«Онегин» в оперном стал в прошлом году замечательным подарком к первому весеннему празднику. Кстати, среди зрительниц были китайские студентки СВФУ, которые признались автору этих строк, что им очень понравился исполнитель главной роли. Международный успех! И вот, наконец, 21 марта на сцене Театра оперы и балета – снова «Онегин», и в том же составе.
«Грандиозное действо»
Про состав – замечание немаловажное. Режиссер Карл Сергучев, берясь за эту постановку, решил дать зеленый свет именно молодым, и в итоге в иных партиях – по два-три состава.
21 марта партию Онегина исполнит Алексей Иванов в паре с Екатериной Захаровой в роли Татьяны.
– Одно удовольствие выходить с ней на сцену, – говорит он. – Конечно, и волнение присутствует. Очень волновался я и тогда, когда получил эту роль.
Кстати, самый первый спектакль, который я видел в своей жизни, был именно «Евгений Онегин», где в главной роли выходил Юрий Баишев. До сих пор помню то ощущение… Конечно, неподготовленный зритель не может в полной мере оценить искусство оперы, а мы с моими однокашниками классе в седьмом-восьмом именно такими и были. Но то, что передо мной разворачивается по-настоящему большое полотно, грандиозное действо – это я понимал уже тогда.
Партия Онегина для исполнителя – очень непростая, потому что там все – на внутренней работе, с самого начала и до финала зритель должен видеть этот стержень. Это тяжело, и на премьерном показе я ощущал себя уставшим. А сейчас энергии хватает.
И, знаете, меня очень воодушевил «Евгений Онегин» Русского театра! Я был на премьере, и, пользуясь случаем, хочу выразить свое восхищение Степану Федоренко.
«Спектакль будет другой»
– Вообще я пересмотрел в записи все спектакли и экранизации «Евгения Онегина», до которых дотянулся. Недавнюю кинопремьеру тоже посмотрел. Самое большое впечатление на меня произвел спектакль Метрополитен-опера, где роль Онегина исполнял Дмитрий Хворостовский, а Татьяны – сопрано Рене Флеминг.
Сейчас я, конечно, снова перечитал пушкинский роман в стихах. А так можно сказать, что я целый год «дозревал» до нового выхода на сцену в этом образе. Спектакль будет другой, и я – другим. Так всегда бывает. А здесь еще и целый год прошел. «Онегина» у нас после премьеры давали несколько раз, но на сцену выходили другие артисты – и наши, и приглашенные солисты. А я смотрел, слушал, напитывался впечатлениями…
После премьеры я выслушал много хороших, теплых слов, но понимаю, что воспринимать их надо трезво – кому не понравилось, тот вряд ли об этом прямо скажет, скорее, промолчит. Но мнения зрителей я выслушиваю и стараюсь учитывать. Мы же все для людей делаем – чтобы из зала хорошо и слышалось, и смотрелось.
«Это и про меня тоже»
Екатерина Захарова уже пела Татьяну раньше – в постановке 2013 года, когда режиссером был Прокопий Неустроев.
– Муж меня тогда даже приревновал к Юрию Баишеву, который играл Онегина. Говорил: «Ты не притворялась», – улыбается она. – Я и правда по-настоящему плакала во время объяснения на скамейке в саду, когда к Татьяне после ее письма приходит Онегин. Всю эту сцену проплакала – слезы бежали безостановочно. Бессмертная классика – она всегда глубоко затрагивает душу.
Я до сих пор помню, как читала наизусть в классе на уроке русской литературы письмо Татьяны к Онегину. Оно меня уже тогда взволновало. Девочки-подростки обожают все романтичное, а я любила помечтать. «Дика, печальна, молчалива» – это было и обо мне тоже! Так что образ Татьяны не мог оставить меня равнодушной, как не могла оставить равнодушной несбывшаяся любовь.
И первая экранизация «Евгения Онегина» – старый советский фильм-опера меня в детстве совершенно очаровал. Такие красивые люди, такие красивые чувства…
Актерское счастье
– То, что моей первой ролью в театре стала именно Татьяна – это мое актерское счастье. И счастье вдвойне – сыграть ее в двух таких разных постановках. Они обе классические, но у Карла Сергучева спектакль очень динамичный, там временные рамки будто сжаты: сразу после встречи с Онегиным, в тот же вечер, Татьяна пишет ему письмо, через пару дней уже ее день рождения и его визит…
Трактовка образа тоже различается. Та Татьяна – она намного мягче, любовь, хоть и загнанная глубоко вовнутрь, продолжает жить в ее душе. А эта Татьяна – более жесткая в финале. Женщина, чувства которой попраны, любовь растоптана. Нежность ушла безвозвратно.
Но как актриса я была счастлива воплотить на сцене образы не похожих друг на дружку Татьян. 21 марта я ожидаю с волнением, но это хорошее волнение – волнение ожидания встречи с любимым зрителем.
This post was published on 16.03.2025 10:00