От новых схем телефонного мошенничества пострадали более 400 якутян

От новых схем телефонного мошенничества пострадали более 400 якутян

11:44
16 августа 2019
Читайте нас на

В последнее время в Якутии участились случаи мошенничества, когда злоумышленники звонят с телефонов коммерческих банков и, представляясь их сотрудниками, похищают деньги у доверчивых граждан. Как уберечь свои накопления и распознать мошенников мы спросили у управляющего Отделением-Национальным банком по РС(Я) Дальневосточного ГУ Банка России Антона Коноплёва.


— По данным Управления уголовного розыска МВД России по Республике Саха (Якутия) за первое полугодие 2019 года зафиксировано 400 случаев дистанционного мошенничества, и это на 100 случаев больше, чем за шесть месяцев прошлого года. Это связано с появлением новых схем мошенничества?

— С развитием электронных технологий и устройств количество мошенничеств увеличивается. Современные мошенники используют психологические приёмы — так называемые методы социальной инженерии. Некоторые обладают определёнными познаниями в области информационных технологий и при помощи возможностей IP-телефонии могут скрывать свой телефонный номер, меняя его на контактные данные реальных коммерческих банков.

Под видом сотрудников они обзванивают клиентов кредитной организации, получают от них данные карт и похищают деньги.

Самое удивительное, что многие методы обмана давно известны, но люди продолжают попадаться на уловки мошенников, забывая о необходимости быть бдительными.

— Как работают такие схемы, почему человек попадает в сети мошенников?

Как правило, аферисты звонят и пугают людей сообщениями о блокировке карты или попытке несанкционированного списания с неё денежных средств. Потом под предлогом «сохранения денег», «установления защиты», «перевода денег на резервный счёт» просят назвать данные карты. И это работает. Ведь собеседник «на другом конце провода» проявляет осведомлённость. Он обращается к вам по имени, знает какие-то факты о вас, например, место проживания, данные о последних транзакциях или сумму денег, которая в данный момент находится на счёте потенциальной жертвы.

Мошенники могут использовать самые разные психологические приёмы, чтобы  выведать у человека данные его банковской карты, а цель у них одна – похитить денежные средства.

— Какая информация нужна преступникам для того, чтобы украсть деньги с карты?

— Для того чтобы получить доступ к деньгам на банковской карте, злоумышленникам нужны такие данные, как: номер карты, срок ее действия, фамилия и имя владельца, пин-код или номер CVC, CVV – это три цифры, которые находятся на обратной стороне вашей карты, одноразовые пароли из СМС-сообщений.

Необходимо помнить, что сообщать такие данные нельзя никому и ни при каких обстоятельствах.

— Как отличить настоящего сотрудника банка от мошенника?

— Будьте уверены, если вам звонят, представляются сотрудником банка, а затем просят продиктовать секретные коды и пароли – это мошенники! Настоящий работник кредитной организации никогда не будет просить у вас такую информацию, она ему попросту не нужна.

— Где мошенники берут номера телефонов клиентов?

Источники информации у злоумышленников могут быть разные. Например, ставшие очень популярными в наше время социальные сети. Люди чересчур им доверяют и публикуют в открытом доступе не только фамилию, имя, отчество, но иногда и номера телефонов и прочие персональные данные — этого мошенникам достаточно, чтобы позвонить и попытаться выведать данные банковской карты.

— Получается, что даже с минимальным набором сведений о потенциальной жертве, злоумышленник, прибегая к психологическим приёмам и заранее заготовив убедительную речь, может получить доступ к средствам на счёте?

Бывает и так. Поэтому людям надо быть максимально осторожными. Например, вы получили СМС или звонок от банка и вас уведомили о крупном выигрыше, выдаче компенсаций. Не торопитесь радоваться, вспомните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

— В прессе были публикации о том, что мошенники от имени Центрального банка звонят людям и предлагают им денежные компенсации за приобретённые товары, это так?

Имея доступ к базам данных продавцов и распространителей лекарственных средств, БАДов и других товаров, злоумышленники звонят, как правило, людям пожилого возраста, совершавшим такие покупки, и представляются сотрудниками различных организаций, включая Банк России. При этом в ряде случаев Центральный банк называется той организацией, где пострадавшие могут получить компенсацию. На самом деле Центральный банк Российской Федерации не работает с гражданами как с клиентами, поэтому любые звонки и смс-сообщения о выдаче компенсаций или блокировке счетов от имени мегарегулятора нужно игнорировать и обращаться в органы полиции.

Получить смс-сообщение от Банка России могут только те, кто ранее обратился в нашу интернет-приемную на сайте мегарегулятора с жалобой или вопросом. При этом смс от Центрального банка приходит только с номера 3434.

Любые сообщения с других номеров, особенно, требующие введения ПИН-кода, подтверждения операций, предоставления личных данных, следует расценивать как попытку мошенничества

— И вот тут самое важное. Расскажите, как противостоять таким лже-банкирам?

Чтобы не лишиться своих сбережений, необходимо соблюдать простые правила финансовой безопасности. Если звонок поступил якобы из банка и вам сообщают, что по ошибке списали деньги с вашего счёта или, наоборот, зачислили на счет, просят перезвонить, сообщить код, который отправили СМС-сообщением, не следуйте никаким инструкциям звонящего.

  • Прервите разговор.
  • Не торопитесь действовать и ни в коем случае не перезванивайте по высветившемуся номеру. Правильнее всего набрать вручную номер банка, указанный на вашей карте и уточнить, мог ли вам звонить представитель кредитной организации.
  • Также не переходите по неизвестным ссылкам, указанным в сообщении.
  • Никому не сообщайте персональные данные, тем более пароли и коды.
  • Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне.
  • Объясните близким, особенно пожилым родственникам эти простые правила
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
7 октября
  • -3°
  • Ощущается: -8°Влажность: 63% Скорость ветра: 3 м/с