Почему «буксует» мусорная реформа?
О территориальных схемах обращения с отходами, организации деятельности по раздельному сбору ТКО и дальнейшей их переработке говорили на прошлой неделе за «круглым столом» в Ил Тумэне. В 2021 году в Якутии будет актуализирована территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. Вся работа будет проводиться с учётом федеральных требований. Изменения в территориальной схеме вызваны необходимостью корректировки перспективных объектов обращения с отходами, пересмотра действующей схемы потоков с учётом фактической доли внедрения реформы. Территориальной схемой предусматривается размещение мусоросортировочных комплексов, пунктов временного накопления, станций термического обезвреживания.
– Мы сейчас работаем над тем, чтоб выработать единые подходы совместно с органами местного самоуправления и определить, какие объекты ТКО целесообразно устанавливать и строить на территории каждого муниципального района. Это зависит от транспортной логистики, объёмов образуемых отходов. Изучаем виды оборудования, которые подойдут для нашего региона, – отметил Виктор Романов, заместитель министра ЖКХ и энергетики РС(Я).
При этом возникают и риски, которые появляются при определении земельного участка под объекты обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО. Для наиболее продуктивного решения этого вопроса предлагается на «нулевом» этапе проводить минимальные предпроектные работы на нескольких вариантах земельных участков, а саму необходимость проведения подобных работ предлагается закрепить на федеральном уровне с учётом затрат на финансирование.
Для того чтобы нормально функционировали региональные операторы, им оказывается финансовая поддержка, к примеру, предоставляются субсидии на приобретение специализированной техники, а именно мусоровозов. Проводится и организационная поддержка, когда информация о задолженности по оплате ТКО доводится до потребителей через портал «Госуслуги», также нормативная, когда ведётся делегирование региональных операторов в органы самоуправления.
«Вторая жизнь» мусора
Вторичное сырьё образуется из отходов, которые можно переработать и использовать ещё раз, то есть утилизировать. По сути, переработка отходов – это сокращение объёмов мусора, экономия природных ресурсов, эффективность процессов сортировки.
Сегодня для разъяснения необходимости введения раздельного сбора мусора проводятся различные мероприятия, поддерживаются общественные инициативы, совместно с волонтёрским движением, с Якутской экологической компанией ведётся работа по пропаганде необходимости раздельного сбора мусора как среди рядовых граждан, так и юридических лиц. К примеру, в 2020-м году компания собрала более 1100 тонн мусора на переработку, из них 90% – это картон, всё остальное пластик.
Всего в «ГО Якутск» по пилотному проекту функционируют 16 точек раздельного сбора мусора. Основная задача «пилота» – определить готовность граждан к раздельному сбору мусора, а также уточнить объёмы полезных фракций.
В течение этого года, после проведения анализа данных, полученных по итогам пилотного проекта, могут произойти изменения в оплате за твердые коммунальные отходы.
Модель реализации такова: есть заказчики вывоза, специализированные компании транспортируют отходы с контейнерных площадок, полигоны обеспечивают приёмы переработки и захоронения. Жители сами контролируют чистоту и порядок на местах сбора ТКО. ТСЖ будут заинтересованы в фактической оплате за вывезенный мусор.
Органам власти остаются контроль за соблюдением экологических, санитарных требований, реагирование на жалобы населения.
К сожалению, до сих пор отсутствие объектов утилизации отходов в республике было обусловлено отсутствием финансирования. Так, на время старта мусорной реформы вообще не было объектов по обращению с отходами – полигонов, сортировочных пунктов.
– Мы направили в Минприроды России обращение, в котором предлагаем оказывать финансовую поддержку переработчикам и освобождать их от НДС, – рассказал заместитель министра ЖКХ и энергетики Виктор Романов.
Свалки в республике перегружены
В государственном реестре объектов размещения отходов по состоянию на 1 апреля 2021-го года на территории Якутии значатся 298 объектов. Восемь из них – это полигоны, на которых размещают отходы крупные предприятия, такие как «Сургутнефтегаз», «Газпром» и другие.
По полигону «городского округа Якутск» было принято решение о его закрытии с 1 апреля текущего года, но он до сих пор действует. Хотя о необходимости его переноса говорилось ещё в 2004-м году. Тогда главе города Илье Михальчуку было рекомендовано в срок до 1 марта 2005 года провести выбор участка, разработать технический проект нового полигона и обеспечить техническую экспертизу до 31 декабря 2005 года. Однако ничего из этих поручений не выполнено до сих пор.
Кто должен убирать?
Проблем на данный момент больше чем достаточно. Одна из них – вахтовые посёлки, которые находятся вне территории населённых пунктов и не заключают договоры на вывоз ТКО, мотивируя это тем, что данные объекты не включены в территориальную схему обращения с отходами в республике. А тем временем в Законе «Об отходах производства» установлена обязанность в отношении собственника твёрдых коммунальных отходов заключать договор на оказание услуг с региональными операторами в зоне деятельности. Очевидна необходимость внесения соответствующих изменений в территориальную систему обращения на территории РС(Я), утверждённую приказом Министерства ЖКХ с сентября 2018 года № 360.
Также озвучена ещё одна проблема: плату за размещение ТКО в установленные сроки производят не все региональные операторы республики. Большинство регоператоров не имеют объектов размещения отходов, не занимаются размещением ТКО. Из-за неслаженной работы региональных операторов в бюджет РС(Я) не в полном объёме поступает оплата за размещение ТКО. В качестве путей решения было предложено внести изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды».
Также существует проблема наружных брикетов в неблагоустроенных районах Якутска и других населённых пунктах республики. Вопросы с вывозом и определением мест захоронения данных отходов возникают ежегодно. Дело в том, что данные виды не включены в перечень твердых коммунальныхотходов, не предусмотрено их потоковое движение в территориальной схеме обращения с отходами, соответственно, их вывоз не включён в разработанные тарифы, и этим не занимаются регоператоры. Одно из вариантов решения – включение мерзлых коммунальных отходов в схему обращения с отходами на территории республики, утверждённую приказом Министерства ЖКХ.
Где взять 70 миллиардов?
– По самым грубым подсчётам, на рекультивацию всех свалок в республике требуются колоссальные средства – порядка 70 миллиардов рублей, – сказал Яков Заровняев, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я). – В Якутии сегодня насчитывается 471 свалка, в среднем, на каждую необходимо по 150 млн рублей.
Вопрос по источникам финансирования остаётся открытым. Выделение средств из местного бюджета невозможно, поэтому необходима планомерная работа по их привлечению.
В этом смысле повезло городам Вилюйск и Мирный. Там планируется рекультивировать свалки в рамках национального проекта «Экология». Разработка сметно-проектной документации обеспечивается местным бюджетом: так, проектно-сметная документация рекультивации свалки г.Вилюйска внесена в государственную экологическую экспертизу, в г.Мирном – готовится к внесению.
Согласно паспорту регионального проекта «Чистая страна» для предоставления субсидий из федерального бюджета заявки направляются до 1 января 2023-го года. К этому моменту новые полигоны должны быть введены в эксплуатацию.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: