Показом спектакля «На краю Ойкумены» Национальный театр танца отметил 75-летие Геннадия Баишева
Редактор журнала «Балет» Валерия Уральская называет Геннадия Баишева первопроходцем: «Он создал ансамбль народного танца и одним из первых в нашей большой стране понял, что ансамбль – это театр, и в этом театре перевёл на танцевальный язык эпос своего народа».
Шаг в неизведанное
До 1980 года Якутия была единственной республикой Советского Союза, где не было профессионального ансамбля народного танца. И неизвестно, когда бы он у нас появился, если бы не Геннадий Семёнович, который на пике своей балетной карьеры решил покинуть сцену ради учёбы на балетмейстерском отделении ГИТИСа.
Его партнёрша Наталья Христофорова, с которой они составляли самую красивую, трепетную и романтичную пару якутского балета, была огорчена этим решением, о чем призналась в фильме «Легенда якутского танца Геннадий Баишев», снятом Светланой Бессоновой и Верой Черноградской.
Документальные кадры с юным выпускником Новосибирского хореографического училища чередуются со сделанными им самим фотографиями – это было одним из его увлечений (наряду с радиотехникой), как рассказала его одноклассница Лира Габышева, с которой они вместе выходили на сцену солдатиками в «Щелкунчике», зверюшками в «Докторе Айболите»…
А потом «могучая кучка», как метко прозвали их оркестранты, влилась в труппу Якутского театра оперы и балета, и среди них сразу же выделились «три богатыря» – Алексей Попов, Геннадий Баишев, Анатолий Ултургашев.
Труппа была маленькая, и новоиспечённые выпускники, исполняя сольные партии, выходили и в кордебалете: «Один за всех, и все за одного». Но именно они показали якутский балет миру: в 1975 году Геннадий Баишев с Натальей Христофоровой танцевали в Америке, а годом позже – в Японии и на Всесоюзном фестивале «Молодой балет России».
Те, кому посчастливилось видеть эту пару в «Голубом Дунае», «Жизели», «Апассионате», «Барышне и хулигане», не забудут этого никогда, и кто знает, в каких балетах бы они ещё блистали (а сомнений в этом нет – Наталья Иннокентьевна упомянула, что они во время репетиций на часы никогда не смотрели), если бы Геннадий Семёнович не принял окончательное и бесповоротное решение, сделав шаг в неизведанное.
«Не бояться того, что делаешь»
Этот внутренний стержень был в нем всегда – и когда он, рано осиротевший мальчишка, таскавший на ферме вёдра с молоком, оказался в далёком Новосибирске, и когда круто изменил свою судьбу, а оказалось – не только свою, но и якутского танцевального искусства.
Между прочим, указ о создании Национального театра танца РС(Я) первый президент республики подписал в 1992 году, и все мы прекрасно помним, что в это время на смену перестройке уже пришла перестрелка, а когда говорят пушки, музы молчат. Но Баишев пошёл времени наперекор.
Его питомица Изабелла Егорова сделала своим жизненным девизом слова: «Ты не должна бояться того, что ты делаешь», – сказанные Геннадием Семёновичем, когда они на его легендарных «Жигулях» ехали в 2005 году в Намский улус на подготовку ысыаха к юбилею Максима Кировича Аммосова. Он тогда сам выбрал её своим ассистентом. А ещё сказал, что возлагает на нее большие надежды, и она всегда должна «верить, верить в светлое будущее и в профессию».
Об этом говорят все, кто, подобно ей, вырос «под крылом» Геннадия Баишева: зорко подмечая их индивидуальные особенности, он исподволь развивал и направлял их.
Автор музыки к спектаклю о первых русскоустьинцах «На краю Ойкумены» Афанасий Томский вспоминает, как его, артиста оркестра, привлекли сначала к созданию инструментовки для спектакля «Уруу» («Земное родство») Аркадия Самойлова. Это было в 1994 году: «После «Уруу» наш театр стал театром, а созданный при нём в 1993 году оркестр национальных инструментов повысил свой статус, исполняя произведение крупной формы».
А когда пришла пора браться за постановку спектакля по либретто самого знаменитого русскоустьинца – краеведа, этнографа и писателя Алексея Чикачева, Геннадий Семёнович сказал уроженцу Чокурдаха Томскому: «Афанасий, кроме тебя некому», – своим безошибочным чутьём угадав, что парень созрел для большой работы. И отправляясь в экспедицию на Север, взял его с собой, где они, кстати, набрали ещё и эвенского материала, создав задел на будущее.
Ожившие легенды
С самого начала своей работы балетмейстером Геннадий Баишев вводил в свои спектакли этнографический материал: в «Уруу» мы видим свадебный обряд, в этнобалете Владимира Ксенофонтова «Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа») – шаманский ритуал, в спектакле «Атыыр мунха» («Большая рыбалка») Николая Берестова – подлёдный лов, а постановка 2002 года – «Ярхадана» Захара Степанова – сделана на основе юкагирских легенд.
Дирижёр оркестра национальных инструментов Театра танца Николай Петров говорит: «В том, что у нас на сегодня почти три десятка балетных партитур – это результат плотной работы Геннадия Семёновича с композиторами».
Достаточно сказать, что ещё до признания ЮНЕСКО якутского героического эпоса Шедевром устного нематериального наследия человечества Баишев приступил к постановке своей трилогии по олонхо «Бэрт Хара»: в 2004 году вышел первый спектакль на музыку Николая Петрова, в 2006-м – второй, композитором которого стала Полина Иванова, в 2009-м – третий, композитора Владимира Ксенофонтова.
Завлит Национального театра танца Валентина Черноградская говорит, что из всех своих детищ Геннадий Семёнович особо выделяет этнобалет «Бохсуруйуу», трилогию-олонхо «Бэрт Хара» и вокально-хореографический спектакль «На краю Ойкумены», который он сам выбрал для показа во время празднования своего 75-летия.
«По всему миру»
Впервые этот спектакль был показан в 2012 году, когда отмечалось 380-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, и тема спектакля – прибытие бежавших от Ивана Грозного новгородцев на далёкий Север – подходила к этому как нельзя лучше.
Кстати, увидели его не только в Якутске, но и в Русском Устье.
А в минувший вторник он с большим успехом был показан снова. В роли новгородца Фёдора, преодолевшего со своими земляками на коче все опасности студеных морей, предстал выпускник Якутской балетной школы Николай Павлов, а в роли его возлюбленной, юкагирки Уяньди, Ульяны – прима театра Виолетта Ноговицына. Для них обоих это первое исполнение.
Кроме них, ещё пятеро артистов впервые вышли на сцену в «Ойкумене». Но есть и те, кто танцевал в первом составе.
Преемственность поколений – основа основ выпестованного Баишевым театра, равно как и открытость, готовность к взаимодействию и сотрудничеству: украшение спектакля – выступление ансамбля русскоустьинцев «Розовая чайка» под руководством Надежды Дробышевой.
А что в дальнейших планах?
Лучше всего об этом сказал сам Геннадий Баишев – Светлана Бессонова и Вера Черноградская вставили в свой фильм архивную запись, где он говорит: «Создать театр в такое время, когда даже зарплату не платят», – а потом, сделав решительный жест рукой, продолжает: «Будем утверждать нашу национальную культуру по всему миру».
Фото предоставлено Валентиной Черноградской.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: