Пётр Федотов создает ювелирные украшения дольше чем четверть века. Первые эскизы авторских украшений он создавал на бумаге, а теперь разрабатывает их при помощи 3D-моделей.
3D-дизайнер ювелирных изделий Ювелирного дома «Киэргэ» Пётр Симонович Федотов – один из первых пятидесяти обладателей награжденных премии «Человек труда». Он выпускник Якутского художественного училища, а затем Красноярского художественного института по специальности «Художник декоративно-прикладного искусства «Ювелирное дело».
Лучший по профессии
На выставках и в конкурсах Пётр участвовал со времен учебы, не раз он становился лауреатом и дипломантом республиканских ювелирных смотрин, неоднократно участвовал во всероссийских и международных выставках. В 1999 году на выставке «Северное сияние» получил диплом «За лучший дебют» за гарнитур «Весна» из золота со вставками из нефрита, а также диплом за 1-е место в номинации «Лучшее изделие с бриллиантами» за комплект «Сулустаана».
Ещё одним дивным творением мастера стал браслет «Шахерезада» из золота со вставками из кабошонов разных поделочных камней. Фото изделия опубликовали в одном из российских ювелирных журналов. Браслет «Шахерезада», комплект «Весна» и еще несколько работ Петра Федотова экспонируются на выставке «Сокровищница РС (Я)».
Неоднократно он становился «Лучшим по профессии». В 2004 году был награжден Почетной грамотой Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) за большой личный вклад в развитие ювелирной отрасли Республики Саха (Якутия). За время работы в компании «Золото Якутии» в промышленное производство было запущено большое число его ювелирных украшений, за что мастер отмечен дипломом победителя в номинации «Автор самых продаваемых эксклюзивных украшений» ОАО «Золото Якутии» в 2008-м году. В 2013 году участвовал в Первом конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди работников алмазогранильных и ювелирных предприятий Республики Саха (Якутия) в номинации «Художник-дизайнер Якутии-2013» (Якутск). Он обладатель нагрудного знака «Лучший по профессии» Торгово-промышленной палаты РС(Я).
Путь в профессию
Путь в профессию был проложен с самого детства. Родители, заметив творческие задатки сына, отдали мальчика в детскую художественную школу, и с тех эта сфера стала его судьбой.
– Благодаря моим учителям и педагогам, в частности, Марине Юрьевне Мигас, я убедился в правильности принятого направления, – говорит Петр Федотов. – Получив профессию, создавал ювелирные украшения, а в последние десять лет работаю 3D-дизайнером. Моя работа приносит мне радость, не ощущаю усталости, это очень увлекательный процесс, когда твоя идея обретает форму, превращается в нечто красивое и неповторимое.
Новые ЗD-возможности
Одним из важных этапов в профессиональном росте стало введение в ювелирное производство 3D — моделирования.
– В числе первых в Якутии я включился в процесс перехода к цифровому дизайну, освоил нужные программы и начал работу по 3D- моделированию ювелирных изделий, а также по обслуживанию 3D- аппарата, – говорит Петр Федотов. – Отточил профессиональные навыки в графическом дизайне. 3D-моделирование открыло новые возможности в ювелирном искусстве и производстве ювелирных украшений. Работаю над развитием ювелирного производства, расширением ассортимента украшений.
В производство при помощи 3D-программ введены новые модели – тематические, событийные направления ювелирного производства: елочные игрушки, традиционные якутские украшения, изделия с бриллиантами, полудрагоценными и драгоценными камнями. В фокусе профессионального интереса Петра Федотова находится также создание эксклюзивных ювелирных украшений. Кроме того, он работает над различными государственными наградами, нагрудными знаками, почетными медалями и сувенирами.
У каждого изделия свой характер
Процесс создания ювелирного изделия начинается с того момента, когда заказчик общается с менеджером, считает Петр Симонович. Именно в разговоре определяется тип изделия – кольцо, серьги, нагрудное украшение или браслет, какого веса, с камнем или без.
– Дальше в процесс вступает дизайнер. При определении дизайна будущего изделия дизайнеру необходимо увидеть человека, поговорить, пообщаться с ним, и тогда у мастера и у заказчика создается общее его видение, – говорит мастер. – Нередко бывает так, что заказчик не знает, что конкретно он хочет, тогда мастер может предложить свою идею. Например, хрупким созданиям больше подойдут изящные украшения, чем массивные, деловым людям – изделия с геометрическим рисунком. Если выбрано изделие с камнем, то здесь доминантом становится камень, и здесь нужно учитывать характеристики камня. Камни холодных оттенков можно подчеркнуть обрамлением из белого золота, теплых оттенков – желтым или сыграть на контрасте, все зависит от конкретного камня. К слову, сейчас популярным является металл желтого лимонного цвета. Здесь важна гармония, и, конечно, с учетом предпочтений каждого заказчика.
Затем начинается разработка модели в 3D-программе, далее на 3D- принтере с учетом всех параметров выращивается модель. Затем ювелир отливает изделие в металле, обрабатывает, полирует, приводит в товарный вид, закрепляет камень.
Вечная классика
Так как ювелирные изделия на заказ – это особенные изделия, которые могут стать семейной реликвией и передаваться из поколения в поколение, то люди предпочитают заказывать вещи в классическом стиле, рассказал мастер. Это всегда очень интересно, поскольку они всегда разные – из серебра, золота, с камнями, бриллиантами или без, их стоимость, соответственно, тоже очень разная.
– Я начинал свой творческий путь с работы своими руками, знаю весь процесс изготовления украшений, умею воплотить идею в готовое изделие, сегодня занимаюсь дизайном в 3D-программах, – рассказывает Петр Федотов. – Если вспоминать, какие я изделия создавал, то, кроме ювелирных украшений, я мастерил также сувениры, например, спутник для Института космофизики, географический столб, рюкзак, топор рядом со столбом – для геологов. Это довольно интересно – изготавливать тематические вещи. Делаю и эксклюзивные украшения с крупными бриллиантами. Заказы получаем и из других регионов.
Конечно же, мастер всегда узнает свою работу на человеке. Как-то ему показали изделие и рассказали, что это древнее, очень редкое ювелирное изделие 19-го века. Петр Симонович тут же узнал свою работу – оно было действительно выполнено в аутентичном стиле, в серебре, в старинном стиле, однако свои вещи он считает почти своими детьми – не перепутает их ни с чем.
Опыт – молодым
Сегодня Пётр Федотов передает свой опыт молодым специалистам – выступает в качестве наставника, консультирует их. Как эксперт работает на творческих, выпускных экзаменах студентов профильных образовательных учреждений, но не забывает и о своем развитии.
– Я до сих пор учусь, потому что ничего не стоит на месте, все очень быстро меняется, развивается, – говорит Федотов. – Просматриваю в интернете видеоуроки, изучаю новые программы. Очень благодарен за высокую оценку моего труда, отмеченную премией «Человек труда». Спасибо всем тем людям, которые встречались на моем профессиональном пути.
This post was published on 03.06.2023 17:22