Прошёл год, как главный орган республики в сфере строительного и жилищного надзора возглавил Павел Аргунов, экс-министр строительства Якутии. «Якутия» узнала, как сегодня налажена работа Управления госстрой-жилнадзора, с какими жалобами чаще обращаются якутяне и как осуществляется контроль.
По разрешению прокуратуры
– Павел Анатольевич, какие направления сейчас находятся в ведении управления?
– Изначально Госстройжилнадзор Якутии занимался пятью направлениями: надзор за строящимися объектами, жилищный надзор (работа с УК, ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями), за долевым строительством, Фондом капитального ремонта, а также надзор за органами местного самоуправления по градостроительным делам.
В мае прошлого года главой Якутии было принято решение о передаче надзорной деятельности по последнему надзору в Управление архитектуры и градостроительства. Также в конце 2020 года функции по надзору за долевым строительством, также решением главы, были переданы Министерству строительства республики. Так что сейчас наше управление сосредоточено на трёх основных направлениях. И работы по ним очень много.
В год к нам поступает около четырёх тысяч обращений. Наибольший объём занимает жилищный надзор – по количеству проверок, по поступающим от населения жалобам на холод в квартирах, протечку крыш, неисполнение управляющей компанией обязательств по уборке и так далее.
– Как сказались ограничительные меры из-за пандемии на вашей работе?
– Действительно, практически весь прошлый год мы функционировали в рамках ограничений. Так, надзорная деятельность за субъектами среднего и малого предпринимательства, а это все управляющие компании, товарищества собственников жилья, разрешалась только после согласования с прокуратурой, с ними приходилось утверждать каждую внеплановую проверку.
Конечно, оперативности этот факт нам не добавил, в работу добавилась обязательная дополнительная официальная переписка. Наша же работа жёстко регламентируется определёнными сроками. Если мы их упустим, то не сможем привлечь к ответственности нарушителей.
С середины года наше взаимодействие с прокуратурой окончательно наладилось, работали чётко и оперативно. Хочу отметить, что согласование это касалось только внеплановых проверок, которые назначаются после поступления жалоб.
С конца прошлого года ограничения сняты, так что сейчас мы свободно выезжаем на внеплановые проверки.
После поступления обращения нам даётся 30 дней на то, чтобы провести проверку и ответить заявителю. Если по разным причинам не укладываемся в сроки, то можем продлить их ещё на месяц. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть, что на проверки мы выезжаем только после поступления обращения в УГСЖН РС(Я). Просто так нагрянуть с проверкой мы не имеем права.
Оперативно отработать
– Например, если прорвало трубу, ждать ответа 30 дней слишком долго.
– Мы работаем не для того, чтобы оштрафовать и получить средства в доход муниципального бюджета, а для того, чтобы защитить права граждан.
Поэтому чтобы ускорить процесс, выходим в таких случаях на управляющие компании, также направляем в их адрес предостережение, что, как правило, приводит к ускорению решения проблемы. Это касается относительно мелких нарушений – уборки территории, устранения течи в трубе и т.д. А если дело, например, в протекающей кровле, то работа здесь предстоит более обширная, назначается проверка, как правило, по результатам которой УК выписывается штраф.
Очень много у нас судебных дел с управляющими компаниями. Некоторые из них пытаются уйти от ответственности, от штрафов, которые у нас довольно высокие – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юридического лица. Порядка 90 % всех судебных дел нами выигрывается, остальные десять мы проигрываем по срокам привлечения к ответственности.
– На сколько проверок вы выезжали в прошлом году и нынешнем?
– В прошлом году мы не выезжали на проверки, которые не представляли угрозу жизни и здоровью населения, например, по уборке мусора. Но это не означает, что жалоба собственника оставалась без внимания. Мы реагировали, но без выезда.
В прошлом году к нам поступило 3,9 тысячи обращений якутян. Если сравнивать с 2019 годом, то разница выходит небольшая, тогда мы приняли более 4 тысяч обращений граждан.
Проверок было проведено 3 086, что на 1756 меньше, чем в 2019-м. По жилищному надзору проверки сильно упали, а в строительной сфере, которая не останавливала свою работу и во время пандемии, проверки шли по графику.
В этом году на начало апреля управлением проведено уже 989 проверок, 793 из них – жилищным надзором.
Стройнадзор
– Вы отметили, что в строительном надзоре проверки не прекращались, а шли планово. Какие выводы можно сделать по итогам проверок?
– В сфере строительного надзора ещё с 2016 года поменялось законодательство. Все строящиеся многоквартирные жилые дома подлежат надзору. Проекты должны проходить экспертизу, если строительство ведётся с привлечением бюджетных средств, тогда это должна быть государственная экспертиза.
До 2016 года в этом плане был определённый хаос. Поэтому строительство многоквартирных домов по программам «Обеспечение детей-сирот жильём», «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья» было очень некачественным. Проекты делались «на коленке», никто их не проверял. Если дом был не выше трёх этажей и не больше 4 подъездов, надзор за качеством работ не проводился. Именно поэтому в республике было много проблемных объектов.
К счастью, сегодня законодательство ужесточилось. Качество стройки мы проверяем по плану, не меньше трёх раз: в начале строительства, в середине и на стадии завершения.
