X

Он был Учителем — добрым, человечным, гуманным

Фото автора материала.

Ученые выделяют три типа патриотизма — государственный, общенародный и национально-этнический.  Возможно ли, чтобы в одном человеке проявлялись все типы патриотизма? Читая воспоминания своего отца Семена Власовича Охлопкова, главы нашей педагогической династии, я понимаю, что да, такое возможно. Это не было целью, это была жизнь, прожитая так, как велела душа — следовать интересам страны, придерживаясь принципов державности, быть опорой и защитником своей семьи, с огромной любовью относится к своему народу, следовать этническим традициям, проявлять уважение к социуму.

С неполной средней школы, находящейся в Мемяло-Гондниканском наслеге, в селе Томпо (ныне Томпонский район), начинается история возникновения педагогической династии Охлопковых, стержнем становления которой стал беззаветный труд и патриотизм, проявленный в военные и послевоенные годы.

Совсем молодым, 19-летним парнем, не побоявшись сразу взвалить на себя огромный груз ответственности, в 1939 году Семен Власович был в числе первых, кто принял участие в строительстве школы в селе Томпо. Строительство далось тяжело. На плотах перевозили по быстрой коварной реке строительный материал, самодельные кирпичи. Казалось бы, главное сделано, самое тяжелое позади, школа построена, но оказалось, что это только начало…

Учительский состав школы-интерната в селе Томпо был небольшой, но работоспособный, сильный. В отличие от обычной общеобразовательной школы, учителя школы-интерната несли двойную ответственность. Помимо общего развития ребенка и обучения грамоте, педагоги прививали понятие общечеловеческих ценностей, эстетики и культуры, отвечали за духовно-нравственное образование каждого, воспитывали правильные представления о мире. Детям младшего школьного возраста очень тяжело давалась адаптация. Они привыкали находится без родительской опеки, быть ответственными, заботиться о себе и ближнем, работать в команде, уважать других. Интернат стал местом любви и заботы. Дети получали огромную поддержку и помощь от педагогов. Под их умелым, чутким контролем становились уверенными в себе, самостоятельными. Без применения каких-либо научных методик педагоги интуитивно, «на ощупь» искали подход к детям, обучали грамоте. Выработали свою систему преподавания для тех детей, которые знали только родной эвенский язык. Здесь большую помощь оказывал отличный знаток эвенского языка, учитель начальных классов Трофим Михайлович Охлопков.

Внеурочная деятельность была очень разнообразной и включала все направления — шахматы, шашки, математический кружок, оздоровительно-тренировочные мероприятия.

Началась Великая Отечественная война. В своих воспоминаниях Семен Власович пишет: «Ежегодно в помощь фронту добровольно отчисляли месячную и полуторамесячную зарплату. Сдавали наличными деньги на строительство танковой колонны «Социалистическая Якутия» и эскадрилий самолетов; посылали теплую одежду, метровую мануфактуру; готовые фабричные изделия вплоть до носовых платков; сдавали в фонд фронта пушнину и цветные металлы. Все деньги, заработанные на воскресниках, тоже уходили на фронт».

Школа-интернат находилась на самообслуживании.  Учителя и ученики в день заготавливали 60 — 70 куб. м. дров — распиливали, раскалывали и  складывали. Для питьевой и хозяйственной воды использовали лед, который тоже добывали самостоятельно. Было принято решение расширить внеурочную деятельность: совместно с педагогами, под руководством  военрука Дмитрия  Афанасьевича Кынтаярова проводили лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучали стрелковое оружие, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. Ежегодно организовывали различные спортивные соревнования, а также готовили детей к сдаче нормативов ГТО. Очень много времени уделяли совместной, трудовой деятельности: с группой старшеклассников занимались охотничьим промыслом,  каждый год в сентябре собирали бруснику — до 80 ведер.  Здоровье детей укрепляли сваренными морсами, ягодными киселями, против цинги заваривали собранные лапки кедра и стланика. В выходные оказывали помощь местному колхозу в лечении скота: оленей нужно было заарканить и изолировать в специальное помещение для обработки. В таких делах дети проявляли незаурядные способности — ловкость, терпение, работоспособность, выносливость. Учителя очень гордились достижениями своих воспитанников, испытывая счастливое чувство сопричастности в их становлении как личностей.

Оснащение пришкольной территории спортивными снарядами, оформление классов проводилось силами самих педагогов. Обладая художественным талантом, Семен Власович написал портреты А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Г.К. Жукова, А.И. Покрышкина, И.Н. Кожедуба. Рисовал плакаты, посвященные Красной Армии, героическим подвигам советских людей в тылу.

Чувство патриотизма надо было не только заложить в детские души, но и воспитывать у взрослого населения. Исполняя обязанности директора школы, Семен Власович в военные годы был назначен политруком 110-й боевой военной подготовки населения. Быстро обучаемый, коммуникабельный, он стал еще и замечательным оратором, руководил выпуском газеты, ночами принимал правительственные сводки и сообщения. Находил он время и для организации военизированных игр с настоящим штабом, генералом дивизии и, конечно же, с двумя батальонами. Во время этих игр все были очень отважными, боролись до последнего. Каждому хотелось не только получить благодарность от штаба, но и громко с гордостью выкрикнуть: «Служу Советскому Союзу!».

Невзирая на трудности, как и миллионы тружеников тыла по всей стране, Семен Власович ставил перед собой все новые и новые задачи. В 1943 году началось строительство аэропорта военного значения. Строительством руководил первый секретарь РК ВКП(б) Егор Фомич Осипов. Небольшим составом учителя и ученики старших классов оказали огромную помощь. Дети работали в обычные дни по два часа, а выходные — по шесть.  Вырубали деревья, выкорчевывали пни, засыпали ямки глиной и галькой, плотно их утрамбовали. Сразу же организовали запас дров для школы. Непогода  не была препятствием, взрослые и дети хорошо понимали, что фронту нужны людские и материальные ресурсы, и каждый стремился работать, не покладая рук. Строительство завершилось в назначенный срок. Самой большой наградой для школьников и учителей было наблюдать первое приземление самолета АН-2 — одного из опытных специалистов перегоночного авиаполка, знаменитого  летчика  Якутии П.А. Кухто,  которой в военное время активно занимался подготовкой и вводом в строй стрелков-радистов.

 Как много сочеталось в одном человеке – учитель, друг, наставник и вдохновитель! За  многолетний труд, ветеран тыла Великой Отечественной войны Семен Власович Охлопков получил множество наград. Он — ветеран педагогического труда, заслуженный учитель ЯАССР, заслуженный работник науки и культуры ЯАССР, обладатель знака  «Учитель учителей», победитель номинации «Народный учитель», глава педагогической династии Охлопковых в Алданском районе, Почетный гражданин Алданского улуса. Стоя у истоков основания общеобразовательных школ эвенского, эвенкийского, и якутского народов, Семен Власович всегда находился в непрерывном поиске лучших решений, направленных на реализацию главной  задачи — вырастить трудовое поколение, патриотов и мужественных защитников своей Родины. Добиваясь высокого качества обучения и воспитания учащихся, Семен Власович не забывал о составляющей основы успешности любого педагога – это самообразование не только в профессиональном, но и в личностном плане. Он был всегда рядом и до глубокой старости шел в ногу со своими коллегами, учениками, детьми, внуками и правнуками. Он был Учителем — добрым, человечным, гуманным.

Фото из книги «Томпонский район».

Годы идут, ветераны войны и тыла Великой Отечественной войны    уходят от нас навсегда.  Сейчас, как никогда, остро стоит вопрос о сохранении исторической памяти, ведь мы — последнее поколение, которое видит ветеранов войны живыми. Мы из тех, кто смог услышать о войне из уст самих героев, кто вырос рядом с фронтовиками и героями тыла. Мы слушали рассказы и воспоминания очевидцев и наш нравственный долг — суметь подобрать слова, интонацию, пробудить в следующем поколении чувство гордости и патриотизма, знать великую историю мужества и героизма, олицетворяющей  мощь и величие  простых людей, которые в тяжелый час смогли сплотиться и отстоять свою Родину.

Татьяна Анасенко, учитель географии, ветеран труда, пенсионер, отличник образования РС (Я), обладатель нагрудного знака «Династия педагогов Республики Саха (Якутия)», Алданский район, г. Томмот, 2025 год.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 20.01.2025 14:57

Related Post