«Очень скучаю по родному Верхоянью, по тайге и горам, по жизни в стаде, когда мы с мужем были как ниточка с иголочкой. Он даже на охоту меня с собой брал, считая, что я приношу удачу», – говорит Елизавета Потапова, для которой недавно завершившаяся Республиканская выставка-ярмарка «Якутия мастеровая» стала двойной радостью, принеся победу и звание «Мастер народных художественных промыслов».
Школа бабушки и мамы
– До меня в семье никто не кочевал, мы ведь якуты. Правда, мама у меня боевая была, в молодости не побоялась табунщицей стать. Звали ее Мария Васильевна Гатилова. Позже за работу на звероферме ее наградили орденом Красного Знамени.
Отец наш умер рано, и мама осталась вдовой с семью детьми на руках.
Через четыре года, выйдя замуж за охотника, стала ездить с ним в тайгу. За нами в это время присматривали бабушка и мамина младшая сестра Анна.
У бабушки, Марии Дмитриевны Гатиловой, был особый дар – дар слова. Речь ее была такой красивой, образной – заслушаешься! Думаю, она была прирожденным поэтом. Очень жалею, что ничего за ней не записала. Зато запомнила, как она шила – нитями из оленьих жил.
А мама научила меня выделывать шкуры, кожи. Они с отчимом, Василием Николаевичем Потаповым, были удачливыми охотниками, Байанай не обделял их: помню множество горностаевых шкурок, выделкой которых она сама и занималась.
Ещё мама шила унты, а мы с братьями и сестрами помогали ей сначала как кожемяки, потом три брата и я освоили и сам пошив. Все это очень пригодилось мне, когда я приехала с мужем в стадо.
Но это случилось нескоро: после школы я работала на ферме, звероферме, в интернате, а дольше всего – 17 лет – поваром в детском садике. И всё-таки в глубине души я мечтала о другой жизни, и эту жизнь мне подарил мой муж.
«Быть рядом»
– Слепцовы – эвены, потомственные оленеводы, и, выйдя замуж за Константина Николаевича, я поехала с ним в стадо. Освоилась быстро. Почему бы не освоиться, когда рядом родной человек, а вокруг – такая красота, что взгляд никогда не насытится ею?
Там я и начала фотографировать, писать стихи. Все, что во время жизни в поселке словно дремало внутри, на природе, под небом и солнцем, пробудилось.
Первое стихотворение родилось вместе с дочкой. А потом они уже сами лились на бумагу, когда я присматривала за оленями, пока они паслись. Поэтому я всегда брала с собой блокнот и ручку. Муж был первым, кому я их показала, и одобрил: «Что без дела сидеть, раз пишется – пиши». Он был для меня не только мужем, но и другом, наставником, причем во всем – давал советы и тогда, когда я шила одежду для оленеводов, а сам в это время занимался готовкой.
Наши мужчины все умеют – в том числе и шить, и готовить. Не всегда же женщина рядом. Особенно это к молодым относится. Зарплата небольшая, в оленеводы мало кто идёт, а уж в чумработницы… Я-то сама в стадо не ради зарплаты пошла, а чтобы быть рядом с мужем. Всегда хотела быть с ним. И он любил, когда я рядом.
«Стреляй ты»
– Мы и на заготовку дров вместе ездили, и на охоту – хоть на однодневную, хоть на многодневную. Самая долгая охота – дней на пять. На нее мы брали маленькую палатку, десяток ездовых оленей и уходили далеко, через несколько горных перевалов.
Сейчас мне всего этого очень не хватает. Жалею, что так мало снимала на видео, столько драгоценных моментов упущено! Но во время охоты просыпается азарт, кровь кипит – не до съемок.
Муж доверял мне, частенько говорил: «Стреляй ты». Помню, на одной охоте после первых удачных выстрелов я посетовала: «Надо было сначала заснять». Он сказал: «Успеешь ещё», – и ушел вперёд, а я осталась ждать, и фотоаппарат с режимом видеосъемки держала наготове. Но едва заслышав лай наших собак, сразу схватила ружье… Костя вернулся, посмеиваясь: «Ну как, наснимала?» Сразу понял, что добыча у меня есть, а видео опять нет.
Иногда же охота и вовсе получалась «на бегу, на скаку» – например, когда мы натыкались на пирующую росомаху. Этот зверь очень вредит стаду, нападая на оленят. Здоровому сильному оленю он не страшен, а вот для маленьких… Но Костя никогда специально на росомах не охотился – их ведь не едят, а мы на охоте себе только пропитание добывали. Однако завидев росомаху, поедающую недавно зарезанного оленёнка – стреляли. Двух росомах так добыли. Двух за десять лет.
А вот в охоте на волков, которые наносят стаду самый большой урон, я не участвовала. На них муж охотился сам. Пока Костя был рядом, я всегда знала: вместе мы справимся с любой напастью. И так было десять лет. Десять лет, которые пролетели так быстро…
«Как делала бабушка»
– Когда его не стало, я переехала в Якутск. Работаю в коррекционной школе-интернате №34. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить директора нашей школы О.В. Астанову, ее заместителей В.В. Николаеву и Ж.А. Тарабукину, делопроизводителя М.Д. Тарскую, старшего воспитателя интерната С.Н. Николаеву – они очень помогли мне в оформлении документов на звание «Мастер народных художественных промыслов» и всегда поддерживают, когда я провожу мастер-классы для детей.
Но если честно, то сейчас у меня шить времени особо нет. Хотя мне во всем до сих пор помогает тетя, моя вторая мама Анна Васильевна Гатилова – и за внуком моим присмотрит, и за домом, пока я на работе.
Но во время выставки-ярмарки «Якутия мастеровая» я отвела душу. Там мы два дня кроили и шили сумки под названием «авса». Никаких домашних заготовок, все на глазах судей.
Сшила я ее из шкуры снежного барана с помощью жильных ниток (вспомнила, как это делала бабушка), украсив щучьими позвонками, мелкими косточками того же снежного барана и узором наподобие его рогов.
Авса – это сумка для хранения швейных принадлежностей, где не затеряются ни напёрсток, ни иголка. Первую такую сумку я сшила для мужа. Он увидел похожую у своего друга и попросил сшить для него. Я ведь уже говорила, что наши мужчины, если надо, и одежду залатают, и палатку, так что авса – не только женская принадлежность, при кочевке она всем необходима.
Ещё я стала дипломантом III степени в номинации «Зимняя северная одежда».
«Начать что-то новое»
– Участие в «Якутии мастеровой» было для меня большой радостью. Мы с подругами Валей Шестаковой и Любой Лонгиновой в процессии мастеров по городу прошли – они обе были в традиционных костюмах, которые сшила я.
Люба и сама в «Якутии мастеровой» участвовала, а Валя – моя правая рука, всегда и во всем помогает, включая перевозку-перетаскивание вещей на выставках. И если бы не она, фотографий с этих выставок у меня бы почти не было.
Я благодарна им всем, моим родным и близким – за помощь, за участие, за то, что они есть.
А то, что мне присвоили звание «Мастер народных художественных промыслов» – это такая честь и так окрыляет! Спасибо галерее «Симэх» и ее директору Яне Викторовне Игнатьевой. Эта поддержка даёт очень многое, сразу хочется начать что-то новое, а человек живёт только тогда, когда у него есть такое желание.
This post was published on 02.04.2023 12:26