Всё ЖКХ в одной системе
– В стране внедрена система ГИС ЖКХ, контроль над которой также ведёт ваше ведомство. Что это такое?
– Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) была запущена в 2016 году. С её помощью граждане могут проверить задолженность за услуги ЖКХ, передать показания приборов учёта, оплатить счета, участвовать в электронном голосовании по вопросам управления домом, определять рейтинг управляющих организаций, направлять обращения в организации и контролирующие органы. Также она позволяет найти сведения о стоимости и перечне работ и услуг по содержанию многоквартирного дома, о предоставлении коммунальных услуг.
С 1 июля текущего года меняется порядок начисления субсидий на жилищно-коммунальные услуги. Так, субсидии не будут предоставляться жителям, задолжавшим за ЖКУ, только если долг подтверждён вступившим в законную силу судебным актом. Сведения о такой задолженности органы власти будут самостоятельно получать из ГИС ЖКХ.
Сейчас идёт большая работа по заполнению этой системы полной и достоверной информацией об объектах жилого фонда, заключённых договорах, мы ведём контроль за этим. На сегодня управлением вынесено 865 распоряжений о проведении документарных проверок в отношении поставщиков информации в ГИС ЖКХ.
«Отличников» среди УК в республике нет
– Павел Анатольевич, как можете оценить работу наших управляющих компаний?
– К сожалению, «отличников» среди управляющих компаний в республике нет. Есть «хорошисты», но их совсем немного. В основном, работают неудовлетворительно.
– Как вы считаете, в чём причина слабой организации их работы?
– У нас много «управляек», но они все мелкие, имеющие в управлении всего по два-три дома. Уставной капитал у них, как правило, всего десять тысяч рублей. В коллективе два-три человека, один мастер на все виды работ: и сварщик, и сантехник, и маляр. Если он заболеет или, как бывает, «загуляет», вся работа встаёт. Думаю, вся проблема заключается в этом: маленькие организации с небольшим штатом рабочих, соответственно, когда люди устают от работы, заявки если и принимают, то не спешат ими заниматься.
С прошлого года на федеральном уровне рассматривается вопрос по внесению ограничений по предоставлению лицензий. Например, предлагалось ввести требование для УК, чтобы их уставной капитал был не менее пяти миллионов рублей. Если бы такая норма была принята, то на востребованный, огромный рынок жилищно-коммунальных услуг пришли крупные, солидные фирмы.
Также считаю, что срок предоставления лицензий слишком большой, пять лет. А для того чтобы получить её, требуется сдать экзамен. Он состоит из ста вопросов в виде теста, на решение которого отводится два часа. Пропускной балл – 85. Эти тесты есть в открытом доступе в Интернете, они не менялись с 2014 года. Даже есть тренажеры по сдаче этого теста, и чтобы его сдать, достаточно позаниматься один-два дня. То есть его прохождение фактически сведено к формальности. Думаю, если нормативно будет повышен порог ограничений для создания управляющей компании, то появятся профессиональные организации, главным для которых будет обеспечение комфорта жителей.
Перейти на «цифру»
– Специфика вашей работы, да и всех надзорных органов, это большой объём бумажной работы. Когда вы перейдёте на цифровой документооборот?
– Обращений к нам довольно много. Наше управление, пожалуй, обрабатывает наибольшее количество жалоб, и по каждой мы обязаны реагировать, проводить проверки.
В самом начале моей работы в управлении видел, что накопилось очень много бумаг. В прошлом году и нынче мы провели ревизию всей документации. Большой объём документов, вышедших по срокам, был уничтожен. Причём это тоже оказалось проблемой. Так как документы содержат персональные данные граждан, их надо проводить через шрёдер. Наш аппарат небольшой и не справляется.
Сжигать тоже сложно. Как показала практика, бумага А4 в пачках очень плохо горит. В прошлом году мы заключили соглашение с фирмой по производству эковаты – утеплителя из бумаги, но из-за сложной эпидситуации у них упали объёмы производства и процесс остановился. Поэтому в этом году документы, подлежащие уничтожению, были сожжены в Жатае, где есть мусоросжигательная установка.
Программа цифровой трансформации внедряется по всей стране, мы – не исключение. Документооборот всё больше проходит в цифровом формате.
– Но обратиться к вам в электронном формате сегодня можно?
– Да, это можно сделать у нас на сайте, не выходя из дома. Для этого необходимо авторизоваться через портал «Госуслуги». Обращение можно направить также через систему ГИС ЖКХ. Так что сейчас совсем не обязательно приносить обращение в письменном виде непосредственно в управление.
Отмечу, что анонимные жалобы к рассмотрению не принимаются, поэтому лучше указать ваши данные и номера телефонов для обратной связи.
Также наши специалисты отслеживают наши социальные сети, где также можно оставить свой вопрос.
Для эффективной обратной связи, а также оптимизации расходов мы внедрили систему СМС-рассылки. Вместо того чтобы на бумажном носителе писать официальный ответ, отправлять его через почту, заявителям приходят смс-оповещения, где будет указана текущая ситуация по обращению. Причём это будет не безликая СМС-ка с неизвестного номера, а из нашего Управления – УГСЖН.
Так что если у вас возникли проблемы, обязательно обращайтесь, только по вашему заявлению мы сможем вам помочь.
This post was published on 23.05.2021 08:54