Под алыми парусами: чем живёт Якутский институт водного транспорта
Якутскому институту водного транспорта — 90 лет. Сколько вместили в себя эти годы! Сейчас по рекам республики ходят суда, носящие имена его выпускников…
Как провожают пароходы
В 1932 году в Якутске открылся речной техникум. В отсутствие дорог пароходы-работяги заменяли нам всё. Было их мало, и брали их штурмом: ещё бы, ожидание-то тянулось сутками, а то и неделями. Но и попав на вожделенную палубу, расслабляться не приходилось: пароходики ходили на дровяной «тяге», для чего по берегам тянулись ряды предназначенных для них поленниц, когда же запасы подходили к концу, пассажирам вручали топоры, пилы, и они шумною толпой отправлялись в лес по дрова.
А потом началась война. Казалось, весь Якутск столпился у причала, когда на пристань прибыл первый «транзитный» пароход с призывниками. Сходить на берег им было запрещено, и они, теснясь на палубе, смотрели оттуда на притихших горожан: якуты – молча, а русские распевали частушки. Сколько было потом таких пароходов…
Один из уцелевших фронтовиков вспоминал: «Отходя от нюрбинской пристани, капитан дал прощальный гудок, и пароход кричал до Антоновки».
Везли лошадей вместе с сеном («Лошадь – Красной армии»), везли грузы, переселенцев и депортированных – на Север, а оттуда – добытую ими для фронта рыбу. От реки зависела жизнь.
Но она и сейчас от неё зависит, достаточно двух слов – северный завоз, и больше ничего объяснять не надо.
Трудоустройство – стопроцентное
Курсанты Якутского института водного транспорта участвуют в северном завозе наравне с речниками. Главное – чтобы 18 лет уже исполнилось, иначе не допустят к плавательной практике, таковы нынешние правила. В прежние времена и раньше начинали.
– Практику наши ребята проходят в штатных должностях, получая достойную зарплату, как сотрудники, – рассказывает заместитель директора института Владимир Сергеевич Жуков. – Отличникам и хорошистам даём возможность самим выбирать место её прохождения. Или, бывает, продолжатели династий просятся именно туда, где работали отцы и деды – такую просьбу мы тоже, конечно, уважим.
А так практика, конечно, чередуется: одну курсант проходит, скажем, в ЛОРПе, другую – в Ленском бассейне. Сравнивает, выбирает, на людей смотрит и себя показывает. Потом они чаще всего остаются работать там, где проходили практику. А трудоустройство выпускников у нас стопроцентное.
На полном гособеспечении
С 2005 года здесь две ступени – среднее профессиональное образование и высшее. Большинство, закончив среднее, продолжают учебу на высшем, а студенты высшей школы параллельно обучаются по программам дополнительного и среднего специального образования.
Какие же это специальности? «Строительство», «Электроэнергетика и электротехника», «Технология транспортных процессов» на высшем. СПО: судоводитель, судомеханик, электромеханик, гидротехник. В 2021 году впервые произведён набор на специальность «Организация перевозок и управление на транспорте». А всего образовательных программ в институте 150, в том числе и по маломерному флоту, то есть после их прохождения курсант получает права на управление амфибийными судами, моторными особой конструкции, судами на воздушной подушке.
– При этом ребята могут менять квалификацию, – добавляет Владимир Сергеевич. – То есть переучиться и работать на суше. Мы куём кадры для флота, но многие наши выпускники работают на ТЭЦ, ГРЭС-2, в Энергосбыте.
Остаётся только добавить, что курсанты – на полном государственном обеспечении: бесплатная форменная одежда, бесплатное питание.
В нынешнем учебном году 465 курсантов получают среднее профессиональное образование, 551 – высшее.
Есть среди них и девушки, причем если раньше они шли в диспетчерские службы, картографические, то теперь среди них появились желающие освоить профессии электромеханика, механика-судоводителя.
Круговая визуализация
В 2021 году в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы» в Якутском институте водного транспорта открылся Учебно-тренажерный центр, оснащенный новейшим оборудованием, при помощи которого можно смоделировать любую нештатную ситуацию, будь то пробоина в борту, пожар, шторм, неисправность оборудования в машинном отделении – и не только.
– Тренажерный мостик судоводительский – там полностью круговая визуализация, такие же судовые двигатели, ребята их запускают, разбирают, регулируют, обслуживают.
Электрооборудование всё точно так же смоделировано, – объясняет Жуков. – Самое на сегодняшний день главное – мы обучаем эксплуатации отечественного оборудования. Так и раньше было, ведь не каждый судовладелец мог позволить себе установку зарубежного аналога. Суда всё равно нашей постройки, и силовые установки нашего производства. По своему опыту скажу: если сломался «немец», пиши пропало, уже не отремонтируешь, а наш ремонтопригодный и запчасти в доступе.
«Подъём в три утра»
Владимир Жуков – сам выпускник ЯИВТ.
– Первую практику проходил матросом на «Михаиле Светлове». Родом я из Читинской области, наша река Ингода – она шириной метров двадцать будет, и когда я приехал сюда поступать и увидел Лену… Сначала поразился, потом полюбил.
А на «Светлове» попал на вооружение теплохода – подготовку к навигации. Это же белый теплоход, и всё под линеечку, всё с иголочки должно быть.
В следующие навигации по всей Лене и большей части её притоков ходил, от устья до дельты. И в Восточно-Сибирском море на землесосе, который занимается дноуглубительными работами: в тот раз мы в море всю навигацию пробыли, шесть месяцев берега не видели. Но там, конечно, все условия созданы: тренажерный зал, комната отдыха, кают-компания, настольный теннис. Вахта – восемь через шестнадцать, то есть 8 часов работаешь, 16 часов отдыхаешь.
А когда проходил практику на скоростных пассажирских судах, подъём – в 3 часа утра, потому что в 5 часов уже надо загрузиться и отойти. Потом 12 часов идёшь до того же Олёкминска. В 19 часов – на месте, и нужно готовить судно к завтрашнему рейсу. Завтра так же в три – подъём, и поехали назад.
Ни один тренажер к такому не подготовит, добавим мы.
Для флота России
По данным Департамента статистики и экспертизы РФ, ЯИВТ ежегодно входит в число лучших образовательных учреждений России, а недавно институт был удостоен диплома Всероссийского конкурса «Бегущая по волнам» в номинации «За успехи в работе по подготовке профессиональных кадров для флота России».
А совсем скоро после двухлетнего перерыва мы наконец-то увидим курсантов-речников в парадном строю 9 Мая.
– Это традиция, – говорит Владимир Сергеевич. – И есть ещё одна: ходить в школы и садики по линии Юнфлота. Есть Юнармия, а есть Юнфлот, и мы здесь его организаторы. Нужно же растить смену, чем мы и занимаемся.
Фото предоставлено героем материала.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: