X

«От Тикси до Олекминска»: что из себя представляют будни Якутского речпорта

Якутский речной порт продолжает оставаться важным звеном транспортной системы республики. Здесь принимают лес и пиломатериалы, крупнотоннажный груз, в том числе для обеспечения северного завоза. О том, как проходят будни старейшего речного порта, в материале корреспондента газеты «Якутия».

– Сегодня не так много работы, вам надо было подойти в другой день, – говорит сопровождающий меня работник порта. И это сейчас, когда с помощью крана разгружают баржу с лесом. Самосвал грузит щебенку. На причале стоят рефрижераторные суда «Михаил Мальчиков», «Магдебург». За июль-октябрь они успевают сделать два рейса – завозят в северные улусы продовольствие, стройматериалы, корма, контейнеры с продовольствием для Тикси, Нижнеянска и Чокурдаха. Обратно теплоходы везут рыбу.

Речники радуются нынешнему повышению уровня воды на Лене, в народе ее называют «черная вода». От уровня воды зависит успех навигации, будет река полноводной – суда бесперебойно дойдут до пунктов назначения. На территории порта находятся 17 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 100 тонн. Имеются колесная техника, вилочные погрузчики, фронтальные погрузчики грузоподъёмностью до 25 тонн. Теплые и холодные складские помещения постоянно ремонтируются. В этом году закончили реконструкцию шести секций причала.

— Мы поддерживаем в исправном состоянии причальную стенку для осуществления погрузо-разгрузочных работ. Производятся текущие ремонты по поддержанию зданий и сооружений в исправном, работоспособном состоянии, – рассказывает директор порта Олег Демиденко. С приходом железной дороги, где нет фактора сезонности, речные перевозки существенно сократились.

– Снижение, конечно, довольно-таки сильное, – сожалеют в Якутском речпорту. – Падение объемов мы отмечаем в 2-2,5 раза. Судите сами: сегодня средний объем переработки грузов составляет 200-250 тысяч тонн при технической возможности в 650 тысяч тонн. А в начале 2000- х порт перерабатывал до 800 тысяч тонн.

– Сейчас стали открываться частные причалы. И железная дорога часть переработки груза тоже забрала. Поэтому объемы перевозок сильно упали, – рассказывает замдиректора порта Ольга Басариева.

ЛЕС И СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ

– Сейчас порт занимается в основном переработкой лесоматериала, круглого леса и пиломатериала из Витима. Идет отгрузка мелких судов в Олекминск, Сангар, – рассказывает заместитель управляющего директора по эксплуатации Якутского речного Ольга Басариева.

Лес занимает около 70% от основного объема принимаемых портом грузов. Из Витима в Ленском районе Якутии лес идет караваном по четыре баржи. Из Якутского речного порта уходят грузы в северные районы.

Ленское пароходство планирует начать отгрузку судов на Север с середины июля. Часть грузов отправляет «Якутопторг», а также частные лица и компании. Частники совместно берут в аренду контейнеры и отправляют продукты, стройматериалы в Тикси, Усть-Куйгу, Нижнеянск, Среднеколымск.

– В основном на север идут продукты питания. Это частные лица, ИП, кто свои магазины держат, – рассказывает замдиректора. – А вот северный завоз напрямую зависит от ЛОРПа. У них есть свой причал, где они перерабатывают основную массу грузов. Но так как территория у них небольшая, то физлица обращаются к нам. Кроме этого, мы перерабатываем объемный груз: у нас есть кран на 100 тонн, благодаря которому мы можем перерабатывать тяжеловесы, – рассказывает собеседница.

ОСОБЕННОСТИ НАВИГАЦИИ

 – Руководство портом – ежедневная работа в режиме 24/7, – говорит руководитель предприятия. – Это ответственность за трудовой коллектив, за каждого работника. Вникать приходится во все семейные условия, проблемы, которые возникают у работников. На постоянной основе ведется и работа с контрагентами, причем вне зависимости от времени суток.

Зимой работа порта не останавливается.

– Мы готовимся к следующему сезону, проводятся большие ремонтные и восстановительные работы, – отмечает собеседница.

– Каждая навигация чем-то запоминается, – говорит Ольга Басариева, которая работает на предприятии более 20 лет. – Раньше мы работали и до трех часов ночи, буквально жили на работе. До 3-4-х ночи работаешь. А потом что, ехать домой? В восемь утра опять на работу надо. Раньше день пролетал очень быстро. Работы было очень много, вся территория была заставлена грузом. Сейчас, к сожалению, очень много пустого пространства, – ностальгирует собеседница.

КАДРЫ – НАШЕ ВСЁ

В Якутском речпорту сложилась налаженная бригада докеров-механизаторов с большим стажем работы. Некоторые из них трудятся уже по 20-30 лет. Кадры готовят на собственном учебном комбинате.

На предприятии есть работники со стажем более 50 лет, с одной записью в трудовой книжке. Таким опытным работником является бригадир комплексной бригады Евгений Сериков. В речной отрасли он работает 50 лет, начинал рулевым мотористом. День бригады начинается с планирования работ, распределения по кранам, по погрузчикам. Сейчас используется от трех до пяти кранов.

– Характер работы зависит от рода груза. Бывает, выгружаем 2500 кубов за три смены. Это полтора судна, – говорит он.

Если в речпорт приходит сразу четыре баржи, работа ведется круглые сутки.

– Отработали положенное время, и на смену уходящим заступает следующая смена, – рассказывает бригадир. В порту работают не только докеры-механизаторы, но и водители погрузчиков, крановщики. Напряженная работа требует выносливости и внимательности.

– Не каждый может на кране работать и в жару, и в холод. Это скорее призвание. Ребята многие выучиваются, но работать не могут. Высота и технические условия не каждому позволяют тут работать, – отмечает бригадир.

Молодые не слишком охотно приходят на предприятие. Однако в прошлом году команда пополнилась молодыми сотрудниками. «Вцепились в работу, молодцы», — характеризует их бригадир. Сейчас на предприятии работает пять сотрудников до 30 лет.

— Хорошие ребята, которые действительно хотят работать, учатся, обучаются. Мы в этом году двоих выучили на водителей-погрузчиков, – радуется бригадир.

На август-сентябрь приходится пик отгрузки. У северных рек свои критерии навигации. В первой половине сентября заканчивается фактическая навигация, и отгрузка прекращается. В некоторые годы при благоприятных условиях отгрузка происходит даже в ноябре.

***

Так сегодня строится работа якутского речного порта, который раньше в период навигации работал круглые сутки. Однако и сегодня он по-прежнему выполняет важную роль в обеспечении грузами районов Якутии

Автор: Дмитрий Осипов

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0

This post was published on 10.07.2022 10:02

Related Post