Что федеральное правительство планирует для развития Арктической зоны? Какие инструменты для этого готовит? Сколько денег Кремль готов потратить на освоение территории холодных льдов? Какие преференции ждут компании, готовые начать бизнес в Арктике? Об этом и многом другом будут говорить на IX Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».
Длинные и дешевые
Как заявил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, 18 ноября в ходе пресс-конференции на форуме будет представлена система мер поддержки арктических инвестиционных проектов.
— Мы подведем некоторые итоги и поделимся некоторыми инструментами, которые разрабатываем для развития Арктической зоны. В первую очередь речь идет о новом пакете законопроектов. Уже принято в Правительстве согласованное решение по системе мер поддержки, которые будут работать для новых инвестиционных проектов в Арктике, — подчеркнул Александр Крутиков.
Напомним, что нефтяники на арктические работы просили беспрецедентные льготы вплоть до обнуления практически всех налогов (к примеру, глава «Роснефти» Сечин просил льгот на 2,6 трлн руб.). Но, как стало известно, правительство предложило альтернативу. Возможно, по отношению к нефтегазовым проектам будет применен экспериментальный нефтяной налог — налог на добавленный доход (НДД). Он позволяет компаниям платить налог не с выручки (так взимаются НДПИ и экспортная пошлина), а с финансового результата. Таким образом компании не платят налог, пока проект не выйдет на положительный финансовый результат. Общая стоимость полезных ископаемых в российской Арктике больше $30 трлн, из них $20 трлн стоят нефть и газ.
По словам Крутикова, на этой неделе законопроекты будут доработаны совместно с Министерством финансов России и окончательно внесены в Правительство. Кроме того, готовится еще ряд механизмов для отдельных проектов.
— Например, субсидия для строительства инфраструктуры для новых предприятий в Арктической зоне, ее тоже мы представим на форуме. Фонд развития Дальнего Востока и Арктики уже начинает отбор первых проектов для предоставления длинных и дешевых денег для их реализации, — сообщил он.
Планируется, что механизмы будут не просто представлены участникам мероприятия. Совместно с представителями бизнеса, регионов и вместе с экспертами специалисты Минвостокразвития России готовы уточнять и дорабатывать систему.
— Мы в целом завершили работу над проектом основ госполитики, будем представлять основные положения этого документа на форуме. На этой неделе заканчиваем работу над проектом стратегии развития Арктической зоны, — добавил замминистра.
В рамках форума отдельная конференция будет посвящена теме развития Северного морского пути. Совместно с госкорпорацией Росатом Минвостокразвития завершили работу над проектом плана развития Северного морского пути до 2035 года. На прошлой неделе документ был доработан и внесен в Правительство.
Отметим, что сейчас в разработке находятся четыре важных документа: основы государственной национальной политики по развитию Арктической зоны РФ до 2035 года, стратегия развития Арктической зоны до 2035 года, программа социально-экономического развития Арктической зоны до 2025 года, а также документ о налоговых преференциях для предприятий, которые будут работать в Арктической зоне. Известно, что большая часть этих документов должна быть готова к 1 декабря этого года.
Пояс шире – возможностей больше
Для Якутии заявления замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики более чем ценны. Ведь территория якутской Арктики — это 1,6 миллиона квадратных километров. То есть для Якутии это вообще вопрос дальнейшего развития.
Тем более, что в мае этого года наконец был подписан Указ Президента РФ Владимира Путина о включении восьми районов республики в состав Арктической зоны Российской Федерации (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский). Таким образом действие федеральной программы по развитию Арктики будет распространяться сразу на 15 районов Якутии.
Ранее в состав Арктической зоны входили территории только пяти районов: Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Нижнеколымского и Усть-Янского.
Чем шире якутский арктический пояс, тем больше у нашего региона шансов на развитие крупных промышленных и транспортных проектов, в целом на ускорение социально-экономического развития севера.
Но Якутия все эти годы не жила одними лишь надеждами на Кремль.
— Арктике от декларации надо переходить к реальным делам — к улучшению жизни людей, которые проживают в арктических и северных улусах, — сказал Айсен Николаев при вступлении в должность Главы Якутии.
Сказано – сделано! В 2018 году Указом Ил Дархана было создано Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера. Разработан проект стратегии социально-экономического развития Арктической зоны республики на период до 2030 года. Жители Арктической зоны Якутии полностью освобождены от транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Причем все эти потери местных бюджетов компенсировались.
Кроме того, буквально в октябре Якутия подписала соглашение с Сибирским отделением РАН, в рамках которого наука будет активнее вовлечена в социально-экономическое развитие республики. Среди областей сотрудничества стороны назвали работу в Арктике.
Ну, и, конечно же, Ленский мост. Его строительство получило положительную резолюцию президента страны. Таким образом, уже в 2025 году мост сможет соединить пространства Дальнего Востока и Арктики. Он свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Откроет круглогодичный доступ к колоссальным месторождениям и повысит транспортную доступность для населения Якутии с 20 до 83%.
По словам Айсена Николаева, наш подход — это, конечно же, поддержка промышленных проектов в Арктике, которые можно сейчас начать претворять в жизнь.
— Вместе с тем мы понимаем, что при реализации этих проектов мы обязательно должны сделать все, чтобы те люди, которые сегодня живут и работают в Арктике, в том числе коренные народы, работники бюджетной сферы, почувствовали улучшение качества жизни. Это самое главное, — подчеркивает Глава республики.
Отметим, IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» пройдет в Санкт-Петербурге с 5 по 7 декабря. Ожидается, что в нем примут участие более 2,5 тысяч человек из 40 российских регионов и 20 иностранных государств.
В этом году форум состоится под девизом «Арктика — новые горизонты государственной политики». На полях форума в рамках двухдневной деловой программы пройдет всестороннее обсуждение новых подходов к регулированию деятельности в Арктической зоне РФ. Форум проводится с 2011 года, и за время своей работы он стал главным общественным арктическим событием года.
Только цифры
- 150 проектов в Арктике до 2030 года
- Они будут стоить более 5 трлн рублей
- Северный морской путь. Маршрут длиной 5,5 тыс. км, который охватывает больше 50 портов. По нему перевозят добываемые на севере нефть, газ и лес, 90% никеля и 65% меди в стране.
- Нефтяные и газовые проекты. На шельфе региона их создают только «Роснефть» и «Газпром». На суше добычей и производством энергоносителей занимаются в основном «Новатэк», «Нефтегазхолдинг» и «Лукойл».
- Угольные проекты компании «ВостокУголь». На полуострове Таймыр находится 1,8 млрд тонн каменного угля.
- Геологоразведка в Арктике. На неё потратят 292,5 млрд рублей с 2020 по 2045 год.
- Туризм. В прибрежной зоне Арктики насчитывается 228 населённых пунктов, которые могут принимать туристов. Круизными турами в этот регион часто интересуются иностранцы.
This post was published on 23.11.2019 12:25