Операция «Сокол»: как в зону СВО доставляли якутский вездеход

Операция «Сокол»: как в зону СВО доставляли якутский вездеход

11:27
21 сентября 2023
Источник: Федор Григорьев
Читайте нас

Именно так, а не иначе именуют командиры воинских частей, где служат наши земляки, процесс пополнения своего боевого автопарка собранными в Якутии вездеходами «Сокол». Действительно, предназначенный для сугубо гражданских целей снегоболотоход прекрасно зарекомендовал себя в боевых условиях, и получить его в свое распоряжение считается среди командиров воинских частей большой удачей. Ведь солдатская молва об этом «чудо-квадрике» распространилась по всей линии фронта.

До самой границы

А у нас с видеооператором Евгением Петровым и сотрудниками одного из опорных пунктов Единого координационного центра помощи военнослужащим из Якутии (ЕКЦ) случилась своя операция. Иначе и не назовешь доставку «Сокола» в одну из воинских частей, расположенных на самой границе нашей Запорожской и пока еще украинской Днепропетровской областей.

«Завтра пораньше поедете. Надо в Каменку «Сокол» доставить. А то парни заждались уже. Путь не близкий, надо вернуться до наступления комендантского часа», – поведал как-то после вечернего совещания руководитель опорного пункта Петр Лебедев.

Верхом на «Патриоте»

Сказано – сделано. Принялись готовиться к поездке и с любопытством наблюдать за тем, как опорники готовят «Сокол» к транспортировке. А задача эта не из легких. 

Тут надо пояснить, что чаще всего бойцы с командирами сами забирают вездеходный груз и едут своим ходом до расположения. В данном случае надо было погрузить в более быстроходный транспорт. Иначе пришлось бы добираться целый день. Ведь у габаритного квадрика скорость отнюдь не «соколиная» – максимально до 50 километров в час. Быстроходным транспортом оказались не «КамАЗ» и не «Урал», а обычный пикап «УАЗ-Патриот».

– А как собираетесь поместить его в маленький кузов пикапа? – спрашиваю у легендарного механика Николая Мочкина, за плечами которого десятки, если не сотни тысяч дальнобойных километров.

– Молча, утром увидишь. Погрузка – это целое дело. Лучше езжайте к себе, отдыхайте. Рано стартанем, – расплывается он в своей фирменной улыбке.

В шесть утра мы уже на базе. Огромный вездеход стоит на специальном прицепе, а в кузове пикапа уютно разместилась небольшая, но столь необходимая люлька «Сокола», которая и служит основным местом приема самого разного груза – от продуктов и боекомплектов до, к сожалению, погибших и раненых.

По сухопутному коридору

Наспех перекусив и еще раз уточнив маршрут, отправляемся в дорогу. Впереди почти 400 километров. На заднем сиденье пикапа для троих пассажиров (меня, Евгения и вооруженного охранника Алексея) тесновато, но нам не привыкать.

Быстро проехали Мариуполь и движемся на Мелитополь по тому самому сухопутному коридору на Крым, о котором так часто говорили по всем центральным телеканалам после теракта на Крымском мосту, когда движение по нему стало весьма затруднительным. Проблему многочасовых пробок тогда обсуждали даже на уровне президента.

Как выход, страждущим до отдыха на Крымском побережье предлагался сухопутный коридор. Когда дикторы в каждом выпуске новостей твердили об этом варианте, у меня, как у человека не единожды за последний год передвигавшегося в данном направлении, возникал резонный вопрос: «О чем это они? Так-то там блокпосты, куча военных колонн. Фронт-то совсем рядом». Действительность оказалась куда прозаичнее моих домыслов. 

А есть ли риск?

Ещё несколькими днями ранее на пропускном пункте на границе с Ростовской областью заметил много машин с ростовскими и даже воронежскими номерами.

Сразу было видно, пассажиры абсолютно мирные люди, полноценные семьи с детьми. На море едут. А где еще спасаться от стоявшей уже третью неделю 35-градусной жары?! «Рисковые, однако, ребята», – подумалось мне.

Таких рисковых на трассе оказалось очень много. Причем разного пошиба. И на шикарных «бэхах» и «мерсах», и на видавших виды «солярисах», и столь популярных в этих краях «калинах», «приорах» и прочей продукции Тольяттинского автозавода.

