Для спасения жизни дорога каждая секунда. И тогда на помощь приходит санитарная авиация. В Якутии 13 из 34 муниципальных районов относятся к арктическим. Среднее расстояние от центральной районной больницы до врачебной амбулатории или ФАПа составляет 100 км. В более чем 200 населенных пунктах оказание экстренной медицинской помощи возможно только с использованием санитарной авиации.
Медицина катастроф
Вот уже более десяти лет главным врачом Республиканского центра медицины катастроф работает Владимир Андреевич Сотников, врач высшей квалификационной категории.
По его словам, задача медицины катастроф – оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также в условиях массового появления пострадавших или заболевших. В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных», в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».
– До нынешнего года работало шесть филиалов по районам республики: в Среднеколымске, Тикси, Нюрбе, Мирном, Нерюнгри, Магане. В этом году открылся седьмой в Ленске. У нас заключены три договора с авиакомпаниями «Полярные авиалинии», «АЛРОСА» и «Дельта К». «Полярные авиалинии» обслуживают центральные, заречные улусы, группу вилюйских, а также северные, арктические. «Дельта К» взяла на себя южную часть Якутии – Алданский, Нерюнгринский, Олекминский районы и Усть-Майский район. «АЛРОСА» летает в западные районы республики, – рассказывает главный врач.
Обычно пациентов доставляют на вертолетах МИ-8 и Ми-8-МТВ, а также на самолетах Л -410, АН -38, на дальние расстояния используется АН-24. Техника получена в рамках проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ».
– Спасибо Главе региона Айсену Николаеву и нашему профильному министерству за поддержку и внимание! — говорит Сотников.
Судя по статистике, вызовов из года в год становится больше. Так, в 2018 году их было 1560, в 2019 – 1641 и за пять месяцев 2020 – уже 656. Из них обслужено: в 2018-м – 1473, в 2019 – 1566, в 2020 – 641. Некоторая часть пациентов после консультаций посредством телемедицины остается лечиться в центральных улусных больницах.
По словам главного врача Владимира Сотникова, по количеству обращений 1-е место занимают сердечно-сосудистые заболевания, 2-е – травмы и 3-е – беременные женщины.
Также немало вызовов и для детей. Так, в Якутск санрейсами доставлены в 2018 году 483 ребенка, в 2019-м – 383, в 2020 – 135.
– Наши врачи также проводят операции на местах, если тяжелобольного невозможно транспортировать. В 2018 году было проведено 215 операций, в 2019 – 205, а за эти пять месяцев – 68. Врачами медицины катастроф работают только опытные профессионалы своего дела, – гордится коллегами Владимир Андреевич.
Катастрофы, наводнения…
Врачам всегда трудно вспоминать особо тяжелые случаи. Катастрофы, наводнения, и всегда есть пострадавшие.
– Их много и случаются практически каждый день. Из особо запомнившихся – крушение воздушного судна МИ-8 в Усть-Янском улусе в 2013 году. Тогда пострадало 28, погибло 24 человека. Из Верхоянского филиала сразу вылетела бригада врачей в составе семи человек, из Якутска – бригада травматологов, анестезиологов, нейрохирургов. Погодные условия не позволили приземлиться на месте катастрофы. Шел густой снег, был туман… Наши вертолеты приземлились один в трех, второй в пятнадцати километрах от потерпевшего крушение вертолета. Но врачи справились, помогли пострадавшим, эвакуировали людей, – вспоминает он.
В рамках Национального проекта «Здравоохранение» на своевременное оказание экстренной помощи жителям труднодоступных районов Якутии ежегодно выделяется немалая сумма – в последние три года по 450 млн рублей. В этом году – 350 млн.
Специальные вертолеты оснащены современным оборудованием, которое позволяет проводить в полном объеме весь комплекс реанимационных мероприятий и инфузионную терапию, следить за всеми жизненными показателями пациента, перевозить больных, нуждающихся в искусственной вентиляции легких, а также детей, включая младенцев с первого дня жизни.
Это позволяет транспортировать крайне тяжёлых пациентов, которых раньше невозможно было эвакуировать, и начать специализированное лечение уже во время полёта.
По словам главного врача, планировалось применение и легкомоторных самолетов, но, к сожалению, не хватает экипажей, и, кроме того, самолетам негде садиться.
– Если в советское время практически в каждом населенном пункте были порты, площадки, то сейчас, увы, большинство из них не функционирует. Наши вертолеты, самолеты могут приземляться только в районном центре. Из 600 с лишним населенных пунктов республики только 106 отвечают федеральным требованиям авиавоздушных перелетов. Таким образом, ночью мы можем вылететь только в улусный центр, а в наслеги нет, – говорит Владимир Сотников. – И это проблема.
Летать дорого
Есть и другая проблема – дороговизна летного часа. В прошлом году один летный час стоил 275 тысяч рублей, в этом – уже 295 тысяч.
– Тарифы авиакомпаний очень дорогие. Получается, практически каждый вылет, даже, казалось бы, в рядом находящийся Мегино-Кангаласский улус, но в его отдаленный наслег, стоит порядка миллиона и даже больше, – вздыхает главный врач.
– Не предусмотрено питание для врачей медицины катастроф. А ведь зачастую они улетают прямо с дежурств, после рабочей смены, не успев даже перекусить. На месте тоже не до питания, ведь счет идет на минуты. Дорога каждая секунда, чтобы спасти жизнь человека, а затем опять лететь обратно. Получается, врачи могут сутки находиться без еды, – переживает за коллег Владимир Андреевич. – Каждый год поднимаю этот вопрос, а воз и ныне там. А все потому, что на федеральном уровне нет нормативно-правовых документов по санавиации, – говорит Владимир Сотников.
В этом году Республиканскому центру медицины катастроф выделили здание, и они переехали в 202-й микрорайон. «Центр», – радуются врачи.
При центре работает школа: опытные специалисты обучают всех желающих основам оказания первой медицинской помощи. «Это надо знать и уметь всем. Ведь 90% спасения пострадавшего – вовремя и умело оказанная первая помощь», – уверены они. Радуются, что учиться приходят не только представители МЧС, ФСБ, МВД, но и студенты, домохозяйки, журналисты, преподаватели.
Во время пандемии выполнено около тридцати рейсов, доставлено 48 людей, из них двое детей, заболевших новой коронавирусной инфекцией.
– Для этих целей выделены два воздушных борта и одна бригада врачей, – говорит Владимир Сотников.
– Были нестандартные случаи?
– Их много. Запомнился один случай, когда роженица из Кобяйского улуса родила ребенка прямо в вертолете.
– Все обошлось?
– Конечно, а как иначе? Наши врачи готовы к любой ситуации.
Не бывает легких больных
Василий Заровняев – врач анестезиолог-реаниматолог Республиканской больницы № 2 – Центра экстренной медицинской помощи, врач высшей категории. Также он работает в Республиканском центре медицины катастроф.
Буквально на днях он в составе бригады врачей вылетал в село Майя к пациентке с сахарным диабетом.
– Женщина находилась в тяжелом состоянии, у нее было септическое нагноение на фоне сахарного диабета, после операции она была подключена к аппарату искусственной вентиляции легких. Мы провели осмотр на месте, стабилизировали состояние и затем привезли в Якутск и госпитализировали в Республиканскую больницу № 2, в отделение гнойной хирургии, – рассказывает Василий Александрович.
Больше всего вылетов бывает в мае, когда закрывается переправа и начинается бездорожье. Такими вот экстренными налетами врач побывал практически во всех улусах республики.
– У нас не бывает легкой, средней тяжести больных. Все тяжелые. На месте многим требуется скорая медицинская помощь, и только потом принимается решение о транспортировке. Бывает и так, что операции врачи проводят сразу, безотлагательно на месте. Счет идет на минуты, секунды, – говорит он.
– Запомнился один тяжелый случай: в одном из промышленных районов республики маленький ребенок выпал из окна пятиэтажного дома. Совсем малыш, слава богу, выжил, помощь была оказана вовремя, – радуется Василий.
По словам врача, первое место по заболеваниям приходится на сердечно-сосудистые: инфаркты, инсульты.
– На своей основной работе в Республиканской больнице №2, честно признаться, устаю больше, у нас там постоянный поток больных. А летать в составе бригады врачей по улусам – это бесценный опыт, – уверен реаниматолог.
Врачи признаются, что только в самолете, пока летят к пациенту, они и могут отдохнуть от тяжелой работы. В большинстве случаев на экстренный вызов приходится вылетать сразу после дежурства. Часто врачи даже не успевают перекусить.
– Что я делаю во время перелета? Обычно сплю, читаю книги, планирую дела, ведь у нас практически нет свободного времени. Или на основной работе трудишься, или срочно вылетаешь на вызовы, приходится таким образом приспосабливаться к обстоятельствам, – признается Василий Александрович.
В Республиканском центре медицины катастроф Министерства здравоохранения РС(Я) для каждого врача, фельдшера всегда готов свой «тревожный чемоданчик», необходимый для вылета. Вертолеты также оборудованы самим современным оборудованием для спасения жизни человека.
– Мы не знаем, что нас ожидает, каждый случай уникален, поэтому психологически надо быть готовым ко всему. Важно не растеряться. Моя цель – обеспечение жизненно важных функций человека. Следить за дыханием, давлением и так далее, – говорит врач. – Реаниматолог должен быть спокойным, не теряться в любой ситуации, четко знать свое дело, я стремлюсь к этому. От меня зависит жизнь человека, всегда помню об этом. Всякое бывает, тяжело сообщать родственникам о смерти их близких, но нам приходится это делать. В реанимации это случается нередко. К такому не привыкаешь…
– Были ли случаи, когда ваши пациенты умерли на борту?
– Нет. Конечно, всякое может случиться, но такого быть не должно, в противном случае это будет считаться недооценкой состояния пациента, то есть ошибкой реаниматолога. Тяжелых нельзя поднимать на борт, для начала надо стабилизировать их состояние, – отвечает он.
Василий Заровняев признается, что на выбор профессии повлияла мать, учительница биологии и химии. И отец – учитель физики. По этим предметам Василий хорошо учился в школе и хотел стать спасателем, так что, можно сказать, мечта сбылась.
– Я люблю свою работу. Мы не ждем благодарностей от пациентов, ведь многие из них даже не помнят нас. Если человек спасен, это для нас – благодарность. Если мы помогли ему, значит, все хорошо, – говорит Василий Александрович.
Профессиональный спасатель
Выпускник Якутского медицинского колледжа, старший фельдшер Центра медицины катастроф Максим Тойтонов работает здесь полных восемь лет. После окончания учебы работал спасателем в МЧС, спасателем-водолазом, потом перевелся в аэромобильный отряд, пока не оказался в Республиканском центре медицины катастроф.
– Сейчас в должности старшего фельдшера мне больше приходится заниматься бумажной работой, обеспечением лекарствами. В последнее время в связи с новой коронавирусной инфекцией ищем средства защиты, дезсредства, обеспечиваем дезинфекцию транспорта и так далее, – рассказывает он.
– Что запомнилось наиболее сильно?
– Даже не могу сказать… Спасаем людей, и это становится привычным. В Булунском районе в Тикси участвовал в спасательной операции в экстремальных условиях, часто вылетаю с бригадой на большие мероприятия: ысыахи, спартакиады, соревнования, там тоже дежурим. В позапрошлом году работал во время паводка в Усть-Майском районе, в селе Кюпцы. Там мы развернули передвижной пневмокаркасный госпиталь и лечили население. Много ведь больных было, весна, ОРВИ, простуда, люди жили в палатках, а погода стояла холодная, шел снег, –вспоминает Максим Николаевич.
Порой врачам медицины катастроф приходится спасать десятки пострадавших во время авто- и авиапроисшествий. Тут важно не только быстро оказать первую помощь, но и определить, кому она нужна в первую очередь в зависимости от полученных травм.
– Самое главное в нашей работе – ответственность. У нас тяжело работать женщинам, поскольку, помимо психологических нюансов, много тяжелого физического труда. К слову, один только «тревожный чемоданчик» весит двадцать килограммов, – говорит фельдшер. —Так что люди быстро устают, остаются самые верные профессии энтузиасты.
– А вызовов много, каждый день от трех до десяти, – продолжает Максим Николаевич. – У нас нет выходных, наши врачи готовы лететь в любое время суток.
– Тогда вообще нельзя расслабиться? Даже вино выпить?
– Конечно же, нет. Лично я вообще не употребляю, – смеется спасатель.
– Как жить в таком экстремальном ритме?
– Отдыхаем во время отпуска. Спасает хобби, играю на гитаре, пою, – улыбается он.
This post was published on 13.06.2020 08:58