Почетный гость I конгресса национальных театров России Теодорос Терзопулос — об идее-прорыве, мировой ассоциации и путях диалога

Почетный гость I конгресса национальных театров России Теодорос Терзопулос — об идее-прорыве, мировой ассоциации и путях диалога

Читайте нас

27 театров, более ста их представителей, 20 федеральных экспертов… А один из гостей I конгресса национальных театров России добирался до Якутска из Европы аж на трёх самолётах — греческий режиссер и педагог Теодорос Терзопулос.

Он всемирно известен как  президент Международного комитета театральной олимпиады, один из основателей Международного института средиземноморского театра, основатель театра АТТИС.

— Идея создания Ассоциации национальных театров — это идея-прорыв, передовая идея. Надеюсь, что России удастся создать мировую Ассоциацию национальных театров, ядро которой было бы здесь. Мы с радостью бы в этом участвовали.

Когда я в середине 1980-х годов создавал в Дельфах Международное собрание античной драмы, ко мне пришло осознание тесной связи между театрами разных народов, я видел рождение связей между разными культурами.

Тронут, что могу участвовать в историческом событии, причем вижу его и изнутри, и со стороны, поэтому мне виден его поразительный масштаб. Конгресс этот — многонациональный и демократический, открытый вызовам. В эпоху нивелирования и обезличивания всех культур эта организация послана нам свыше, как дар.

Почему это объединение необходимо? На дворе XXI век, а театр, куда бы ты ни поехал, везде однородный. Создание ассоциации поможет открыть пути для диалога,  обмениваться информацией, познавая что-то другое. Диалога между похожими друг на друга быть не может — это монолог. Истинный диалог, дающий развитие — это диалог между теми, кто отличается друг от друга.

Отрадно, что конгресс происходит здесь, в Якутии, среди людей, которые не забыли свои корни, которые ощущают свою связь с природой. Я увидел тут то, что близко мне, над чем я много лет размышляю.

На меня произвел впечатление спектакль Андрея Борисова «Кудангса Великий», где структура отсылает к древнегреческой трагедии и где я увидел все то же бережное отношение к традиции и природе, увидел настоящую природную игру.

У традиции много корней, но древо — оно едино. Но надо уточнить, о каких корнях мы говорим. Здесь нужны консультации этнографов: наше прочтение традиций в большей мере сентиментально и связано с праздниками. Однако традиции — это прежде всего хранилище памяти. Желая создать что-то новое, мы сначала должны обратиться к нему.

Чем глубже погружаешься в традицию, тем шире становится твой горизонт.  Это не археологическая законсервировавшаяся окаменелость. Это глубинное прошлое, которое отражается в будущем, потому что обладает качествами природы.

Нужно помнить ещё об одном: есть «я» и «ты», как в драме, а есть «я», «ты» и «Бог» — театр был ритуальным действом, обращённым к Богу.

Я оптимистично смотрю на будущее ассоциации, потому что здесь мы начинаем обсуждать очень важную тему, которая будет нас всех занимать в ХХI веке. Какой театр нам нужен? Или — шире: какой человек?

Публика изменилась и двигается параллельно нам. А мы должны пригласить ее в совместное путешествие — шаг за шагом, а не развлекать.  Потом может случиться и момент сотворчества. Задача же ассоциации — подсветить проблемы в обществе, соответственно, здесь может быть диалог не только культурный, но и социальный.

Фото предоставлено пресс-центром Саха театра

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 декабря
  • -32°
  • Ощущается: -32°Влажность: 75% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: