Почему улететь за границу стоит дешевле, чем купить билет до Среднеколымска
Высокие авиатарифы на внутрирегиональных маршрутах – серьёзная проблема для большинства жителей республики. При этом отказаться от полётов нельзя, так как зачастую это единственная возможность передвигаться по Якутии, где в большинстве северных районов отсутствует круглогодичная наземная транспортная инфраструктура. Как сделать малую авиацию доступнее и снизить тарифы на авиаперевозки? Эти вопросы обсуждались в Ил Тумэне в режиме ВКС.
Почему так дорого?
Улететь на самолёте в центральную часть России и даже за границу в разы дешевле, чем долететь до того же Среднеколымского района. Почему? Отвечая на этот вопрос, министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев разъяснил, из чего складываются цены на авиабилеты.
– Экономически обоснованный тариф в одном направлении в среднем по республике составляет 24 324 рубля, или от 17 тысяч рублей по маршруту Якутск – Усть-Мая до 37 400 рублей – Якутск – Черский.
При ценообразовании авиаперевозчики руководствуются Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 в соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса.
Стоимость пассажирского билета определяется исходя из себестоимости рейса по заданному маршруту и плановой пассажирской загрузки воздушного судна. Кроме того, значительное влияние на себестоимость авиаперевозок оказывают эксплуатация устаревшего парка воздушных судов, средний возраст которых составляет 45 лет, и малая провозная ёмкость судов, высокое потребление топлива по сравнению с другими аналогами воздушных судов, – проинформировал министр.
На размер тарифов при выполнении авиарейсов также влияют стоимость услуг поставщиков и эксплуатационные расходы авиакомпаний. В структуре тарифа наиболее весомой составляющей является авиационное топливо С-1. По словам Сивцева, в аэропорту Внуково стоимость тонны составляет 37 200 рублей, в аэропорту Якутска, с учетом транспортировки, 69 тысяч, а в Черском уже 91 тысячу рублей.
Также аэропортовые тариф и сборы на территории республики превышают стоимость аналогичных тарифов и сборов в центральных регионах страны в 6,5 раз. По некоторым ставкам разница более чем в 11 раз. К примеру, стоимость сбора за взлёт-посадку в аэропорту Внуково составляет 220 рублей, в аэропорту Якутска – 1 267 рублей за тонну.
Министр отметил, что региональные авиакомпании реализуют авиабилеты по стоимости ниже, чем экономически обоснованные тарифы. К примеру, по маршруту Якутск–Депутатский (авиакомпания «Якутия») экономически обоснованный тариф составляет 25 500 рублей, в продаже есть билеты от 19 950 до 22 950 рублей. Якутск–Среднеколымск («Полярные авиалинии») экономически обоснованный тариф – 32 760 рублей, реализуются билеты от 27 140 рублей. Якутск–Черский – обоснованный – 37 200, реализуемая стоимость: от 34 800 рублей.
Программа субсидирования
В Якутии авиаперевозки субсидируются, соответствующая программа охватывает 29 из 34 районов, с включением 189 населённых пунктов республики. В том числе 161 внутрирайонный маршрут, 28 – межрайонных.
– Расчётная потребность программы субсидирования оценивается в 4 млрд 146 млн рублей, но такие объёмы только в пределах регионального бюджета реализованы быть не могут. Министерством проводится работа с федеральными органами исполнительной власти. Хотелось бы отметить, что в рамках создания Союза дальневосточных перевозчиков обсуждается вопрос как субсидирования самих авиарейсов, так и лизинга воздушных судов, а также доставки авиатоплива в аэропорты Арктической зоны.
В рамках национальной программы развития Дальнего Востока чётко обозначены мероприятия по субсидированию внутрирегиональных маршрутов, предоставлению иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в соотношении 50% на 50%. Как только в этом году будет принят план реализации нацпрограммы, то уже с 2021 года регион начнёт получать субсидии из федерального бюджета.
– В связи с ограничительными мерами из-за пандемии якутские авиакомпании понесли значительные убытки. Пассажиропоток упал на 35%. Нами была предложена программа субсидирования социально значимых авиаперевозок к небольшой корректировке в сторону уменьшения с учётом ожидаемого и прогнозируемого пассажиропотока до конца года. Сегодня по программе субсидирования предусмотрено порядка 280 млн рублей. До конца года остаётся ещё около 90 млн рублей. Мы ожидаем, что потребность этого года будет закрыта. Потребность на следующий год составляет порядка 289 млн рублей, – сказал Владимир Сивцев.
Обновление воздушного флота
Для увеличения транспортной доступности, наряду с поэтапной программой обновления воздушного флота и реконструкцией аэропортовых комплексов, прорабатываются вопросы развития малой авиации.
Законодательство РФ содержит ряд требований для осуществления коммерческой деятельности субъектами малой авиации. Для выполнения любых коммерческих полётов, даже на лёгком самолете общего назначения, необходимо иметь сертификат эксплуатанта, как для большой авиакомпании, что представляется излишним требованием. Такие же правила установлены для лёгких вертолётов. Установлены требования к числу воздушных судов в парке (не менее 3 ед.), количеству сотрудников, необходим договор на базирование воздушных судов и многое другое.
В начале сентября министерством в адрес председателя правительства РФ было направлено письмо с предложениями снизить требования и ограничения для выполнения коммерческих полётов субъектами малой авиации. Однако Минтранс РФ сообщил, что эти предложения не могут быть учтены ввиду нарушения ими Воздушного законодательства РФ.
– Задачу развития малой авиации мы реализуем на базе региональной авиакомпании «Полярные авиалинии», – отмечает министр. – Начиная с 2023 года, она планирует приобретать воздушные суда типа АН-2. Соответствующие соглашения и договоренности есть с Минпромторгом России. Также уже заключены соглашения о покупке семи новых отечественных вертолётов, три из которых с медицинским модулем. Поставка начнётся с 2021 года. Кроме того, вертолёты будут модифицированы для использования в природно-климатических условиях Арктической зоны.
***
Во время обсуждения темы поднимались вопросы о поддержке и развитии санитарной авиации, в частности, строительство вертолётных площадок при медицинских организациях в рамках государственно-частного партнёрства.
Свои предложения об изменениях в Воздушный кодекс РФ представил ученик выпускного класса Чурапчинской гимназии Ньургун Пермяков, победивший во Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива».
Многие пункты из доклада школьника, в частности, о внесении поправок в Воздушный кодекс РФ, о создании конкурентного рынка частных авиаперевозчиков на воздушных судах малой авиации и надёжных механизмов, благоприятного климата для субъектов малого предпринимательства и юридических лиц были одобрены парламентариями.
По итогам «круглого стола» будут приняты соответствующие рекомендации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: