«Это надо выводить на большую сцену. Вы сумели показать Эллэя как культурного героя, глубоко раскрыли такой сложный материал. Молодежи будет полезно увидеть, да и всем надо», – таково было единодушное мнение первых зрителей дипломного спектакля студентов Якутского республиканского колледжа культуры и искусств, который 19 декабря покажут на сцене Саха театра.
«Все сами»
– В дипломном спектакле мы хотели показать все умения, все таланты выпускников отделения национальной культуры, – говорит режиссер спектакля Мария Боппоенова. – Так и пришли к нашим прародителям Омогою и Эллэю. Изначально были сомнения, справятся ли ребята, но дальнейшая работа показала, что сомнения были напрасны.
Студенты сами искали материал, под руководством своего куратора и преподавателя по традиционной культуре Галины Анатольевны Лыткиной штудировали и легенды с преданиями, и научные изыскания.
Сценарий тоже писали сами под руководством преподавателей. Работал весь курс.
На сцену тоже выходят все – 20 человек. И за сценой все необходимое делают. Реквизит – утварь, посуда – собственного «производства». Кроме крупных предметов – например, кожемялку-талкы нам изготовил мастер Александр Романович Александров. Только в итоге сцену с участием этой кожемялки пришлось сократить, иначе продолжительность спектакля получалась более двух часов. Поэтому пришлось убрать целую картину, где была показана повседневная работа наших предков, соответственно, и кожемялка, и многие другие орудия труда и приспособления остались не у дел, но мы их непременно используем позже, в других постановках. У нас никогда ничего не пропадает, такие мы люди. Да и навыки по обработке кож старинным способом ребята тоже усвоили, а знания никогда не бывают лишними.
«Будем масштабировать»
– Что касается костюмов, то колледжу досталась часть костюмов массовки фильма «Тыгын Дархан», когда их распределяли по народным театрам и учреждениям культуры. Еще в 2013 году я ставила для театрального курса спектакль «Ньырбакаан». Подошли и эти костюмы. Конечно, их надо было дополнительно украшать, подгонять под образы, и этим занимались сами исполнители.
Правда, не все они выпускники. Выпускников семнадцать, а трое – с третьего курса, парней-то не хватает, вот и пришлось добрать.
А что до выхода на сцену академического театра… Конечно, их это сильно взволновало. Когда мы им об этом сказали, со всех сторон понеслось «вау!». Но работы предстоит много. Сцена большая, непривычная и – постоянно занятая. Порепетировать на ней явно придется только в день большой премьеры. Будем масштабировать у себя.
«Тема неисчерпаемая»
А что думают по поводу спектакля герои дня?
Назар Филиппов (исполнил несколько ролей):
– Нас очень удивило, что этот спектакль понравился всем, кто его видел. Мы этого не ожидали. Это же не про сегодняшний день, а глубокая старина, даже древность. Уже когда сценарий писали, то и дело приходилось вычищать из него заимствованные слова – для нас-то они давно привычные и звучат по-нашему…
Затруднения были не только с языком. Например, по ходу действия надо было сбивать масло. А как это делать, если мы этого процесса никогда не видели? И так во всем.
Но вместе и не такое можно осилить. То сами мозговые штурмы устроим, то преподаватели помогут. А тема эта на самом деле неисчерпаемая, и став специалистами, я думаю, мы не раз и не два к ней вернемся.
«Не чья-то выдумка»
София Сидорова (сыграла роль Манан Тусэхтэй):
– Национальную культуру мы с первого курса изучаем, так что все, о чем говорится в легендах и преданиях, нам и раньше было знакомо. Теоретически. Но одно дело знать об обряде проводов души-кут, не сумевшей покинуть Срединный мир, и совсем другое – изображать это.
И конечно, возникает совершенно особое чувство, когда участвуешь в таком спектакле, потому что это не чья-то выдумка, а то, что народ сохранил в своей памяти. Поэтому большое спасибо нашим режиссерам и педагогам, которые помогли нам в таком ответственном деле.
«Нужна специальная подготовка»
Иван Григорьев (бай Омогой):
– В девятом классе я сыграл роль поэта Ивана Арбиты в постановке руководительницы нашего драмкружка Маргариты Семеновны Белолюбской. А в прошлом году, когда художественный руководитель народного ансамбля «Кыталык» Василий Павлович Винокуров ставил олонхо на сцене Майинского народного театра имени Ходулова, он доверил мне сыграть роль Нюргуна Боотура.
Но бай Омогой – это же не только человек XIV века, у которого была очень нелегкая жизнь. Это еще и наш предок. Тут нужна специальная подготовка.
Войти в образ мне помогала Мария Гаврильевна Боппоенова, которую мы все очень уважаем, и, думаю, что всю жизнь будем гордиться тем, что у нее учились.
Я рад, что зрители наш спектакль полюбили, тем более что хочу продолжить свою учебу именно в этой сфере. Но сначала отслужу в армии.
«Полное погружение»
Александр Собакин (Эллэй):
– А у меня и ролей-то раньше не было, только сценки в КВН.
Но зато у моего деда был брат – актер Саха театра, заслуженный артист РС(Я) Иван Еремеевич Попов. Видя его с детства в кино и спектаклях, я всегда поражался, как он перевоплощается в совершенно разных людей. Спрашивал у него: «Как ты это делаешь?». А он говорил: «Ты представь своего персонажа – как он ходит, как говорит, что у него на уме – и «ныряй» в него». Так интересно было его слушать! И не только тогда, когда он говорил о сцене или съемочной площадке. Он вообще был удивительным человеком, и нам сейчас очень его не хватает. Я и в колледж культуры поступил потому, что у меня перед глазами был такой пример. Жаль, что он не увидит нашего спектакля…
Мы в нем не только роли играли – и сценарий писать помогали, и реквизит сами делали: чороны – из муки с бумагой, пояса – из искусственной замши, ножи и батасы – из дерева (потом раскрашивали древко и лезвие в разные цвета).
В общем, погружение в XIV век получилось полное, и мы приглашаем всех 19 декабря посмотреть наш спектакль.
This post was published on 10.12.2023 12:49