Отреставрированная Галерея зарубежного искусства: система климат-контроля, зал для выставок и тактильные экспонаты

Отреставрированная Галерея зарубежного искусства: система климат-контроля, зал для выставок и тактильные экспонаты

10:35
03 апреля 2022

Отреставрированная к 100-летию республики Галерея зарубежного искусства НХМ РС(Я) сама теперь – произведение искусства, в чем может убедиться любой желающий.

Реверанс профессору Габышеву

В двух залах разместилась обновлённая экспозиция западноевропейского искусства и искусства народов Востока, а третий предназначен для выставок, и первопроходцами здесь стали так называемые малые голландцы: 16 работ из собрания Приморской государственной картинной галереи и 13 – из коллекции нашего Национального художественного музея. А венчает всё это (в прямом смысле слова, потому что находится выше всех) ваза XVII века из Делфта – голландского города, известного на весь мир своим сине-белым фарфором. «Жемчужиной нашей коллекции» назвала её на открытии выставки «Фландрия и Голландия – три века искусства» директор НХМ Влада Тимофеева.

– Эта выставка – реверанс профессору Габышеву, одному из первых докторов наук СССР, чья семья ровно 60 лет назад, в 1962 году, подарила нашему музею его уникальную коллекцию, которую он начал собирать именно с малых голландцев, которых очень любил, – сказала Влада Владиславовна. – А кроме голландцев, там произведения итальянской, французской и других европейских школ.
Когда эта коллекция была передана в дар жителям Якутии, и был создан Музей западноевропейского искусства, ныне Галерея зарубежного искусства, носящая имя Михаила Федоровича Габышева.

– Смотрю, как прекрасно коллеги совместили здесь две коллекции, которые живут вместе и дополняют друг друга, – отметила директор Приморской государственной картинной галереи Алёна Даценко.

– Богато представлена экспозиция: в ней есть то, что отсутствует в нашей коллекции, – пояснила директор НХМ. – Например, марина – морской пейзаж, хотя мы знаем, что голландцы – мореплаватели, и поэтому названный жанр получил широкое распространение.

Альберт Кейп (1620-1691). Морской пейзаж. Холст, масло. Из собрания Приморской государственной картинной галереи (г. Владивосток).

Вообще XVII век был у них золотым веком, когда они почувствовали свою национальную значимость. Самосознание дало толчок развитию национального пейзажа, портрета. Характерные лица могут даже показаться гротескными – их не идеализировали, показывая самобытность.

Рихард Бракенбург (1650-1702). Жанровая сцена. Дерево, масло. Из собрания Приморской государственной картинной галереи (г. Владивосток).

– В своей подборке мы постарались подобрать жанры, которые заявили о себе в голландском искусстве: женский портрет, мужской парадный портрет, батальные сцены, в частности, кавалерийские схватки, которыми были так увлечены голландские художники, – добавила её коллега из Владивостока.

Во всём разнообразии

Далее Алёна Алексеевна раскрыла подробности, которые обычно остаются «за кадром»:
– Вы можете увидеть здесь работу, выполненную на медной пластине – это достаточно редкий материал для основы, голландцы в основном предпочитали дерево. При поступлении в музей она была в сложном состоянии, и реставраторы трудились над ней три-четыре года, несмотря на маленькие размеры: шло восстановление костюмов, экипировки, так как медь имеет свои особенности.

Мы хотели, чтобы искусство Голландии предстало во всём своём разнообразии. Дополненная коллекцией НХМ, выставка получилась цельной и даёт представление об одном из величайших этапов в истории мирового искусства.
Замечу, что при этом произведения голландских художников были доступны, в отличие от других стран, где заказчиками выступали церковь либо двор. Один из путешественников в своё время писал, что весь рынок завален картинами, и их могут купить не только состоятельные люди – небольшие работы висели даже в домах зажиточных крестьян. Так как голландские дома невелики, картины соответствующего размера прекрасно заполняли их. По этой причине искусство Голландии близко нам своей искренностью, оно излучает неподдельный интерес к жизни. Если это портрет, то отнюдь не идеализированный.

Неизвестный художник ХVII века. Женский портрет. Холст, масло. Из собрания Приморской государственной картинной галереи (г. Владивосток).

Посмотрите на эту даму XVII века: она не красавица, но видно, что состоятельная, строгая, всё у неё учтено. Про голландских дам ещё говорят, что всё у них так вычищено, так блестит, что страшно ногой ступить. Смотришь на неё и думаешь – действительно… Психологизм характерен для этих портретов: мы видим на нём реального человека, а не только персону королевского двора за учтивой маской.

С голландцами нам повезло. Увлечение Петра Первого способствовало тому, что Россия ныне занимает 3-е место в мире по числу произведений голландского искусства. Самая большая коллекция, разумеется, находится в Государственном Эрмитаже, но и в региональных музеях иногда хранятся такие сокровища, о которых мы не знаем. В 1920-1930-е годы ведущие музеи страны поделились с ними своими коллекциями, хотя многих художественных музеев тогда не было, они только зарождались в качестве художественных отделов краеведческих музеев – и у вас, насколько я знаю, такая же история.

Музейный детектив

Что касается сокровищ, то переэкспозиция с предшествующей ей подготовительной научной работой приводит порой к удивительным открытиям.

– Наш научный отдел провёл масштабную атрибуцию произведений: уточнены авторы, названия картин, датировки, страны, – рассказала Влада Владиславовна. – Но их предстоит и дальше изучать: очень много неизвестных мастеров, при этом качество живописи абсолютно не снижается. Сотрудники Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, знакомые с коллекцией НХМ, всегда отмечали её высочайший уровень.

Алёне Алексеевне тоже, разумеется, есть что сказать на эту тему:
– Искусство – это всегда живая история. Многие произведения, несмотря на большой срок пребывания в частной коллекции, а потом в музее, начинают открываться спустя сотни лет. Путаница в документах, взятые за основу неверные исследования пересматриваются, к тому же появились современные способы изучения: микроскоп, технологическая экспертиза, рентгенограмма – всё это позволяет открывать имена, вводить в оборот новые произведения искусства.

За последние годы у нас произошло немало открытий. Одну из картин, копию Тициана, мы до поры до времени уверенно относили к XVIII веку. Однако недавние исследования холста показали, что по своей структуре, зернистости он старше на целых два века. Но если это XVI век, получается, что художник работал параллельно с Тицианом, возможно даже, это его ученик.
Или, к примеру, при изучении документов соответствующей эпохи выясняется, что модель, позировавшая, как считалось, художнику, в то время ещё не родилась.

Но даже если автор хорошо известен, история картины может поражать. Возьмем Рихарда Бракенбурга, представленного на этой выставке. Одна из его работ была передана нам в 1930-е годы из Государственного Эрмитажа, в 1944 году исчезла, а в 1948-м на каком-то рынке кто-то её купил и опять принёс в музей.

«Музей осязаемый»: экспонаты нужно трогать

– То, что эти картины дошли до нас – чудо, – продолжила мысль Влада Владиславовна. – А то, что они встретились у нас, в Якутии, – чудо вдвойне. Этой выставкой мы открываем новую страницу в выставочной деятельности Галереи зарубежного искусства.

Но не только: в обновлённой галерее на входе, возле стенда, посвящённого Михаилу Фёдоровичу Габышеву, установлена мнемосхема для незрячих посетителей, а в Зале искусства народов Востока выставлены три первых экспоната «музея осязаемого» – тактильные 3Д-модели японских пластин из слоновой кости – нэцкэ, изготовленные совместно с Детским технопарком «Кванториум» при Дворце детства им. Ф.И. Авдеевой и Республиканской библиотекой для слепых. От крохотных оригиналов эти модели отличаются увеличенным размером, но это, понятно, для удобства.

– С произведениями искусства незрячий человек знакомится с помощью посредника. А здесь – без посредника, – поясняет сотрудница НХМ Сардаана Посельская. – Все три тактильных макета сопровождаются тифлокомментарием, который подготовлен Республиканской библиотекой для слепых. Экспликацию шрифтом Брайля сделали тоже они.

– Теперь здесь возможно проведение инклюзивных занятий с детьми, – подытожила директор НХМ Влада Тимофеева. – Мы работаем для всех, потому что искусство лечит, даёт душевные силы.

P.S. Северянин – это не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается, поэтому не лишним будет предупредить ценителей прекрасного: так как в Галерее зарубежного искусства поддерживается температура 18-20 градусов, а в выставочном зале – ещё и 50% влажность, учтите сей факт при подборе гардероба.
Фото предоставлено пресс-службой НХМ РС(Я) и автора.

+1
13
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
17 мая
  • -2°
  • Ощущается: -7°Влажность: 54% Скорость ветра: 5 м/с