От самоучки до мастера: путь Айсена Деллохова в мире хомуса
Айсен Деллохов, несмотря на отсутствие профессионального музыкального образования, стал одним из ярких хомусистов Якутии. Его путь к успеху начался с простого увлечения, которое переросло в страсть, а затем – в призовые места на конкурсах. С каждым новым выступлением он не только демонстрирует мастерство игры на уникальном инструменте, но и сохраняет связь с культурой и традициями своего народа.
Айсен родился в многодетной семье Ульяны и Петра Деллоховых. Свет он увидел в селе Майя Мегино-Кангаласского района, на малой родине мамы, но вскоре семья переехала в Верхневилюйск откуда родом отец. Здесь и прошло его детство и юность.
— Учился в школе №2 имени М.Т. Егорова. Старался активно участвовать в школьной жизни и не отставать в учебе, был твердым хорошистом. До шестого класса, как и все мальчишки, увлекался спортом, занимался спортивным туризмом. В это же время занимался в школьном фольклорном кружке «Хабытта Бэргэн», где ставили олонхо под руководством Кирилла Никифорова.
Как-то мы поехали на республиканский конкурс для детей-олонхосутов «Олонхо Дойдутун оготобун» в Усть-Алданский район, оттуда я приехал с опухшими коленями. Оказалось, это так у меня отекли суставы, врачи поставили неожиданный для всей семьи диагноз – юношеский ревматоидный артрит. Со временем, при правильном питании, лечении, симптомы сходят на нет, наступает, как говорят, ремиссия болезни, — рассказывает Айсен.
Зато в старших классах с головой ушел в журналистику. Учительница якутского языка Любовь Васильевна Гольдерова вела кружок «Сыккыс», мы были юнкорами. Очень интересное время было, насыщенное, — говорит он.
Первое знакомство с хомусом
После десятого класса летом подросток поехал в детский лагерь «Полярная звезда». Помните, на местном телевидении выходила одноименная передача, где выступали юные таланты? Организаторы пошли дальше телевизионных концертов и собирали творческих детей летом.
— В лагере царила позитивная энергия. Именно там я впервые увидел ребят, игравших на хомусе. Конечно, я был знаком с этим инструментом, но тем летом я как-то по-особенному к нему отнесся. Одалживал хомус у ребят и пробовал впервые извлечь звуки. Получалось, причем мне казалось, что не хуже, чем у ребят, которые давно занимаются, — смеется Айсен. – Когда вернулся домой, начал играть и днем и ночью с упоением. Родители, конечно, удивлялись моему новому увлечению. А первый хомус мне подарила бабушка. Он был такой старенький, не блестел, как хомусы других ребят. Я от души его почистил и занимался днями напролет.
С ним же и было мое первое участие в большом конкурсе хомусистов уже через год, который прошел во время районного ысыаха. Волновался сильно, готовился и победил!
— А как готовился? Занимался с педагогом?
— Я самоучка. Педагогов у меня не было. Моя тетя, Мария Михайловна Уйгурова, увидев, что я всерьез заинтересовался игрой на хомусе, подарила мне диск с концертом группы «Айархаан». Так что Альбину Михайловну Дегтяреву можно назвать моим педагогом. Диск прослушал до дыр, повторял и повторял за ними, и получалось, опять же на мой слух очень даже ничего.
Расставить приоритеты
Проучившись десять лет в Верхневилюйской средней школе №2, наш герой перед выпускным классом решил сменить обстановку. Так что школу он окончил уже в селе Ботулу, на малой родине отца.
— Резко пришла мысль, что мне надо сменить обстановку, коллектив. Вообще, я считаю, что детям это даже полезно в плане развития своих коммуникативных навыков. Потому что когда учишься 11 лет в одной школе, в одном классе, где все идет по накатанной, то нет реального представления об устройстве мира. Родители меня поддержали. Со своими новыми одноклассниками я сразу подружился, также был активным участником школьной жизни. Так, в 2013 году я окончил среднюю школу с хорошими оценками в аттестате и успешно сдал ЕГЭ.
— Когда ребенок хорошо учится по всем предметам, нет явного перевеса в какую-то одну область, наверное, возникают серьезные мысли перед выбором будущей профессии и вуза? Как ты определился, кем хочешь стать?
— Когда был маленьким, очень хотелось быть важным и работать в офисе. Я действительно хорошо учился, любимыми предметами были якутский, английский, математика. По английскому даже участвовал в различных олимпиадах. А поступил в Финансово-экономический институт СВФУ на специальность «Бухгалтерский учет анализ и аудит».
— А увлечение хомусом осталось?
— Конечно. Именно в студенческие годы я получил, так сказать, основные навыки умения игры на хомусе. Записался в университетский ансамбль под руководством Аркадия Алексеевича Егорова, мы играли как в классическом стиле, так и в современном. Но и тогда я считал свое увлечение хобби, потому что думал, что, играя на хомусе, далеко не уедешь. Хотя с детства у меня была установка: каждый человек должен владеть игрой хотя бы на одном инструменте. Это я ее сам себе придумал.
Также на первом курсе записался еще в танцевальный ансамбль «Калейдоскоп». Я был гибким, мог и на шпагат сесть. Полтора года отзанимался, но мне было очень сложно. Репетиции, занятия проходили ежедневно в вечернее время, гоняли нас нещадно. Потом у меня была еще и общественная нагрузка, был старостой в общежитии. В общем, в первые два года «загонял» себя, понял, что нужно правильно расставить приоритеты, и выбрал хомус, потому что от него я получал больше удовольствия. Параллельно занялся наукой, вступил в Ассоциацию молодых экономистов.
Нихао, Поднебесная!
Во время студенчества Айсену очень хотелось поехать учиться куда-нибудь за границу, особенно в Европу. Вспоминает, что прошел очень много различных собеседований, чтобы попасть в программу по обмену студентами. И буквально на последнем курсе ему удалось попасть в языковую программу в город Харбин. Единственное — надо было оплатить самостоятельно проезд, тогда он стоил 50 тысяч рублей.
— На лето устроился официантом в ресторан «Муус Хайа», там были хорошие условия, кормили. Там-то я и заработал на проезд. Это было мое первое самостоятельное путешествие. Я знал, что надо пораньше приехать в аэропорт для регистрации, но умудрился опоздать на нее. Очень долго не мог заказать такси с района ГРЭСа в аэропорт, прибыл ровно через минуту после окончания регистрации. И меня не пустили на рейс. Я был в ужасе. Пришлось приобрести билеты на следующей неделе, от стоимости того билета мне вернули небольшую часть, остальную пришлось в срочном порядке дособирать. К счастью, уже через неделю я, счастливый, стоял в аэропорту Харбина. Теперь на все свои вылеты я приезжаю намного раньше открытия регистрации, — смеется Айсен.
Так он стал студентом Хэйлудцзянского университета иностранных языков, отучился по программе обмена студентами первый семестр четвертого курса. Получал в якутском университете повышенную стипендию, чего хватало на пропитание, а в остальном помогали родители.
После окончания бакалавриата ФЭИ он решил продолжить свое образование в Поднебесной и поступил в магистратуру Харбинского университета.
— Первый год мы учили китайский язык, ведь без его знания учиться там невозможно. Затем были специальные дисциплины. В итоге я на четверку защитил магистерскую диссертацию «Анализ туристических компаний России и Китая».
Когда все идет не по плану
— Я правильно поняла: аттестационную работу ты сдавал и защищал на китайском языке?
— Да. Но, понятное дело, что китайским языком я не владел хорошо, все-таки это сложный язык. Но сама защита проходила на китайском. Я же защищался онлайн, это был 2020 год.
Новый год я приехал встречать с семьей в Якутию. Вскоре после праздников пришло письмо из университета о том, что вводятся карантинные меры, был предложен вариант дистанционного обучения. Его-то я и выбрал. Так что, как там все было во время разгара пандемии, я не знаю. Но знакомые рассказывали, что все было очень жестко.
Пандемия перевернула все мои планы. Вообще, я человек-план, мне проще все расписать в голове, а потом ему следовать. И все они на тот момент были связаны с работой в Китае в сфере торговли. Но не судьба….
В центре мира хомуса
К слову, увлечение игрой на варгане Айсен не оставил. Участвовал в студенческом фестивале в Китае и даже проводил мастер-классы для детей во внутренней Монголии в Поднебесной.
По возращении на родину в 2021 году Айсен участвовал в конкурсе хомусистов на Ысыахе Олонхо в Олекминском районе, где занял первое место. Там он познакомился с работниками Музея и центра хомуса мира. Заведующая экспозиционно-выставочным отделом Туяра Жиркова предложила директору музея его кандидатуру в качестве экскурсовода.
— Здесь я уже третий год, и мне все нравится. Мы проводим большое количество различных выставок, мероприятий и конкурсов. Очень много посетителей бывает, в этом году во время игр «Дети Азии» приходили иностранные делегации, для которыхм я проводил экскурсии. Знание иностранных языков мне как раз и помогает. Да и к хомусу я стал ближе, — признается он.
В 2022 году прошел отбор для участия в международном конкурсе «Хомусист — виртуоз мира», правда этот высокий титул завоевать ему еще не удалось.
О тонкостях музицирования и творческих планах
— Айсен, меня всегда поражало, как люди могут, играя на хомусе, еще и подражать звукам птиц и зверей. Ты это тоже умеешь. Сколько их сегодня у тебя в арсенале?
— Не так много — кукушка, стерх, ворон, лошадь, волк, тетерев. Главное — нужно все время тренироваться. Это своего рода спорт, всегда надо держать себя и голосовые связки в форме. Но иногда какой-то звук может пропасть, а потом опять появиться.
— У тебя один хомус?
— Нет, у меня их более 50. Не удивляйтесь, на всех я не играю, я коллекционер, собираю варганы мира. Есть хомусы из Норвегии, Индонезии, Японии. А для выступлений у меня пять активных инструментов. Например, для классического якутского исполнения отдельный, наиболее для этого подходящий, изготовленный мастером Герасимом Тарабукиным. Для современных композиций выбрал хомусы Романа Готовцева и Егора Тартакова.
— Композиции, которые ты исполняешь, сочиняешь сам? Или это всегда чистая импровизация?
— Нет, в большинстве своем исполняю определенные композиции, которые имеют свои завязку, кульминацию и развязку, это как песня, рассказ со своей фабулой, законченное произведение с определенным смыслом. Например, в своей композиции «Связь с предками» я старался передать то, что, несмотря на то, что сейчас мы живем в современном мире, не надо терять связь со своими предками, культурой, традициями. Это композиция исполняется вкупе с электронным сопровождением, которое помог записать Станислав Алексеев (Добун).
— Какой у тебя сценический образ?
— У меня есть традиционные и стилизованные костюмы. Их мы придумываем с тетей, той самой, которая подарила мне диск группы «Айархаан», она до сих пор меня поддерживает, помогает во всем. Мне нравятся черные якутские костюмы с серебряными деталями. Но подумываю сменить свой сценический гардероб на более светлые тона.
— Чем сейчас занимаешься, помимо работы? Записываешь ли новые композиции?
— Да, в работе есть несколько композиций. Но для большей плодотворности решил, что надо развивать свои профессиональные навыки. В прошлом году я стал студентом Якутского музыкального колледжа, поступил на фольклорное отделение. Так что большую часть времени занимает обучение, подтягиваю свою музыкальную грамоту, хотелось бы еще научиться хорошо петь.
Также я занялся развитием своего блога, где записываю видеоуроки игры на хомусе и просто рассказываю о себе и местах, где мне посчастливилось побывать.
— Этим летом ты был в Кыргызстане и Казахстане, тоже проводил мастер-классы.
— В Кыргызстане я участвовал во Всемирном фестивале эпосов. Было здорово! Познакомился со многими артистами из разных стран. В прошлом году зимой побывал в Казахстане. В этих странах к хомусу есть колоссальный интерес. У них есть свои варганы, но все признают, что у якутского хомуса необычное звучание , невероятные ресурсы, остальным еще далеко! В этом году принял участие во Всемирном молодежном фестивале в городе Сочи, был в восторге от масштаба мероприятия. Все это вдохновляет на новые творческие свершения, так что впереди у меня, надеюсь, богатая на творчество жизнь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: