Почетный гость I конгресса национальных театров России Теодорос Терзопулос — об идее-прорыве, мировой ассоциации и путях диалога
27 театров, более ста их представителей, 20 федеральных экспертов… А один из гостей I конгресса национальных театров России добирался до Якутска из Европы аж на трёх самолётах — греческий режиссер и педагог Теодорос Терзопулос.
Он всемирно известен как президент Международного комитета театральной олимпиады, один из основателей Международного института средиземноморского театра, основатель театра АТТИС.
— Идея создания Ассоциации национальных театров — это идея-прорыв, передовая идея. Надеюсь, что России удастся создать мировую Ассоциацию национальных театров, ядро которой было бы здесь. Мы с радостью бы в этом участвовали.
Когда я в середине 1980-х годов создавал в Дельфах Международное собрание античной драмы, ко мне пришло осознание тесной связи между театрами разных народов, я видел рождение связей между разными культурами.
Тронут, что могу участвовать в историческом событии, причем вижу его и изнутри, и со стороны, поэтому мне виден его поразительный масштаб. Конгресс этот — многонациональный и демократический, открытый вызовам. В эпоху нивелирования и обезличивания всех культур эта организация послана нам свыше, как дар.
Почему это объединение необходимо? На дворе XXI век, а театр, куда бы ты ни поехал, везде однородный. Создание ассоциации поможет открыть пути для диалога, обмениваться информацией, познавая что-то другое. Диалога между похожими друг на друга быть не может — это монолог. Истинный диалог, дающий развитие — это диалог между теми, кто отличается друг от друга.
Отрадно, что конгресс происходит здесь, в Якутии, среди людей, которые не забыли свои корни, которые ощущают свою связь с природой. Я увидел тут то, что близко мне, над чем я много лет размышляю.
На меня произвел впечатление спектакль Андрея Борисова «Кудангса Великий», где структура отсылает к древнегреческой трагедии и где я увидел все то же бережное отношение к традиции и природе, увидел настоящую природную игру.
У традиции много корней, но древо — оно едино. Но надо уточнить, о каких корнях мы говорим. Здесь нужны консультации этнографов: наше прочтение традиций в большей мере сентиментально и связано с праздниками. Однако традиции — это прежде всего хранилище памяти. Желая создать что-то новое, мы сначала должны обратиться к нему.
Чем глубже погружаешься в традицию, тем шире становится твой горизонт. Это не археологическая законсервировавшаяся окаменелость. Это глубинное прошлое, которое отражается в будущем, потому что обладает качествами природы.
Нужно помнить ещё об одном: есть «я» и «ты», как в драме, а есть «я», «ты» и «Бог» — театр был ритуальным действом, обращённым к Богу.
Я оптимистично смотрю на будущее ассоциации, потому что здесь мы начинаем обсуждать очень важную тему, которая будет нас всех занимать в ХХI веке. Какой театр нам нужен? Или — шире: какой человек?
Публика изменилась и двигается параллельно нам. А мы должны пригласить ее в совместное путешествие — шаг за шагом, а не развлекать. Потом может случиться и момент сотворчества. Задача же ассоциации — подсветить проблемы в обществе, соответственно, здесь может быть диалог не только культурный, но и социальный.
Фото предоставлено пресс-центром Саха театра
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: