Екатерина Суржанинова – молодая художница, которая пишет на тему Крайнего Севера. В её картинах – люди, пейзажи родной Колымы. В них можно увидеть не только красоту этого сурового края, но и боль автора за судьбу коренных народов Севера.
– Любовь к живописи пришла тогда, когда стала работать на тему коренных малочисленных народов Севера, – рассказывает Екатерина. – Тогда я поняла, что нужно научиться рисовать маслом, и начала серьёзно заниматься.
Катя Суржанинова училась в Якутском художественном училище на отделении «Дизайн», позже перевелась на отделение живописи.
– Я переехала в Якутск в 2000 году, очень сильно скучала по родине и когда всех – бабушки, дедушки и мамы – не стало, мне захотелось узнать побольше о своих корнях. Стала искать в Интернете информацию, ходить в музеи, читать книги. Таким образом через творчество я начала прокладывать мост к своей родине, к своим предкам.
Переезд Кати в Якутск был вынужденным: когда девочка была на каникулах у родственников, погибла её мама. Так ей пришлось остаться в столице. Тоска по родине, по родным была очень сильной, и сейчас девушка выражает свою боль в творчестве.
Другие люди
– На Севере всегда жилось тяжело, поэтому наш менталитет очень сильно отличается от других – люди Севера более сплочённые, более открытые, – считает Екатерина. – Они больше прислушиваются к природе, не пытаются её подогнать под себя, что свойственно вообще человеку. Я думаю, что проблемы в экологии появились из-за того, что человек стал брать на себя больше, чем следовало бы, стал чувствовать себя хозяином природы.
Стоит прислушаться к знаниям северян, они жили на этой земле тысячи лет и всегда существовали в гармонии с природой. Ключевая картина моей выставки «Пламенеющее солнце Севера» – именно на эту тему.
На ней изображена Любовь Оконешникова, с которой художница познакомилась в 2017 году на молодёжном форуме. В жилах девушки течёт чукотско-юкагирская кровь, это яркий представитель своего народа.
На другой картине – молодая чукотская девушка, которая жила тогда, когда исследователи только пришли на Чукотку. Ни природа, ни люди, ни их быт ещё не тронуты цивилизацией. Девушка пришла на гору, чтобы услышать своих предков, и к ней пришло озарение.
– Я написала эту картину в 2017 году, – рассказывает художница. – Это было в самом начале моих занятий живописью. Я тогда только начала выезжать на пленэры, писать пейзажи, и тут мне захотелось написать портрет. Моё состояние было похоже на состояние моей героини – я находилась в ожидании, что готовит мне будущее. У девушки на руках и на лице татуировки. Белый песец – дух этой земли. Красные сполохи – сила и энергия. Написана картина с натуры, но образ – собирательный, эта женщина олицетворяет прародительницу чукчей.
Колымский пленэр
Катя ступила на родную землю только через 19 лет после отъезда. В первый день возвращения ноги сами привели её к родному дому, где прошло детство. Здесь перед ней открылся знакомый до боли вид на реку Колыму, который Катя изобразила на картине «Пирс в Черском».
Вот самая ближайшая сопка к посёлку – Родинка, она всего 300 метров в высоту и вся в камнях и стланике. В детстве Катя много слышала о ней, но побывала здесь только сейчас. С одной стороны сопки течёт река Колыма, на берегу которой стоит домик, где они жили летом с семьей, рыбачили и охотились.
Именно здесь находится Лысая гора, где в 1970-80-х годах было обнаружено неолитическое захоронение молодой женщины с шестилетним ребёнком. Предполагают, что это был не ее собственный ребенок, он сопровождал госпожу в мир иной. Одежда женщины была усыпана перламутровыми бусинами из скорлупы яиц хищных птиц. На шее – ожерелье из клыков хищных животных, копья, стрелы, наконечники из обсидиана. Учёные выяснили, что обсидиан – с Чукотки. При женщине нашли фигурку птички, пластины с орнаментами геометрической формы, нашитые на одежду. Установлено, что жила она более трёх тысяч лет назад. Художница рассказала, что её мечта – создать образ этой женщины, но для этого ей надо хорошо изучить её историю.
Дорогая родина
Катя захотела написать оленеводов, и её свозили на берег в устье Колымы, где с одной стороны – берег реки, а с другой стороны – море. Тут получились пейзажи с натуры.
Также у Кати немало портретов. Вот мы видим портрет Анны Дмитриевны Слепцовой, жительницы села Колымское. Мастерица, которая сохраняет юкагирские традиции национального шитья, изображена в национальной одежде.
На следующем портрете – Иван Иванович, бывший оленевод. Он и его супруга сейчас уже на пенсии. Но они всё равно кочуют, ставят чукотскую ярангу, рыбачат. Это исконные оленеводы, вся их жизнь, привычки, традиции – во всём есть своя философия. Иван Иванович очень творческий человек, он сам пишет стихи, песни, поёт. Пока художница писала его портрет, он вспомнил стихотворение, которое написал, когда ездил в одну из культурных столиц нашей страны, где вдохновился картиной русского классика.
Эта выставка – не только о людях и красоте Севера. В ней заключена боль: боль за малую родину, где жить становится всё тяжелее, куда даже съездить удаётся очень редко.
В 2019 году билет до Черского стоил 35 тысяч, а в этом году – 44 тысячи.
– Расстояние от Якутска до Черского по прямой – около 1 600 километров, а по зимнику порядка трёх тысяч километров от центра. Из-за сложной транспортной схемы продукты на севере очень дорогие, даже яйца трудно купить. В аэропорту можно увидеть людей, улетающих из Якутска с ячейками. Даже установлена льгота – две ячейки бесплатно, а за провоз остальных приходится доплачивать.
Также интересна картина «Туос». У верхнеколымских юкагиров была традиция пиктографического письма. Сейчас юкагиров осталось чуть более полутора тысяч человек. Этот народ подкосила чёрная оспа и другие болезни.
– Это удивительно, что у них была своя письменность, – говорит Екатерина. – Причём делилось письмо на мужское и женское. Мужчины писали в основном эдакие путеводители – оставляли записки другим охотникам и рыбакам, где они были, кого встретили, по какой реке ездили, где стоянка. А женщины писали любовные письма – у юкагиров по традиции первым в любви должен был признаться мужчина, а женщинам оставалось выражать свои чувства через письмо. Таким образом, каждый знак здесь что-то означает. Я вдохновилась этой идеей, когда услышала историю любви родственницы моей бабушки – о её чувствах и отношениях.
Творчество настоящего художника – будь то писатель, живописец или музыкант, живо именно благодаря основной идее. У Кати она есть – это её огромная любовь к родной земле, к людям Севера.
This post was published on 01.08.2021 16:59