Пантелеймон Егоров: Надо исключить из обихода термин «инвалид»

Пантелеймон Егоров: Надо исключить из обихода термин «инвалид»

Читайте нас

Пантелеймон Егоров – учёный, известный за пределами республики. Вот уже тридцать лет он является единственным учёным Якутии, который занимается научными исследованиями в области развития инклюзивного общего и профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.

— Необходимо выработать единый терминологический глоссарий в сфере образования, а именно исключить в быту и во всех общественных, учебных, научных и культурных сообществах использование термина «инвалид». В новом федеральном законе об образовании в понятийном аппарате данный термин отсутствует. Термин «инвалид» означает «непригодный», и когда мы обучаем ребёнка с проблемами здоровья, называя его инвалидом, то тем самым невольно присваиваем ему заранее статус непригодного ребёнка. Ни в одной стране мира кроме России этот термин в образовании не используется. Так почему Россия, имея великий, могучий, русский язык использует этот иностранный термин? – справедливо интересуется ученый.

Пантелеймон Романович предлагает использовать гуманное словосочетание «обучающийся с особыми образовательными потребностями».

В 1991 году при университете был создан учебно-производственный вычислительный центр «Толбон» для методического сопровождения учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями. Он стал прообразом РУМЦ, созданных министерством образования в 2017 году во всех федеральных округах для развития инклюзивного образования.

На базе УПВЦ «Толбон» была создана общественная организация «Якутская республиканская ассоциация студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями» (ОО ЯРАСАС).

29 октября 2010 года в Северо-Восточном федеральном университете решением Учёного совета создана лучшая не только в России, но и в Европе учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ). 31 мая 2013 года решением учёного Совета СВФУ был создан Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО).

— 1 марта 2019 года вышло распоряжение председателя правительства Владимира Солодова о создании координационного Совета по инклюзивному образованию при правительстве республики. Но дело дальше не пошло.

К нашему большому сожалению, республиканские министерства образования, труда, молодёжи, физкультуры и спорта совсем нас не поддерживают. За всю нашу 30-летнюю деятельность мы ни разу не смогли получить республиканские гранты.

Когда я у грантодателей спрашиваю, почему нас не поддержали, мне отвечают, вы ведь плохо видите, наверное, поэтому не умеете писать грамотно заявки.

Но грант президента России на развитие гражданского общества по проектам развития инклюзивного образования в Якутии мы получили дважды в 2017 и 2019 гг. Европейский грант немецкой службы академических обменов (DAAD) также получили дважды в 2013 и в 2019гг., благодаря которым мы развиваем инклюзивное образование в Якутии.

Значит, мы умеем писать грамотно заявки, хоть и почти не видим, — говорит Пантелеймон Романович.

Учёный вышел с предложением провести в Госдуме РФ «круглый стол» на тему: «Развитие инклюзивного образования в России — опыт, проблемы, перспективы», а также отказаться от термина «инвалид». Его поддержала депутат Госдумы от Якутии Галина Данчикова.

— Только создав на местах в регионах и на федеральном уровне такие институты по развитию инклюзивного образования, можно ожидать реальных положительных результатов от внедрения непрерывной системы инклюзивного образования и исполнения майских указов Президента России В.В. Путина от 2012 года в Российской Федерации.

Поэтому наши предложения Государственной думе РФ звучат следующим образом: в ближайшее время разработать и принять концепцию развития инклюзивного образования Российской Федерации, затрагивающую все ступени развития образования — детский сад, школа, ССУЗ, вуз. Также необходимо внести изменения и дополнения в федеральный закон об образовании. Вместо статьи 79 должна быть отдельная глава, чтобы инклюзивное образование звучало не формально, а реально. При федеральных округах необходимо создать Агентства развития инклюзивного образования, а при федеральном правительстве создать Координационный совет по инклюзивному образованию, — считает Егоров.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
17 апреля
  • -8°
  • Ощущается: -12°Влажность: 73% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: