеты малой авиации.

За счет расширения маршрутной сети и оптимизации регулярного расписания удалось увеличить налет часов на 1,2% и не допустить существенного снижения пассажиропотока. По предварительной оценке, за истекшие 12 месяцев «полярники» перевезли более 112 тысяч пассажиров как по регулярным маршрутам, так и по внутриулусным перевозкам и заказным рейсам. Также перевезено свыше трех тонн грузов и почты.

– Каждый полет – это большая ответственность, независимо от продолжительности полета, хоть тридцать минут летишь, хоть час. Командир воздушного судна несет ответственность за жизнь людей, за любое решение, если он не уверен в погодных условиях или безопасности, то полет может отмениться, – добавляет Николай Афанасьевич.

География полетов «Полярных авиалиний» охватывает 26 районов республики по 192 направлениям. Она учитывает транспортные потребности жителей северных и арктических групп районов. По заявке Министерства здравоохранения и республиканской службы медицины катастроф экипажами авиакомпании выполнено порядка более 1,2 тысячи срочных санитарных заданий.

«Ковидные» рейсы

Огромный объем работы был проделан по эвакуации пациентов с коронавирусной инфекцией. В прошлом году авиакомпания выполнила более 240 «ковидных» рейсов, перевезя порядка 500 больных. Специально для этих целей в авиакомпании выделены грузовые воздушные судна Ан-26, Ан-24, Л-410 и вертолёты Ми-8, которые не задействованы в перевозках пассажиров и грузов.

Перевозка пациентов осуществляется в специальных боксах под присмотром врачей. Герметичные боксы для изолирования пациента позволяют минимизировать возможность заражения медиков и летно-технического персонала авиакомпании.

По завершению рейса по перевозке пациентов с коронавирусной инфекцией воздушные суда проходят двойную обработку по дезинфекции.

Рейсами авиакомпании перевозились лекарственные препараты, медицинское оборудование, анализы и тесты. В настоящее время «Полярные авиалинии» доставляют вакцины «Спутник» в районные центры республики.

Молодежь – в авиацию

Авиакомпания испытывает дефицит в экипажах летного состава. Поэтому значительное внимание уделяется вопросам подготовки и переподготовки кадров. Проводится работа с Росавиацией и Санкт-Петербургским госуниверситетом гражданской авиации по открытию вертолетного факультета и переподготовке бортмехаников на базе Якутского авиационного технического училища ГА (филиала СПБГУ ГА).

В 2019 году по инициативе «Полярных авиалиний» на региональном уровне запущен профориентационный проект. Он получил условное название «Молодежь – в авиацию». Продолжился он и в 2020 году. Несмотря на введенные ограничения, была проделана большая профориентационная работа.

Как результат, при наборе в 80 человек – 19 выпускников якутских школ поступили на бюджетные места, в том числе 13 человек прошли по целевому набору в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. После окончания колледжа выпускники станут пилотами МИ-8 и будут трудоустроены в авиакомпанию «Полярные авиалинии».

Жизненно важные грузовые

Традиционно в рамках северного завоза авиакомпания обеспечивает поставку необходимых продуктов питания в отдаленные населенные пункты Якутии. По заявкам АО «Якутоптторг» авиаперевозчик выполнил в общей сложности 23 рейса по доставке продовольствия в арктические и северные группы районов республики. Начаты они были в июне, к завершению года рейсы стали осуществляться активнее.

В общей сложности, воздушными судами «Полярных авиалиний» «зелеными» рейсами перевезено более 58 тысяч килограммов продуктов питания. В населенные пункты доставлено детское питание, овощи, фрукты, колбасные изделия, кондитерская и молочная продукция. Рейсы выполнялись до районных центров Момского, Усть-Янского, Булунского, Аллаиховского, Эвено-Бытантайского улусов. Далее экипажи Ми-8 авиакомпании доставили продукцию до отдаленных населенных пунктов.

Социально значимые

«Полярные авиалинии» выполняют социально значимые пассажирские авиаперевозки по внутриулусным направлениям в 21 улусе республики: Абыйском, Алданском, Аллаиховском, Булунском, Верхоянском и Эвено-Бытантайском, Вилюйском, Верхневилюйском, Верхнеколымском, Жиганском, Нижнеколымском, Нюрбинском, Кобяйском, Ленском, Момском, Оймяконском, Олекминском, Среднеколымском, Усть-Алданском, Усть-Майском и Усть-Янском улусах.

В течение прошлого года авиакомпания выполнила свыше 730 рейсов и перевезла более 15,4 тыс. пассажиров. В 2020 году «Полярные авиалинии» еще раз доказали, что являются социально ориентированной компанией. В период пожаров авиаперевозчик был задействован в переброске спасателей и пожарных к очагам возгорания. Воздушные суда перевозили продукты питания, гуманитарную помощь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 мая
  • 19°
  • Ощущается: 18°Влажность: 37% Скорость ветра: 5 м/с