По бездорожью – инновациями

По бездорожью – инновациями

Как решить проблему транспортной изолированности ряда населённых пунктов, в том числе и арктической зоны, в период паводка? Ответ на этот вопрос во время II Северного форума, который состоялся в режиме онлайн, предлагали инженеры таких крупных автомобильных компаний, как «КамАЗ» и «Урал».

Нам нужен вездеход?

На панельной дискуссии, посвящённой технологии развития автотранспорта и транспортных систем, выступили представители ведущих автомобильных заводов страны.

Так, понимая, что для арктической зоны нужны абсолютно новые подходы в разработке транспортных средств высокой проходимости, автомобильные заводы «Урал» и «КамАЗ» рассказали о своих наработках в этом направлении.

Сегодня по дорогам местного значения людей и грузы перевозят с помощью вахтовых автобусов, созданных на шасси автомобилей. Однако зимой из-за частых снежных заносов останавливается движение не только по местным дорогам, но и на федеральных трассах. Преодолевать снежные преграды могут только вездеходные транспортные средства с низким давлением двигателя на грунт.

В труднодоступных районах Арктики эксплуатируются колёсные и гусеничные вездеходы, но и в их эксплуатации есть пара минусов: гусеничные вездеходы не могут ездить круглогодично, а существующие колёсные вездеходы имеют низкую пассажировместимость.

Так, по мнению специалиста автомобильного завода «Урал» Александра Елисеева, возможным решением проблемы транспортной доступности может стать проект «Арктический автобус».

– Разработка равного вездехода с большой пассажировместимостью на шинах низкого давления видится нам логичным решением. Такая техника позволит снизить себестоимость доставки людей и грузов, обеспечить круглогодичную эксплуатацию и уменьшить количество обращений к дорогому воздушному транспорту, – считает он.

Компания «КамАЗ» сейчас работает над двумя проектами – техники особой высокой проходимости «Арктика» и автономной транспортной системы для работы на автозимниках «Вереница». В первом проекте спроектированы и изготовлены уже два автомобиля ВТС 6х6 и ВТС 8х8, а во втором – вереница из автомобилей-роботов. Здесь использованы автомобили лёгкого класса полноприводных машин, которые были превращены в роботов, оборудованы системой связи, навигации, сенсорики. Испытания прошли в феврале-марте этого года, экспериментальная техника накатала сотню километров по зимним дорогам и показала свою надёжность.

Выбираем амфибию

Каждый год республика живёт в напряжении во время прохождения паводковых вод. Во время панельной дискуссии на тему «Реки как транспортные артерии северо-востока России: гидрологический режим и проблемы навигации» научный сотрудник Института мерзлотоведения СО РАН Людмила Лебедева поделилась наработками по прогнозированию уровня воды и рассказала о влиянии изменения климата на гидрологический режим рек.

– Почти каждый год в сложных условиях проходит паводковый период, потенциально под угрозой затопления находятся 250 населённых пунктов, а это около 18 тысяч домов, ста тысяч человек. Средний экономический ущерб от наводнений составляет миллиард рублей, а во время существенных наводнений ущерб может доходить до семи миллиардов, как было в 2001-м году. Водность и ледовый режим рек зависят от климата. По наблюдениям с 1966 по 2019 годы на разных метеостанциях температура воздуха повысилась в республике от полутора до четырёх градусов. А это очень много, – рассказала ученый.

В данное время научные сотрудники ведут подготовку системы краткосрочного прогноза, где на основе шведской модели, которая адаптируется к рекам Якутии, якутские учёные в тестовом режиме выпускают прогнозы уровня и расхода воды на десять дней вперед. Например, прогноз подвижки льда и начала ледохода.

Чтобы как можно меньше зависеть от таких природных явлений, как паводок, во время которого многие населённые пункты республики остаются отрезанными от внешнего мира, в ближайшее время необходимо развивать альтернативные виды транспорта, особенно для перевозки пассажиров.

О ближайших перспективах в этом направлении рассказал директор «Межрегионального транспортного союза» Виктор Потылицын:

– Проблемой транспортного обеспечения мы с коллегами из профильных ведомств занимаемся с 2013 года. В период с 2021 по 2024 годы в Якутии по принятой Дорожной карте будет создана высокоскоростная амфибийная транспортная система на базе высокоскоростных амфибийных вездеходных судов. Тем самым мы исполним задачи, поставленные в стратегических документах, где говорится о поэтапном создании высокоскоростной доступной системы, которая должна обеспечить эффективную и экономически доступную межрегиональную межрайонную и внутрирайонную транспортную доступность.

Во время исполнения Дорожной карты в Булунском и Жиганском улусах в 2021-2024 годах планируется задействовать шесть экранопланов. Экспертами проработана логистика. Также планируется организовать работу шести экранопланов с их базированием в Якутске, которые обеспечат перевозку людей и грузов в 12-ти опорных районных центрах, прилегающих к водным территориям. В семи опорных районах арктической группы также предусматривается базирование четырёх экранопланов и семи аэроглиссеров.
По словам эксперта, задействование таких видов транспорта не только позволит решить доступность, но и существенно сэкономит бюджет якутян во время переездов.

Сейчас на повестке стоит выбор пары экранопланов из четырёх базовых образцов, которые предлагают российские производители. Стоимость их головного сертифицированного образца – от 50 до 800 миллионов рублей. Например, относительно недорогой образец – экраноплан СКАТ-12, который изготавливается в соседнем Иркутске – стоит 50 миллионов рублей, кроме того, стоимость лётного часа у него также недорогая – всего пять тысяч рублей. По подсчётам специалистов, в случае приобретения этого экраноплана проект окупится в течение пяти лет. Пока решение, какие же амфибии будут летать над якутскими реками, не принято.

_______________________________

Справка

Аэроглиссер предназначен для перевозки пассажиров, транспортировки грузов, для охоты, рыбалки, семейного и экстремального отдыха, для рабочих поездок в зимний, летний и переходный периоды. Он способен передвигаться по различным поверхностям (вода, трава, камышовые заводи, тростник, грязь, снег и лёд).
Экраноплан – высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости удлинение крыла экраноплана намного меньше, чем у самолёта.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
19 мая
  • 13°
  • Ощущается: 11°Влажность: 35% Скорость ветра: 3 м/с