yakutia-daily.ru

Пиктографическое письмо и пульсация новой эпохи на выставке «Арт-молодость»

Выставка в реале собрала десятки участников и более ста работ.

 

В Доме художника сейчас проходит республиканская выставка «Арт-молодость», организованная Союзом художников и Национальным художественным музеем РС(Я).

 

«За современные ритмы в искусстве»

 

Участвуют в ней студенты и выпускники Арктического государственного института культуры и искусств, Якутского художественного училища им. П.П. Романова, Намского педагогического колледжа им. И.Е. Винокурова и художественных вузов России.
Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство — всего более 100 произведений.

Слово — куратору выставки, старшему научному сотруднику НХМ Марии Неймоховой:

— Открывают экспозицию две работы Валериана Васильева, который в далёком 1966 году писал: «Давайте же смелее обращаться к важнейшим темам современности! Создадим портреты и композиции, исследующие жизнь, возвышенно скажем о духовной прелести человека. Я за современные ритмы в искусстве, за горячую пульсацию новой эпохи, за то, чтобы никогда не прекращались поиски нового содержания и новой формы». Это он размышлял, каким будет искусство через 100 лет.

Мы и работы отбирали по этому принципу.

 

«Отражение внутренних переживаний»

— Тематика выставки весьма обширна.

Тема Арктики и образы Севера раскрыты в полотнах Айзы Туприной «Долганская семья», Ирины Корякиной «Долганка», Долгуйааны Жирковой «Друзья», Степана Слепцова «Край мой — Верхоянье», Екатерины Суржаниновой «Тос. Я хотела бы приказать сердцу не думать о тебе…» и «Пламенеющее сердце Севера».

Сахая Моякунова. Река Лена. Переправа. 2020. Холст, масло

А актуальные проблемы нашей с вами жизни отражены в произведениях Миры Аргуновой «В Якутске -44 С», Аркадия Михайлова «Утро», Сахаайи Моякуновой «Река Лена. Переправа», Маины Еремеевой «Рейс ЯП217 Якутск-Среднеколымск». Тут и ухудшение экологии, и изолированность территорий, и проблема транспортной доступности…

На нашей выставке представлены работы, созданные в различных техниках — живопись маслом и акрилом, рисунок акварелью, гуашью, пастелью и сангиной; валяние, плетение, шитье, лепка и резьба, печатная и оригинальная графика…

Анастасия Огонерова. Декоративная композиция «Своя пустота». 2020. Керамика, глина, глазури, шамот

Объединяет эти работы одно — они отражают внутренние переживания авторов: «Осенний ветер» Дарьи Назаровой, «Бессоница» и «Отчаяние» Йэн Сюр, триптих «Начало» Ксении Манузиной, «Лес мерцаний» Вероники Жирковой, «Прогулка» Саргылааны Докторовой, «Радость возвращения» Кюннэй Дунаевой…

Вероника Жиркова. Лес мерцаний. 2018. Бумага, офорт акватинта

Обращаются молодые художники и к своим корням — вот, к примеру, тема летнего национального праздника: Федосий Заровняев «Едут на ысыах», Наталья Винокурова со своим работами из серии «Юрюнг тунах ысыах».

Федосий Заровняев. Едут на ысыах. 2020. Холст, масло

С помощью этого проекта мы хотим показать состояние и перспективы изобразительного искусства Якутии.

 

«Миг восхищения природой»

 

Поговорили мы и с тремя участниками выставки.

Нюргуяна Амыдаева — из известной в республике семьи косторезов, скульпторов, живописцев. После окончания Детской школы искусств поступила в Якутское художественное училище, потом был Арктический институт культуры и искусств, откуда она перевелась в Красноярский художественный институт. Там ее преподаватель Анатолий Клюев говорил: «Искусство — это умное чувство».

Нюргуяна Амыдаева (фото предоставлено героиней материала)

На выставке «Арт-молодость» можно увидеть одну из ее работ — картину «На заре», где мальчик с собакой остановились, глядя на закат. «Хотелось запечатлеть короткий миг восхищения природой», — говорит она.

Нюргуяна Амыдаева. На заре. 2020. Холст, масло

Нюргуяна признается, что как художнику ей ближе именно это время суток, «когда свет становится мягким». По ее словам, краски вечернего неба вдохновляют.

Но сейчас у нее очень много работы (она работает в Худфонде), и пока приходится ограничиваться зарисовками, чтобы, когда появится время, начать писать что-нибудь.

 

Солнце Севера

 

Выпускница Якутского художественного училища Екатерина Суржанинова родилась в Черском, и в ее жилах есть юкагирская, эвенская, чукотская и якутская кровь. Все работы Екатерины пронизаны дыханием Севера, с которым связаны ее детские воспоминания — самые счастливые, откуда она по сей день черпает свою силу.

Екатерина Суржанинова (фото предоставлено героиней материала)

— В выставке у меня участвуют две картины.

Перрвая под названием «Тос. Я хотела бы приказать сердцу не думать о тебе…» была написана в 2018 году. Начала ее писать в середине года, делала перерывы, это был сложный период в моей жизни, и закончила ее к выставке «Весна в декабре» имени Валериана Васильева, которая проходила в Арт-галерее «Ургэл».

Екатерина Суржанинова. Тос. Я хотела бы приказать сердцу не думать о тебе. 2018. Холст, масло

Картина рассказывает историю о несложившихся отношениях молодых людей, о печали и мыслях, не находящих ответа.

Тос — это рисуночное письмо. Пиктографические письмена юкагиров — очень интересный феномен, который, на мой взгляд, достоен освещения.

Вторую работу — «Пламенеющее солнце Севера» — я закончила буквально за месяц до открытия выставки «Арт-Молодость». Начала еще весной этого года, и не спеша наносила слой за слоем. Она впитала в себя все чувства и эмоции, которые у меня возникают, когда думаю об Арктике. Для многих она кажется безжизненной пустыней, для кого-то — чередой проб и ошибок в освоении этих территорий. Но для народов, живущих там тысячи и тысячи лет, — это родной теплый дом, где они научились жить в гармонии со всем, что их окружает. И чтобы не нарушать баланс, возможно, нам стоило бы прислушаться к их тысячелетнему опыту и знаниям.

Екатерина Суржанинова. Пламенеющее солнце Севера. 2020. Холст, масло

 

Сейчас я делаю иллюстрации для книги и продумываю идею будущей картины. Пандемия затормозила какие-то бытовые аспекты жизни, из-за чего и творческие планы получили отсрочку. Были отменены мероприятия, в которых хотелось бы участвовать. И пленэр вышел короче, чем планировался.

Но, думаю, нам всем нужно немного времени, чтобы научиться жить и работать в новых реалиях, найти какие-то положительные стороны и по максимуму их использовать.

 

Творчество, законодательство, регламент

 

Следующий участник — Денис Ксенофонтов. Родом он из Чурапчи, некоторое время жил в Мирном, работал на руднике «Мир» машинистом подъемно-доставочной машины. Когда уволили с шахты — стал косторезом.

Денис Ксенофонтов (фото предоставлено героем материала)

Все премудрости своего дела он постигал сам. Шесть лет назад увидел, как знакомый, чьим увлечением была резьба по кости, работает за бормашиной, попросил показать, что и как, с тех пор и пошло. Признание пришло достаточно быстро: в 2017 году в Магадане, на I международном фестивале косторезного искусства, он удостоился номинации «Дебют» II степени.

На выставке «Арт-молодость» представлены две его работы: «Добыча» и «Нюргун Боотур», где запечатлен миг его схватки с богатырём Нижнего мира Уот Усутаакы.

Денис Ксенофонтов. Нюргун Боотур. 2018. Бивень мамонта, капо-корень

— В олонхо Уот Усутаакы описывается похожим на дракона, а тема драконоборчества меня привлекает, как и тема противоборства, — говорит он.

Работы у него хватает и в пандемию, разве что в первый месяц локдауна наблюдалось затишье, а так как были закрыты ещё и торговые центры, куда он сдавал свои изделия на реализацию, пришлось туговато, но сейчас все уже вернулось на круги своя.

Сувенирная продукция Дениса Ксенофонтова уходит и за пределы республики, причем не только в российские города, но даже за океан — Нью-Йорк, Калифорнию.

— Ножи хорошо идут, — рассказывает мастер. — Но возникает проблема с доставкой: до сих пор не до конца ясно, что можно отправлять, а что нельзя.
Допустим, на изделия из бивня мамонта нужен сертификат, а где его взять?

К тому же представители транспортных компаний могут заявить: «Это отправлять нельзя, у нас регламент». Просишь показать этот регламент — отказ. Ни на сайте, ни в офисе его предъявить не могут. Нужна определенность в этом вопросе.

Хотя это полбеды. Само приобретение материала — мамонтового бивня — в нынешних условиях тоже проблема: вроде можно, а вроде нельзя. Помню, что ещё в 2017 году в Магадане на конференции в рамках фестиваля об этом говорили, но воз и ныне там. Мы, мастера, ждём, когда этот вопрос урегулируют на законодательном уровне.

 

Выставка работает со среды по воскресенье с 10 до 18 часов (касса — до 17:30) в Доме художника по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 31/2Б. Выходные дни: понедельник, вторник. Стоимость входного билета для взрослых – 150 руб., для многодетных – 100 руб., для студентов – 80 руб., для пенсионеров – 50 руб., для несовершеннолетних – бесплатно.

Фото: Мария Неймохова.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика