Отголоски совести: Почему все обсуждают «Нулевой пациент» от Кинопоиска
Кинопоиск, ворвавшийся в мир стримингов относительно недавно с собственными оригинальными проектами, в этом году представил историю заражения ВИЧ детей в Калмыкии во времена СССР. История основана на реальном событии, услышав которую «кровь в жилах стынет». Чем примечателен российский сериал «Нулевой пациент» (18+), в обзоре нашего автора.
Честно, с развитием западных стримингов наши отечественные контентмейкеры получили новое дыхание и теперь о просмотре российского проекта не стыдно рассказать. Конечно, временами можно наткнуться на «Частный «я не резала ее мужские трусы» детектив» или мелодрамы уровня «Яблоневый «Думает, что любит тебя!!!» сад». Но все же проектов мирового уровня и качества с каждым годом становится все больше. К таким относится и «Нулевой пациент».
Одно из самых главных достоинств сериала Кинопоиск – искренность, с которой создатели подошли к вопросу столкновения «маленького человека» с неизбежной катастрофой, меры человеческой ответственности перед обществом, страной или собой, человеколюбия и жестокости, проявляющейся в ограждении от действительности или ее неприятия. Все это действительно роднит «Нулевого пациента» с культовым «Чернобылем» от HBO. Но даже несмотря на схожесть, «Нулевой пациент» – самобытный и актуальный сериал, который также можно назвать манифестом жизни и непоколебимой борьбы, воззванием к совести, если хотите.
Да, именно совесть – краеугольный элемент сериала об ужасных событиях, произошедших в Калмыкии в 80-е годы. И все вышеописанное прекрасно передает финальный диалог героя Аскара Ильясова: «Неважно. Москва виновата или Элиста. Случилась беда, и мы с ней не справились. Мы, я имею в виду как общество, страна. Вот и все. Детей это не вернет. Столько лет прошло. Даже интересно. Понимаете в чем дело: ни у кого не хватило смелости даже задним числом взять на себя ответственность». И вдогонку он говорит нам, чего намерен добиться: «Хочу чтобы услышали нас. Чтобы по-человечески сказали нам: случилась беда, случилось несчастье! Простите нас. Чем мы сможем вам помочь? Да и все».
Но, как часто это бывает, совесть запрятали и приглушили. Ибо люди привыкли не доверять другим людям. Уместно будет сказать, что из созданий коллективных мы превратились в одиночек, которым необходимо быть хищниками, чтобы выжить. Мы боимся открыться и быть честными с собой и окружением. Нам легче выстроить вокруг себя стену, за которой существует что-то… чужое и отдаленное. Именно страх порождает недоверие, а сам страх возникает от слабости, беспомощности.
Именно беспомощность и неспособность справиться с ситуацией в Элисте привела к сокрытию от общества истины, хоть и на дворе витает воздух гласности, свободы и равноправия. Все это отлично передают декорации, костюмы и операторские решения. Сработано почти что мастерски.
Именно с таким миром сталкиваются герои: московский ученый-инфекционист, калмыцкий врач детской инфекционной больницы, журналист и даже офицер КГБ. Актерский состав подобрали очень удачный. Больше всех поразили Аскар Ильясов и Павел Майков. Конечно, все талантливы и вдохнули настоящую жизнь противоречивым, но все же отличным персонажам. Многие так и не дотягивали до своих упомянутых коллег. Тот же Никита Ефремов и Евгений Стычкин не ушли далеко от своих прошлых ролей. Понимаю, что все персонажи и сюжеты давным-давно уже созданы, но не убедили.
В целом, получился действительно уникальный продукт в истории отечественного «сериалопрома». Взяв лучшее, что есть на ТВ и больших экранах («Чернобыль», «Эпидемия», «Во все тяжкие» и другие), авторы «Нулевого пациента» подарили пока что лучший сериал года и, возможно, десятилетия на российской арене. Хорошо проработанный сюжет, интересные персонажи и напряжение, сохраняющееся до самого финала, позволяют залпом проглатывать и переваривать серию за серией.
Рейтинг: 18+
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: