Первая Сценарная лаборатория прошла в Арктическом институте культуры и искусств
В Якутске прошла Сценарная лаборатория Весенней киношколы АГИКИ в рамках программы «Приоритет-2030» при поддержке Sinet Spark. Как отметила ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева, сценарное мастерство — важная сторона развития направления трека «Новое якутское кино»:
«Привлечение высококлассных профессионалов страны в образовательный процесс даст импульс для профессионального развития кино в Якутии в Арктической зоне в целом. Большую надежду и вдохновение дает то, что есть молодые люди, желающие писать сценарии, есть креативная молодежь. И в этом смысле школа открыла новые просторы развития отрасли».
Среда для экспериментов и поиска
По словам куратора Spark Film Lab Ирины Бугаевой, организаторам было важно создать ребятам среду для экспериментов и поиска. Они могли попробовать разные форматы, развить важные навыки, а главное — вдохновиться. И это касается не только новичков, но и мастодонтов производства.
Идея сценарной лаборатории удачно совпала по времени реализации Весенней школы АГИКИ, еще одного важного образовательного проекта в сфере кино. Ранее АГИКИ провели Зимнюю киношколу, где участники погрузились в киноведение. Весенняя киношкола была нацелена уже на обучение сценарному мастерству. Так две идеи нашли друг друга и превратились в один большой проект.
На конкурсный отбор надо было предоставить готовый сценарий или сценарий на этапе написания, а также синопсис. При этом строгих критериев не было — специально, чтобы открыть дорогу талантам даже без профессионального образования или бэкграунда. Всего было подано 40 заявок, и комиссия была приятно удивлена их качеством и уровнем. Выбор был непростым, но в итоге для учебы в лаборатории было отобрано 15 кандидатов, которым предстояло отработать свои проекты с тьюторами, а также 10 слушателей и пять студентов АГИКИ, которым предоставили доступ к прохождению лекционной части.
Тьюторы проекта — Андрей Апостолов, Савва Минаев и Мария Меленевская поделили участников на три группы по пять человек. Помимо прослушивания лекций, каждая группа работала над своими сценариями.
Трамплин для роста
Лаборатория стартовала с лекций Андрея Апостолова, который уже не раз участвовал в жизни киносообщества Якутии. Они были посвящены жанрам, архетипам героев, основам кинодраматургии в целом. Благодаря большому преподавательскому опыту Андрей смог быстро погрузить и настроить участников на учебный лад, дал им первый импульс к изменениям в сценариях: «Если мы обращаемся к темам, которые лежат на поверхности, летают в воздухе, то как раз таки это требует оригинального взгляда».
Первая пятерка участников — Дмитрий Сергеев, Айтал Яковлев, Виктория Ткачева, Саргылана Сандар и Ярослав Касьянов пришли с разными темами. Групповые обсуждения, хоть и очень разных жанров, а также бережный подход тьютора помогли взглянуть под новым углом на свои работы.
Айтал Яковлев, участник: «Я теперь научился по-другому смотреть на киноиндустрию и фильмы, и самое главное — мой сырой текст из амебно-кефирной субстанции превращается в сценарий».
Виктория Ткачева, участница: «Лаборатория помогла мне понять, что в написании сценария есть очень много возможностей помочь себе, и в целом обучение помогло структурировать знания и меньше бояться писать и придумывать».
«Максимум практики»
Савва Минаев, сценарист крупных сериалов и полнометражных фильмов, сразу очаровал всех своей скромностью и чуткостью. В основе его метода преподавания лежит игра. Завлекая авторов в соучастие, он помогает им лучше прочувствовать персонажа, его мотивацию, понять, как двигается сюжет и раскрывается история. Благодаря этому автор видит историю изнутри.
«Мой подход к обучению включает в себя минимум теории и максимум практики. А потому я давал студентам множество прикладных упражнений, которые, на мой взгляд, помогут им решать очень конкретные задачи при написании сценариев. Кроме того, я уверен, что писать надо только о том, что тебя волнует, поэтому мы делали упражнения на поиск именно таких животрепещущих тем», — говорит Савва.
Пятерка Саввы (Николай Татаринов, Егор Карпов, Евгения Давыдова, Катерина Григорьева, Аполлинария Дегтярева) порадовала подготовленностью, их сценарии были закончены, оставалась лишь редактура и улучшение уже созданного материала. Но работа привела к неожиданным результатам, например, Николай Татаринов решил полностью изменить свой сценарий, хотя по его проекту уже можно было снимать. Как говорится, нет пределов совершенству. И это еще раз доказывает важность редактуры и умения критично взглянуть на свою работу.
Евгения Давыдова, участница: «Нам очень повезло, что мы попали в группу Саввы. Он точно подмечает неточности, недоработки в тексте. Дает ценные практические советы по написанию сценария. Очень понравились ситуативные практические занятия, которые мы выполняли за короткий промежуток времени. На себе прочувствовали образы своих героев. В прямом смысле выходили из зоны комфорта».
Личный метод
Завершала лабораторию Мария Меленевская с большим опытом работы со стриминговыми платформами как сценарист и продюсер. Она не только дала важную теоретическую часть, но и поделилась своим опытом в работе. Также тьютор показала свой личный метод работы с карточками, чтобы было проще работать со сценарием на разных этапах, четко видеть структуру и детали: «Идеи приходят по-разному, дальше я их прогоняю через те инструменты, которая нам дает индустрия, теория. Я постоянно проверяю себя через различные теории драматургии».
Гела Красильникова, Егор Ноенохов, Иннокентий Ханды, Татьяна Ядрихинская и Анна Пшенникова были отобранной пятеркой Меленевской. Их работы были в разной степени готовности, но каждый проект был отработан, обсужден и снабжен рекомендациями о том, как его дальше развивать.
Иннокентий Ханды, участник: «Удачно что попал в группу Марии, как креативный продюсер, она легко рассказала все важнейшие критерии отбора сценария».
На 30 сценаристов больше
Благодаря таким разным подходам к обучению лаборатория получилась очень динамичная и многогранная, а благодаря АГИКИ ученики смогли получить удостоверение о прохождении курсов о повышении квалификации государственного образца, а это значит, что в якутском кинематографе стало на 30 сценаристов больше.
Олеся Антонова, слушательница: «Быть частью лаборатории — это большая возможность. Работа с успешными сценаристами, безусловно, удача и трамплин для роста. После лаборатории я больше заинтересовалась темой кино, стараюсь смотреть фильмы с точки зрения сценариста».
Ярослав Касьянов, участник: «Лекторы высочайшего уровня. Вроде бы профессия одна, но они так умело распределили между собой темы уроков, что было очень интересно слушать. Узнал много полезного, открыл для себя новый мир можно сказать».
Лидия Матвеева, слушательница: «Было познавательно и интересно. Для меня это было погружение в теорию и практику сценарного мастерства и, так как опыт за плечами совсем небольшой, все было очень полезно. Уверена, что в будущем эта информация мне очень поможет в написании сценариев».
Катерина Григорьева, участница: «После лаборатории я поняла, что, возможно, сценарное дело — мое призвание в жизни».
«Основа всего — это образование, потому что профессионализм и профессиональные компетенции не всегда были и есть, их надо развивать и повышать», — резюмирует руководитель трека «Новое якутское кино» программы «Приоритет-2030» АГИКИ Сардана Саввина.
В будущем киношколами АГИКИ планируется охватить талантливую молодежь из регионов Дальнего Востока и Арктики. Это важная часть масштабирования проекта и повышения охвата образовательных программ вуза.
Дмитрий Осипов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: