В 2022 году Якутия отмечает столетие со дня образования ЯАССР. Обретение государственности придало могучий стимул промышленному освоению огромной территории, её социально-экономическому росту и развитию всей страны. 2022 год стал годом, посвящённым этой юбилейной дате.
Якутия – крупнейший сырьевой регион России, единственный в мире, в недрах которого находится вся таблица Менделеева. На ее территории открыты и осваиваются уникальные месторождения полезных ископаемых. Республика занимает лидирующее место в России по добыче алмазов (82% запасов России), сурьмы (82%) и урана (61%). Общий запас древесины составляет 9 млрд. куб. м (1/6 часть всего лесного фонда России). За первое полугодие текущего года промышленное производство показывает максимально высокие темпы роста (14,2%). Динамика обусловлена ростом за счёт увеличения производства продукции в добывающем секторе: угля на 29,8%, природного газа и газового конденсата на 32,2%, нефти и попутного газа на 9,9%.
Такие высокие темпы роста промышленности, экономического развития республики и всего северо-востока России обеспечены постоянно развивающейся логистической инфраструктурой региона. Очевидно, что важной составляющей частью развития экономики всей Якутии является транспорт, который позволяет решить и реализовать многие актуальные проблемы и задачи. Это, прежде всего, поставка хозяйственных грузов и товаров народного потребления, перевозка людей, обеспечение всем необходимым для бесперебойной работы социально значимых объектов – детских садов, школ, больниц, поликлиник.
Транспортная артерия республики
Из-за сложных природных особенностей, удалённости основных промышленных районов транспортная схема Якутии сложная и дорогостоящая. На сегодняшний день одной из главных транспортных артерий является железная дорога.
Благодаря построенной Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) стало возможным освоение новых территорий и месторождений, дальнейшее развитие региона и страны.
Ещё в начале прошлого века, в трудное предреволюционное время, прогрессивные умы русского общества поняли, что в будущем Россия должна иметь в Сибири не одну, а несколько широтных железнодорожных транзитных линий и меридиональных транспортных коридоров.
Так, в 1906 году Совет министров России во главе с С.Ю. Витте принял решение о необходимости создания новой железнодорожной ветки Сибирь – Аляска через Чукотку и Якутию. Воплощение такого смелого и нужного проекта началось в 1930-х годах со строительства линии Бамовская–Тында, как часть запланированного участка БАМа. Но Великая Отечественная война на долгие годы остановила реализацию в жизнь этого замысла. Рельсы построенного участка дороги были разобраны и использованы для возведения Волжской рокады, что обеспечило эвакуацию жителей и промышленности Сталинграда, а затем и успех Сталинградской битвы.
Лишь в 1972 году возобновилось строительство этого участка. Полностью железнодорожная линия Бамовская–Тында была введена в эксплуатацию в октябре 1977 года.
Особая дата
11 апреля 1985 года – особая дата в истории железных дорог Якутии. В этот день строители БАМа, бойцы отряда «Якутский комсомолец» приступили к строительству железной дороги «Беркакит–Томмот– Якутск» протяженностью 830 км. Во время торжественного митинга заместитель начальника СМП-574, Герой Социалистического Труда Владимир Павлович Степанищев вручил командиру отряда «Якутский комсомолец» Алексею Иванченко и комиссару отряда Виктору Яковлеву символический ключ. Ключ, разделённый на две половинки, предстояло соединить в городе Якутске, когда первый поезд придет в столицу республики.
По этому поводу нерюнгринская поэтесса, аямовка Наталья Лозина написала эмоциональные и трогательные стихи:
И вот легло на насыпь плавно
Пути короткое звено.
Еще одним началом славным
Вписалось в летопись оно.
От километра к километру,
Как в юности из класса в класс,
Пойдут бойцы навстречу ветру
И вспомнят, может быть, не раз
Одиннадцатый день апреля
И две серебряных струны,
И то, как молодости веря,
Их поздравлял народ страны.
А через десять лет до Лены
Дойдет стремительный АЯМ,
И грандиозность перемены
Подарком лучшим станет нам…
На этом митинге перед строителями выступил Герой Социалистического Труда, начальник «Главбамстроя» К.В. Мохортов. Он сказал: «Все отряды, которые хорошо зарекомендовали себя на строительстве БАМа, будут задействованы на новой железной дороге… Магистраль будет строиться в сложных геологических условиях. Много неизвестного. Опыт БАМа будет, несомненно, закреплен на АЯМе для будущих поколений, которые придут вслед за нами осваивать богатства Севера…»
Трудные километры
Начало строительства складывалось очень трудно. Необходимо было со станции Каунда, где состоялась «золотая» стыковка БАМа, на расстояние более полторы тысячи километров передислоцировать подразделения, которые участвовали в строительстве БАМа. Отсутствие достаточной для разворота работ проектной документации и низкие объемы финансирования осложняли процесс работы. Но, несмотря на сложности, стройка набирала обороты.
Транспортные строители готовы были самоотверженно трудиться на объектах АЯМа, проявлять трудовой героизм. Планировалось досрочно завершить строительство магистрали в 1990 г., т.е. за пять лет 830 км, по 166 км в год. Однако этим планам не суждено было сбыться. К 1988 году финансирование по строительству АЯМа закрывалось в 15 раз. Только благодаря напористости и инициативе первого Президента республики Михаила Николаева, Правительства Якутии, поддержке правительства РФ и мужеству коллектива строителей АЯМа удавалось продолжать укладку рельс на Север. В условиях острой нехватки строительных материалов, запасных частей, горюче-смазочных материалов для машин и механизмов велось не только строительство железной дороги, но и строительство жилых домов, объектов соцкультбыта. Это в последующем помогло избежать большой текучки кадров.
К 1990 году было уложено 212 км пути. В начале 1991 уложили лишь 8 км и встали из-за нехватки шпал. Остаток 1991-го и весь 1992 год ушли на преодоление 70 км до станции Алдан.
Для транспортных строителей приход первого поезда в Алдан был вопросом профессиональной чести. Алданский район, город Алдан – это знаковое место не только для Якутии и северо-востока страны, но и для всей России.
Традиции укладки «серебряного» и «золотого» звеньев, «прихода Первого поезда», пуска пассажирского движения имеют давнюю историю с начала строительства железных дорог. «Серебряное звено» укладывали в начале железнодорожной линии, «золотое» – при его окончании.
В случае с Алданом транспортные строители отошли от традиций, и 19 декабря 1992 года было уложено «золотое звено», хотя эта станция не являлась конечным пунктом строительства АЯМа. Приход железной дороги в Алдан – это самоотверженный подвиг людей в очень сложный период для государства. Преодоление огромных трудностей на пути строительства дало моральное право поднять значимость события до «золотого».
В 1993 году было создано Министерство по вопросам строительства Амуро-Якутской магистрали. Министром назначен Д.Д.Трофимов. Через два года министерство преобразовали в акционерную компанию «Железные дороги Якутии».
10 сентября 1995 года пришел первый поезд на станцию Нижний Куранах. От Алдана это всего 30 км, которые укладывались два года! Но именно эти километры доказывают, как было велико желание правительства Республики Саха (Якутия) и строителей АЯМа не дать стройке «замёрзнуть», продолжать, несмотря на многочисленные трудности, двигаться вперёд, воплощать в жизнь задуманное.
Отсутствие денежных средств вынуждало Правительство Республики Саха (Якутия) находить нестандартные пути решения проблем. Выплата заработной платы коллективам транспортных строителей производилась не только деньгами, но и ювелирными украшениями, продуктами питания. На стройке остались самые преданные, среди них: С.Г. Смотрин, Н.Н. Прокопюк, А.Н. Зайцев, Б.П. Станчук, В.П. Давыдов, А.Г. Филипов, В.А. Грудцин, С.Г. Шишкин, Л.И. Михайленко, Д.Д. Вольф, М.В. Лощилин, Н.К. Кочнева, В.Н. Шульгин, А.М. Жуков, В.Н. Безруков, Н.Н. Кондратьева. Коллективы транспортных строителей, участвующих в строительстве АЯМа, в тот период возглавляли: Тарасенко В.И., Кулаженко В.Н., Дудников А.Н., Пересада В.А., Михайленко В.А., Гремяко С.В., Шарафутдинов В.А., Титов А.А., Кляхин С.А., Вешняков Е.Н.
