Подешевеет ли «северный завоз»?

Недавняя рабочая встреча в режиме видеоконференции Владимира Путина и главы Якутии Айсена Николаева примечательна не только тем, что Ил Дархан рассказал об успехах региона, но и затронул ряд важных вопросов, которые требуют федеральной поддержки. Николаев подвел промежуточные итоги работы добывающей промышленности, а также акцентировал внимание на том, что Якутия может дать больше угля, алмазов, золота и т.д., но для этого нужно сегодня кое-что «подкрутить» в ручном режиме.

Одна из ключевых тем в его выступлении – развитие транспортной системы территории. Снова прозвучал тезис о необходимости большего участия федерального бюджета и финансирования масштабного строительства Ленского моста по принципу «50 на 50». По словам Николаева при таком раскладе к проекту готов подключиться Сбер и РФПИ.

Мост, по сути, недостающее звено в федеральной дорожной сети. По озвученным ранее предварительным оценкам представителей руководства региона, ввод моста в эксплуатацию способен кратно повысить транспортную доступность для местного населения и снизит ежегодные затраты бюджета на «северный завоз» на 4,1 млрд рублей. Ожидается, что подешевеет на 10% и потребительская корзина жителей Якутии.

Ленский мост соединит Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем. Проект свяжет федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря. Реализация проекта позволит говорить о создании международного транспортного коридора Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион.

Глава Якутии также напомнил о развитии опорной агломерации в Арктической зоне Тикси-Найба. Николаев снова подчеркнул, что порт в селе Найба, после проведения соответствующих работ, способен в будущем принимать как круизные туристические лайнеры, так и перерабатывать к 2032 году ежегодно до 15 млн тонн грузов. А «нагружать» там точно будет кому – в Арктической зоне Якутии заявлен ряд проектов, которые уже сегодня требуют вменяемой логистики.

«Мы планируем построить дорогу к Усть-Куйге, где Росатом строит атомную станцию малой мощности для развития огромного Кючусского кластера. Там, Владимир Владимирович, и золото, и редкозем, и олово, и ряд других полезных ископаемых, в том числе нужных для обороноспособности страны. Поэтому этот проект колоссальный», — говорил Николаев в своем докладе Владимиру Путину в декабре прошлого года.

Пока это направление кажется достаточно далеким. Регион приступил к разработке мастер-плана «Тикси-Найба», проводит общественные обсуждения проекта и намекает федеральным органам власти, что нужно уделить больше внимания, потому что иначе все стороны столкнутся с рядом вопросов.

«Транспортная система наряду с нашей энергетической, она нас сегодня, знаете, как бы немножко уже сковывает, — сообщил Николаев Владимиру Путину на мартовской встрече. — И дороги, и электростанции строились на экономику ещё советского периода. Сегодня объективно и по энергетике, и по транспортной системе у нас ограничивающие факторы уже очень очевидны».

Проект, действительно, колоссальный, однако пока не начнется реальное строительство инфраструктуры, колоссальными могут быть только издержки бизнеса, которые будут зашивать в стоимость реализации своих инвестпроектов стоимость доставки грузов в этот район. Сдерживающий ли это фактор? Безусловно. И здесь речь даже не о развитии логистической агломерации на севере Якутии, а скорее о комплексном подходе к развитию всей базовой транспортной инфраструктуры, которая сегодня имеет не только ярко выраженный сезонный характер, низкое техническое состояние, но и высокий износ.

Сегодня для реализации крупных инвестиционных проектов требуется строительство специальных подъездных коммуникаций, длина которых может составлять сотни километров, а стоимость – сотни миллиарды рублей, что существенно превосходит экономическую выгоду самих инвестиционных объектов.

Поэтому текущая ситуация, когда с серьезной проблемой отсутствия транспортной инфраструктуры в Арктическом районе Якутии пытается совладать только сам регион, выглядит крайне тревожной. Ситуации двух проектов в Якутии в чем-то схожие.

Масштабный проект моста через Лену, кажется, дождался своего часа. Жители региона, наконец, увидели отсыпку строительной площадки тяжелой техникой. Личная вовлеченность в проект Владимира Путина – это гарантия того, что объект будет построен. Поэтому очень хочется верить, что в рамках предстоящего визита лидера государства в регион, удастся глубже затронуть и другие проекты по развитию Арктической зоны Якутии.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 02.04.2024 07:25

Share
Published by
Якутия Daily

Recent Posts

  • ИНФОГРАФИКА

Инфографика: сколько стоит собрать образ на Ысыах?

Мы проверили цены в магазинах и на рынке и посмотрели, сколько нынче стоят халадаи, дэйбиир,…

14.06.2025
  • ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС

Правовая неотложка: о порядке предоставления отпуска и стоимости проезда

На вопросы наших читателей ответила руководитель правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), заслуженный…

14.06.2025
  • АНОНС

Торжественное открытие Федерального Сабантуя пройдет на Комсомольской площади Якутска

XXV Федеральный Сабантуй торжественно откроют в субботу 14 июня на Комсомольской площади города Якутска в…

14.06.2025
  • КУЛЬТУРА

В Национальной библиотеке РС (Я) обсудили культурные связи Татарстана и Якутии

В пятницу 13 июня, в рамках федерального праздника Сабантуй, в Историческом здании Национальной библиотеки Якутии…

14.06.2025
  • ИНТЕРЕСНОЕ

Сегодня Устинов день: традиции и приметы

Народный праздник Устинов день отмечается в 2025 году 14 июня. В православном церковном календаре это…

14.06.2025
  • ИСТОРИЯ

Климент Иванов: День России — символ национального единения

Мы, россияне, помним какие были трудные времена в начале 1990-х годов, которые привели к развалу…

13.06.2025