Идеально ровный свежий асфальт, ослепительное солнце и… бескрайние поля подсолнуха по бокам от дороги. Все располагает к безмятежному отдыху. Лишь попадающаяся на пути военная техника да редкие блокпосты напоминают, что где-то рядом, в нескольких десятках километров к северу от трассы идет специальная военная операция.

Немного подискутировав, приходим к выводу, что двигаться по этой трассе не только комфортно, но и, в целом, безопасно. И главное – это самый короткий, а значит экономичный как по времени, так и по деньгам путь к морю.

Ждуны в городе воинской славы?

Ну да ладно, вернемся к основной задаче дня. Где-то в середине пути от Мариуполя до Мелитополя проехали большую развилку. 

«Коля, а чего не повернул направо? Через Мелитополь собрался ехать? Зачем крюк такой давать?» – спрашивает водителя охранник Алексей. «Маршрут утвержден через Мариуполь. Так и поедем», – отвечает наш хороший уже знакомец Мочкин.

Позже мы поняли, что Алексей, в принципе, был прав. А пока «летим», насколько позволяют тонна груза и двигатель новенького «Патриота» по отличной трассе до одноименного центра Мелитопольского района. 

Через час с небольшим въезжаем в город. Первое, что бросается в глаза – он не слишком ухожен, асфальт разбит, но главное – дома целы. Сразу видно, в отличие от Мариуполя, здесь не было ожесточенных боев. Тем не менее, оба крупных населенных пункта удостоены звания «Города воинской славы».

Всезнающий навигатор проложил дорогу через самый центр. Движение достаточно хаотичное, нормальных парковок нет, обочины уставлены машинами так, что четырехполосные улицы превратились в двухполосные. Гаишников, как и на нашем проспекте Ленина, не видно.

«Заметили, российских номеров почти нет? Ждуны долбаные!» – буквально процедил сквозь зубы в общем немногословный Алексей. 

Так и есть. Пригляделись, и создалось пусть притупленное, но ощущение дискомфорта от обилия автомобильных номеров с «жовто-блокитным» раскрасом. Хотя головой понимаешь, что находишься в Запорожской области, новом регионе Российской Федерации.

Лично для меня остался загадкой тот факт, что в 150-тысячном российском городе на большинство автомобилей установлены номера враждебного государства.

А мы идём на север

Проехав через центр, круто берем вправо и выезжаем из города. Трасса на Крым обходит Мелитополь стороной. Так что колонны отдыхающих направились на юг, а мы идем на север. В сторону боевых действий.

Блокпосты здесь уже встречаются гораздо чаще, но дорога также хороша и стремительна. Вскоре, стараясь срезать путь, съезжаем с трассы на проселочную дорогу. То была не фатальная, но ошибка, стоившая лишний час пути, если не больше.

Долго движемся вдоль какого-то канала. Судя по всему, оросительного от некогда полноводного Каховского водохранилища. Канал небольшой, и на другом берегу хорошо видны укрепления. А вот солдат не видно, но они там есть. При этом то тут, то там сидят местные рыбаки в ожидании клева. 

Здесь блокпосты уже через каждые три-четыре километра. Практически на каждом бойцы, не скрывая своего восхищения, допытываются – что за аппарат восседает в прицепе, какой объем у двигателя, бензин или дизель?

Повстречали и дальневосточников: «Вы реально из Якутска едете? Ну вы даете!». Мы не стали болтать лишнего, что доставка «Соколов» – это отдельная тема и о местонахождении в новых российских регионах им знать незачем.

Вскоре, поплутав по проселкам и лесополосам, выезжаем на относительно хорошую дорогу. Движение совсем не оживленное. «Патриот» уже не «летит», а медленно ползет по разбитому, не видавшему ремонта едва ли не с советских времен асфальту.

Беспечные селфисты

Через некоторое время выезжаем практически на берег Каховского водохранилища. Несмотря на катастрофические последствия от подрыва украинскими террористами дамбы, картина открывается достаточно красивая.

Источник: Федор Григорьев

Выбираем по дороге открытую местность, чтобы остановиться, размять ноги и сделать пару кадров. Оператор Женя Петров вообще принялся записывать для кого-то видео, вспоминая, в каком году он купался в Днепре и т.д. Ведь он в советские времена учился в Днепропетровске.

Но тут как-то одномоментно ко всем приходит осознание того, что на том берегу-то враг и хороший снайпер из хорошей винтовки легко может прекратить эту беспечную фотосессию. Быстро запрыгиваем в машину и едем. Осталось немного.

«Вот это аппарат!»

Подъехав к Каменке, связываемся с бойцами и договариваемся встретиться у магазина на окраине городка. Завидев нас, ребята машут руками, а лица расплываются в улыбке. 

Да уж, словами не передать эмоции бойцов. Тут же они стали допытываться у Николая Мочкина о технических характеристиках вездехода, тонкостях эксплуатации и обслуживания. «Вот это аппарат!» – восхищенно произнес один из солдат. А старший группы, молчаливый начальник штаба батальона мотострелкового полка, улыбаясь, просто поднял вверх большой палец и поблагодарил сотрудников ЕКЦ и руководство республики за такой шикарный подарок.

Оформивший заявку на «Сокола» и получатель Алексей Сазонов чувствует себя прямо именинником. Воюет он здесь с октября прошлого года. «Ситуацию на левом берегу Днепра жестко контролируем. Не за горами распутица. Так что такой вездеход нам очень необходим», – говорит Алексей и передает привет родным и коллегам из Республиканского дома-интерната для престарелых и инвалидов, где он работал до мобилизации.

Токмакский маневр

Пока разгружали, оформляли кучу бумаг (вездеход-то не дешевый) и проводили довольных бойцов, на часах уже около четырех часов. Стало ясно, если двинемся обратно тем же маршрутом, то есть большой риск заночевать у какого-нибудь блокпоста. Ведь дорога до Каменки заняла больше шести часов, а комендантского часа здесь придерживаются строго. Двигаться по ночам нельзя.

Источник: Федор Григорьев

Такая перспектива никого не устроила, и мы принимаем решение возвращаться наперерез через Токмак. Дорога отличная и… абсолютно пустая. Свеженький асфальт буквально подгоняет идущий порожняком «Патриот». Двигаемся на максимальной скорости, ведь, по всем сводкам, бои идут совсем рядом.

Внезапно вырубается навигатор и… пропадает мобильная связь. Понимаем, что работают войска радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Становится совсем неуютно. Но что делать, надо ехать. Что интересно, блокпостов практически нет.

Замечаем сразу несколько пожаров по обе стороны от дороги. Успокаиваем себя: «Наверняка сельхозпалы». Уже позже в опорном пункте знающие люди объяснили, что на линии боевого соприкосновения сельхозпалов не может быть в принципе. Значит, это были возгорания от прилетов вражеской артиллерии.

«И чего вы туда полезли?! Там территория кишит дээргэшниками. Надо было ехать через Мариуполь. Да, медленно, но безопасно», – ругался, прознав про наш токмакский маневр, Петр Лебедев.

Впрочем, Бог миловал. Затемно, но до наступления комендантского часа возвращаемся на базу. Уставшие, с затекшими ногами и спинами (шутка ли, почти 800 километров за день проехали), но довольные от исполненной задачи. 

_______________________________________________________

Только факты

По словам заместителя командующего группой войск Восточного военного округа полковника Евгения С., в одной из гвардейских мотострелковых бригад собранный в Якутии вездеход «Сокол» за два месяца боев вывез с передовой 86 (!) раненых. 

– Представляете, на его счету 86 спасенных жизней. Так что цены этому вездеходу нет! Как и воинам-якутянам, которые прекрасно проявляют себя в ходе боевых действий, – заявил полковник.

А по свидетельству теперь уже легендарного командира роты Альберта Чоччасова, был отчаянный промежуток, когда его часть попала в оперативное окружение и чуть ли не единственным подходящим для передвижения транспортом стал «Сокол». 

– Так вот, буквально за четыре дня мы вывезли на нем порядка двухсот раненых и, к сожалению, убитых однополчан. В условиях фронтового бездорожья и постоянных обстрелов наш вездеход просто незаменим, – подчеркнул Альберт.

Федор ГРИГОРЬЕВ,

наш спецкор,

Якутск – Запорожье – Якутск

+1
30
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
+1
1
1 декабря
  • -24°
  • Ощущается: -24°Влажность: 77% Скорость ветра: 0 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: