Преподаватель Хандыгского горно-геологического техникума Алена Васильева убеждена: чтобы качественно готовить специалистов для промышленности, педагогам необходимо подкреплять свою теорию практикой. Именно поэтому сама она уже дважды стажировалась на предприятиях горнодобывающей компании «Полиметалл» — в «Ресурсах Албазино» в Амурской области и на Нежданинском горно-обогатительном комбинате в Томпонском районе Якутии.
Молодой педагог учит своих студентов дефицитной для республики специальности «Обогащение полезных ископаемых». До того, как начать преподавательскую деятельность, Алена Васильева шесть лет проработала инженером-технологом в алмазодобывающей компании «АЛРОСА», так что практики в промышленной сфере у нее достаточно.
«Наша геологоразведочная экспедиция была оснащена двумя обогатительными комплексами, так что опыт, необходимый для преподавания, у меня есть. В промышленной сфере мне нравилось, было интересно. Но о планах насчет карьеры пришлось временно забыть в связи с рождением сыновей, совмещать вахтовый метод работы с воспитанием маленьких детей очень сложно», — рассказывает Алена.
Поступившее от Хандыгского горно-геологического техникума предложение о должности преподавателя по специальности «Обогащение полезных ископаемых» стало для Васильевой шансом продолжить любимое дело, хоть и несколько в другой ипостаси. В Якутии подобных специалистов с образованием, опытом работы – единицы, потому что нет учебных заведений, где бы их готовили. Желающие связать свое будущее с таким направлением едут поступать в Москву, Санкт-Петербург или Екатеринбург. Не все из них потом возвращаются в республику.
«Не могу сказать, что пошла преподавать потому, что выбора не было. Спокойно могла заниматься чем-то другим, но мне это дело было по-настоящему интересно. К тому же, я искренне хотела и хочу, чтобы молодые якутяне приходили в промышленность, хотелось приложить руку к их подготовке к профессии. Когда оканчиваешь вуз, то ты больше теоретик, а среднее образование уникально тем, что оно построено на практике. При этом, практика должна быть как у студентов, так и у обучающих их людей», — говорит Алена.
Она сразу поняла, что ей не хватает опыта в процессе обогащения золота. С этой тревогой молодой преподаватель обратилась к руководству учебного заведения, начались переговоры с компанией «Полиметалл». В итоге в прошлом году Алена Васильева две недели стажировалась на «Ресурсах Албазино». Познакомилась с флотацией, узнала устройство оборудования на фабрике. Два дня на одном процессе, еще два – на следующем. Так и провела эти 14 суток. Все было в новинку, ведь ранее она работала только с алмазами.
«А в этом году полтора месяца была на Нежданинском горно-обогатительном комбинате. Здесь лучше поняла процесс флотации, вникала в систему управления – как разрешается любая возникающая на производстве техническая задача, как сотрудники фабрики взаимодействуют между собой в такие минуты. Меня прикрепили к мастерам-технологам. Это, конечно, работа не из легких. Лично мне во время практики больше всего запомнились как раз неординарные ситуации, когда что-то сбоит в ровно протекающем производственном процессе. В эти мгновения все моментально концентрируются и начинают как частички большого организма решать проблему. Никакой суеты, все четко, по делу», — рассказывает Алена.
Часть времени она провела в пробирно-аналитической лаборатории, хотя это и не ее специализация: «У нас в техникуме готовят лаборантов. Поэтому я попыталась получить какой-то опыт и понять, как там все устроено, чтобы в дальнейшем поделиться знаниями с коллегами и со студентами».
За время стажировки Алена Васильева успела даже стать участницей важной для ГОКа церемонии получения пятой тонны золота, побыла секундантом во время конкурса профессионального мастерства, который провели ко Дню шахтера. А еще она встретила много своих студентов.
«В педагогике я больше двух лет. За это время выросла в профессиональном плане, в том числе благодаря стажировкам в компании «Полиметалл». Когда теория подкреплена практикой, то доносить знания до аудитории намного легче. У нас же не только молодежь учится, есть 30-40-летние, которые проходят профпереподготовку. Такие люди особенно чутко ощущают, есть у тебя опыт или все только на словах. Когда чувствуют, что преподаватель в теме, то появляются доверие, уважение», — утверждает молодой педагог.
Почти с каждым из своих студентов Алена Васильева на связи. Всегда старается помочь, поддержать, особенно тех, кто пока не нашел работу. Таких хоть и мало, но есть. «Я, конечно, заинтересована, чтобы были трудоустроены все. Часто выхожу на промышленные компании, направляю резюме ребят, прошу принять их. Уверена, что не подведут, легко впишутся в любое производство, ведь за время обучения они осваивают разные обогатительные процессы. Все обогатительные оборудования есть в мастерский техникума, которую открыли при содействии «Полиметалла». Когда наши студенты попадают на производство, то не теряются, так как понимают, как все устроено, какие процессы протекают на обогатительной фабрике», — отмечает преподаватель.
То, что качество подготовки ребят за последние два года выросло, отмечают и представители «Полиметалла», которых часто включают в состав экзаменационных комиссий. Для промышленников это полезно – можно присмотреть кандидатов на вакансии, а у студентов появляется возможность практически сразу после окончания техникума трудоустроиться. Из прошлогоднего выпуска очников, это 40 человек, почти 80% нашли работу на предприятиях «Полиметалла».
«Есть такое мнение, что в Якутии местные жители не горят желанием работать в промышленности, что это будто противоречит нашему менталитету. Не соглашусь. На мой взгляд, тут проблема в недостатке информации, упущениях в профориентационной работе. Когда я только пришла преподавать в техникум в 2020 году, то ребята в Томпонском районе даже не знали, что есть такое направление – обогащение полезных ископаемых. Группу не смогли набрать. А по итогам кампании этого года появились первые студенты-платники. Если будет достаточно информации, то в промышленности себя начнут искать многие», — считает Алена Васильева.
При беседах с молодыми людьми она всегда говорит, что кроме хорошей зарплаты у них есть все возможности построить карьеру. Тот, кто выбирает рабочую профессию, должен понимать, что это только старт. Что при достаточных усилиях, наличии желания, можно развиваться и идти дальше. История знает много случаев, когда, начиная с рабочего, люди делали головокружительную карьеру.
«В будущем я хотела бы вернуться на производство, но пока дети маленькие, а у меня сохраняется огромный интерес к преподаванию, буду передавать как можно больше знаний студентам. Хочется поделиться буквально всем, что знаю», — говорит Алена Васильева.
This post was published on 13.10.2022 09:41