Под стук колес…

Под стук колес…

Железная дорога становится для якутян привычным видом транспорта. К тому же более дешевым, по сравнению с авиаперелетами

Во времена моей юности мы с друзьями мечтали, чтобы в Якутск пришла железная дорога. Это же круто, думали мы тогда, ездить по городам, знакомиться с новыми людьми, принимать гостей у себя… Читайте спецрепортаж корреспондента газеты «Якутия».

С тех пор прошло уже много лет, и вот 22 января 2020 года мне представилась возможность отправиться в свой первый выезд по железке.

Для тех, кто еще не воспользовался услугами железной дороги и ломает голову, как добраться до ж/д вокзала в Нижнем Бестяхе: на автовокзале в семь утра всех обладателей билетов на поезд ждут два автобуса, которые повезут нас до железнодорожного вокзала в Нижнем Бестяхе.

В автобусе

Билет у меня до Алдана. Всех пришедших на автовокзал встречает начальник ж/д вокзала Наталья Кулагина. Ехать нам минут сорок, поэтому, пользуясь случаем, задаю несколько интересующих меня вопросов.

— Что из себя представляет система мультимодальных перевозок?

— Это смешанный вид перевозки с использованием двух или более различных видов транспортных средств. По прибытию поезда на вокзал пассажиры пересаживаются на автобусы, которые доставят их сразу в Якутск (это зимой), либо, в зависимости от сезона, до берега, где перевезут с помощью судна на воздушной подушке (осень-весна) или на пароходе/катере (это летом).

Интересуюсь у нее новыми маршрутами, куда еще можно поехать?

— На данный момент у нас курсирует беспересадочный вагон до Благовещенска. К сожалению, пока плацкартный, купейный только планируем запустить. К концу января у нас начнет курсировать прямой вагон до Хабаровска. На перспективу (маршруты активно прорабатываются) – Иркутск, Новосибирск, Владивосток, Москва.

— Иркутск, на мой взгляд, будет пользоваться большой популярностью. Там Байкал, недалеко Бурятия…

— Мы тоже так считаем. Ждем сейчас хороших результатов от Хабаровска, поскольку его маршрут запускают экспериментально на февраль-март. Посмотрим, каким спросом он будет пользоваться.

А что там с ценой?

Билет до Благовещенска обойдется в 3700 рублей, до Хабаровска, ориентировочно, в 5850 рублей. Время в пути для обоих направлений два дня. До Иркутска поезд будет ехать трое суток.

Наталья Владимировна рассказывает, что с 1 мая они готовятся перейти к ежедневному приему поездов (сейчас рейсы выполняются через день – прим. автора). Произойдет также изменение в режиме отправления – не будет такого, что поезд будет приходить из Алдана в 5 утра. Все делается для комфорта пассажиров, прибытие планируется на 8-00, а отправление – в 19-00 местного времени.

Спрашиваю, какие еще произойдут изменения в работе?

— В планах также запуск рейсового автобуса от вокзала до Нижнего Бестяха, чтобы у людей была возможность приехать сюда и приобрести здесь билет без накруток. Покупая билет не в кассах ЖДЯ/РЖД или не через официальный сайт, клиент переплачивает иной раз до 600 рублей. Иногда на месте помогаю пассажирам купить онлайн-билет, а они удивляются, как это просто, быстро и удобно.

По ягоды в другой город

За неполный 2019 год с вокзала в Нижнем Бестяхе выехало 9600 пассажиров, а приехало — 10150. Основной поток пришелся на три месяца: август, сентябрь, декабрь, т.е. на время стабильной речной переправы.

— Кто едет в Якутск?

— Очень много якутян – в больницы. Кто-то чтобы навестить родственников, кто-то в аэропорт. Очень много детей приезжало в столицу на спортивные соревнования, на новогодние каникулы, например, на Елку Главы республики.

Наталья Владимировна вспоминает, что летом и в начале осени очень много пассажиров ездили по железке по ягоды и грибы. Женщины в возрасте – поодиночке и группами. 

Были организованные выезды любителей скандинавской ходьбы.

В первые месяцы работы вокзала многие брали билет, только чтобы проехать на поезде, узнать, что такое железная дорога.

Некоторые так до Благовещенска прокатились.

— Это выгодно — ездить за ягодой в другой город?

— Мы спрашивали у пассажиров, они смеются, говорят, что это себя окупает. За ягодой ездят, в основном, в Томмот и Алдан. Для многих даже не в выгоде дело – это же как маленькое приключение.

Вокзал в Нижнем Бестяхе новый, красивый, двухэтажный и практически пустой. До поезда еще 1,5 часа, времени осмотреться – более чем достаточно. В оформлении зала много светлых, мягких тонов, растут живые цветы, на стенах — исторические фотографий. Очень уютная обстановка, в отличие от того ж/д вокзала в Иркутске.

Из минусов — нет магазина и кафе. Пока пассажиропоток небольшой, бизнес не хочет сюда приходить.

В кабине машиниста

Удостоверение журналиста открывает многие двери. Так и я проехал первые две станции в кабине машиниста Владимира Барашева и его помощника Алимжона Бобоева.

Владимир рассказывает, что начинал работать с отцом Алимжона еще 18 лет назад. А когда сын решил пойти по стопам отца, чтобы продолжить семейную традицию, взял его к себе помощником.

— По негласным правилам отцу с сыном не положено быть в одной смене. Так мы и стали напарниками. Сами они из Таджикистана, очень хорошие люди. Мы работаем как единый организм, он для машиниста лишняя пара глаз и рук. Мне с ним повезло, грамотный, толковый парень.