16 августа 1997 года состоялись прибытие первого поезда на станцию Томмот и открытие рабочего движения.
К сожалению, в период с 1997 по 2002 гг. строительство такого нужного и важного объекта для республики шло очень медленно, постоянно останавливалось и было фактически прекращено.
По сути, начинать нужно было опять с чистого листа. Это стало возможным с назначением Штырова В.А. президентом Республики Саха (Якутия). А также при поддержке правительства РФ, руководителей корпорации «Трансстрой» – Басина Е.В., Дудникова А.Н. Они активно принимали участие в обсуждениях на самых высоких уровнях органов власти о необходимости продолжения линии до Якутска, что, наконец, привело к принятию постановления Правительством РФ №242 от 15 мая 2004 года «О неотложных мерах по строительству железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск».
25 апреля 2005 года возобновилось строительство нового 364-километрового участка Томмот–Кердем. 15 ноября 2011 года на станции Нижний Бестях было уложено «золотое звено». В торжественной укладке принял участие Президент РФ Дмитрий Медведев.
За время строительства АЯМа были выполнены огромные объёмы земляных работ, пробиты километры просек, построены десятки мостов, уложены железнодорожные пути и линии связи. Выполнены работы по возведению служебно-технических зданий и сооружений. С вводом в эксплуатацию в 2014 г. железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях протяженностью 436 км стало возможным переключение перевозки значительных объемов грузов с речного и автотранспорта на железнодорожный. Участок железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Нижний Бестях протяжённостью 830 км называют самым крупным и сложным проектом в области железнодорожного строительства за последние 30 лет.
Первый пассажирский
В июле 2019 года открыто пассажирское движение, а 5 августа 2019 года на станцию Нижний Бестях прибыл первый пассажирский поезд. Его пассажирами стали участники строительства Байкало-Амурской магистрали и АЯМа, ветераны комсомольского движения, командиры молодежных коллективов, бойцы строительного отряда «Якутский комсомолец». Среди них были и Герои Социалистического Труда – Бондарь А.В. и Варшавский И.Н. Именно они в сентябре 1984 года обеспечили укладку «золотого звена» на разъезде Балбухта Байкало-Амурской магистрали.
Путь на Магадан
Успешное окончание строительства АЯМа дает возможность реализовать еще один масштабный и очень важный проект – строительство железной дороги до Магадана.
Генеральный директор АО «АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин прокомментировал цель строительства дороги до Магадана:
«Уже сегодня промышленные предприятия, действующие на территории Якутии и Магаданской области, проявляют большой интерес в оптимизации транспортных схем по доставке грузов. Строительство железной дороги до Магадана позволит сформировать единое транспортное пространство. Железная дорога обеспечит круглогодичную перевозку жизнеобеспечивающих грузов для Северного завоза, улучшит транспортную доступность и качество транспортно-логистических услуг при перевозке грузов и пассажиров, повысит уровень безопасности транспортной системы и привлекательность инвестиционных проектов, тяготеющих к данной железной дороге».
В рамках мероприятий, организованных к 100-летию образования Якутской АССР, 3-4 июня 2022 года в Якутске состоялась конференция «Путь на Магадан», посвященная строительству железной дороги Нижний Бестях – Магадан. При поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ её организаторами стали Правительство Республики Саха (Якутия), Правительство Магаданской области, ОАО «РЖД». Генеральным партнером выступила Акционерная компания «Железные дороги Якутии».
Реализация таких масштабных и сложных проектов возможна только благодаря самоотверженному труду и преданности людей своему делу. Мы должны хранить память о ветеранах труда, ценить их трудовые подвиги. Именно они являются примером для подражания молодому поколению, образцом доблестного труда и целеустремлённости.
Республика Саха (Якутия) может по праву гордиться транспортными строителями, построившими АЯМ, и по праву считать это строительство достойным вкладом в празднование столетнего юбилея.
Отдавая дань уважения строителям АЯМа, есть все основания отметить их достойными наградами в этот знаковый для республики год.
Юрий Якимчук,
генеральный директор УК АЯМ,
Почетный строитель РФ,
участник строительства БАМа, АЯМа
This post was published on 25.12.2022 18:00