Сам Владимир тоже родом из Средней Азии – Киргизии. Уехал оттуда в начале нулевых из-за неспокойной обстановки. С тех пор живет и работает в Якутии. Сначала устроился помощником, а потом уже отучился на машиниста в Тынде.

Интересуюсь: тяжелая ли у него работа?

— Скажем так, далеко не из легких. У нас же график такой, что и в выходные работаем, дома редко бываем. Тот же Новый год с семьей встречаем от случая к случаю, когда в рейс не надо идти. И в ночь работаем. Конечно, такой распорядок не все выдерживают, особенно молодежь, им же нужно погулять, на свидание сходить.

— Молодежь идет в профессию?

— Идет. В Бестяхском транспортном техникуме готовят помощников машиниста. Раньше кадры еще Алдан поставлял, но сейчас прекратили, не знаю почему. А так ведь к нам и из других городов работать приезжают, из Хабаровска, например.

Вокруг самой железной дороги полно следов диких животных, особенно зайца.

— Здесь заяц, косуля и олени, в основном. В районе Бестяха их много, а вот после Алдана уже другая картина, редко кого из животных увидишь.

За разговорами время летит быстрей, но пора и честь знать – потому я возвращаюсь в вагон.

Разные люди, разные истории

Плацкартный вагон для меня всегда предпочтительней купейного. У тебя появляется возможность послушать, о чем говорят люди, тогда как в купе ты в общении очень ограничен.

Сразу хочу предупредить, что в вагоне всего три розетки, две из которых на 50 вольт, т.е. ноутбук зарядить не получится.

Наш вагон наполовину пуст, а вот три купейных заполнены полностью. Время еще ранее, кто-то сразу ложится спать, кто-то отправляется в вагон-ресторан, чтобы позавтракать. Что приятно: цены там практически такие же, что и в обычном кафе. Единственное, соки, печенье, шоколад будут дороже, чем в магазине (например, суперсникерс обойдется вам в 100 рублей). Сам я предпочитаю заранее закупить продукты, но если едешь несколько дней, то вагон-ресторан сильно выручает – поверьте, по России ходят поезда вовсе без оных.

https://youtu.be/uuIxi6NY24c

Мой сосед Александр – из Улан-Удэ. Приезжал в Нерюнгри навестить бабушку, которую не видел больше десяти лет. В Якутии впервые, поэтому решил прокатиться до Якутска. Сейчас едет домой.

Неподалеку расположились две семейные пары с детьми. Одни приезжали в Якутск навестить родственников, другие – на встречу одноклассников. Несколько пожилых женщин коротают время за книгой.

Через восемь часов после отправления прибыли на станцию в Томмот. Здесь стоянка длится полтора часа, так что есть время осмотреть окрестности ж/д вокзала. Он, кстати, тоже очень неплох: довольно интересное архитектурное решение – «вплести» в него три урасы.

Отдельно стоит обговорить такой немаловажный элемент, как безопасность на рейсе. Еще в Якутске в автобусах ехало два сотрудника транспортной полиции, которые потом сели с нами на поезд. Обход вагонов они проводили каждые 2-3 часа. В этом смысле ЖДЯ стоит отдать должное — безопасность пассажиров они обеспечивают на высоком уровне, да и пьяных в поезд не пускают.  Есть с чем сравнивать. На том же рейсе РЖД «Иркутск—Нерюнгри» полиции не было вовсе.

 

Пассажиры в приоритете

За организацию пассажирского сообщения отвечает вагонно-пассажирская служба. Со слов ее начальника Алексея Соколова, за 2019 год было перевезено больше 93 тысяч пассажиров. Это подтверждает то, что спрос на ж/д перевозки в Якутии есть, и основная задача сейчас их популяризировать.

— Что для этого будете делать?

— У нас открыто беспересадочное сообщение с Благовещенском и Хабаровском. Чтобы данные направления пользовались популярностью, необходимо наладить логистику перевозок. Например, стоянка в направлении Нижний Бестях — Благовещенск в Тынде составляет больше пяти часов, в обратном, в Белогорске, уже больше девяти часов. Такая ситуация никоим образом не способствует росту количества пассажиров и популярности данных маршрутов.

Алексей Евгеньевич также поделился тем, что были заключены необходимые соглашения между ЖДЯ, Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, благодаря чему пенсионеры — жители Крайнего Севера, инвалиды, получатели социальных услуг, кто едет к месту отдыха, лечения, протезирования и т.д., могут воспользоваться льготным проездным билетом. 

— Льготный проезд для школьников официально действует с 1 сентября по 31 мая. Но мы уже четвертый год подряд примыкаем к акции РЖД и другим перевозчикам и продляем ее на весь летний период. Она рассчитана на всех детей до 17 лет независимо от формы обучения. Дети до 5 лет ездят бесплатно.

Домой

Обратная дорога убедила меня в том, что с открытием железнодорожного сообщения до Нижнего Бестяха внутренний и внешний туризм в Якутии начнет развиваться ускоренными темпами.

Железная дорога — это идеальный вариант для тех, кто хочет посещать разные города, общаться с людьми. Именно такой способ путешествий очень популярен в Америке и Европе, где поездами путешествует не только молодежь, но и люди в возрасте.

У меня от поездки остались лишь самые положительные впечатления. Хочу отправиться в путь уже летом, с великом, и не по работе, а целенаправленно знакомиться с городами – Алданом, Нерюнгри, Благовещенском, Хабаровском. Осталось всего ничего – дождаться отпуска.

Фото, видео: Иван Макаренко.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
26 мая
  • Ощущается: 2°Влажность: 75% Скорость ветра: 4 м/с