X

Олонхосут Валентин Исаков: Нюргун Боотур вышел из эвенкийского нимнгакана

Встреча олонхосутов в Усть-Алданском районе, начало 2000-х годов. Фото из архива В. Исакова.

За свою жизнь он исполнил 46 олонхо, шесть из которых являются авторскими. Он также знает и поет шесть нимнгаканов – эвенкийских героических эпосов. Побеждал на конкурсе олонхосутов и даже получал за это автомобиль. При этом много лет проработал в вычислительных центрах ЯФАН и ЯГУ, налаживал и вводил в эксплуатацию несколько ЭВМ в Якутии. А в 1968 году становился чемпионом республики по тяжелой атлетике. И этом всё об одном человеке – Валентине Исакове.

Родом из Эжанцев

— Валентин Гаврильевич, 6 февраля вам исполнилось 75 лет. Давайте окинем неспешным взором вашу жизнь.

— Родился я в 1949 году в селе Эжанцы Усть-Майского района в семье Исакова Гаврила Еремеевича и Апросимовой Мотрены Дмитриевны. Отец в то время работал председателем сельсовета, мать – продавщицей. У них родилось десять детей, выросли восемь. Все получили образование. Отцу же пришлось оставить учебу в 6-м классе из-за туберкулёза костей. Лучевая кость его левой руки наполовину исчезла, и кисть завернулась внутрь, не сгибалась. Но молодой организм поборол болезнь. Отец был 1918 года рождения, но из-за руки его не призвали на войну. Мама и папа поженились в 1939 году, работали в колхозе «Красный Маяк».

В годы войны из 24 семей колхоза на войну призвали 27 человек. Среди них и старшего брата отца — Савву. Он воевал ровно 14 дней первым номером пулемёта осенью 1943 года. Две недели непрерывных боёв. Каждый день из 6 человек его отделения выбывали пятеро. На 14-й день ему пуля прошила насквозь живот. Потом 8 месяцев госпиталей, 5 или 6 операций. Он видел, как вытаскивали его кишки и промывали с мылом. И только в 1985 году ему назначили военную пенсию. Умер в 1994 году. А отец умер в 2020 году, месяц до 102 лет не дожил.

Охотился до 90 лет. Мог бы и дальше, но правый глаз плохо стал видеть, а с левого плеча не стрельнешь – деформированная кисть не могла спустить курок. Помню, он прицелился в соболя на дереве и не мог разглядеть уже, ружье налево перевёл, а рука не даёт стрельнуть…

Валентину 6 лет, местность Буор Хайа. Фото из архива В. Исакова.

— Если он мог охотиться, то, видимо, выручал мясом, дичью односельчан – женщин, стариков, детей, когда мужчины ушли на войну?

— Во многом благодаря ему в селе никто не умер от голода. В 1944 году он добыл более 40 лосей. И так каждый год. Причём без отрыва от работы в колхозе. Некогда знаменитые охотники, старики ходили и не могли добыть. Приходили и рассказывали ему, где видели, в какую сторону отправились сохатые. И он, зная хорошо лес, вычислял их ход и место, где они могли остановиться. С закатом уходил в лес, на рассвете приходил со свежим мясом. Остальную добычу оставлял с метками, чтобы односельчане могли найти и принести, привезти на конях.

На Алдане в то время организовали рыбколхозы, где работали чурапчинцы. И они оставляли сети. У них отец выпросил остатки сетей шириной в 30-50 см, починил и приспособил их для ловли в озере карасей. Эта сеть очень помогала летом – вечером ставил ее, а утром приносил в село заплечный берестяной короб, 40 кг карасей. Отец с матерью за ударную работу в колхозе, совхозе удостаивались званий победителей ряда пятилеток, были ветеранами тыла и труда.

Не расплескать счастья

— С чего началось Олонхо?

— Отец вспоминал, что в 1927 году три дня у них гостил один олонхосут, который один день пел якутское олонхо, а два дня эвенкийский эпос нимнгакан. К сожалению, отец не помнил его мирское имя, все звали его Боотоон. Ему было далеко за 80, но это был бодрый сухощавый старик.

В детстве я очень дружил со стариками и бабушками в деревне, любил слушать их сказки, были, предания. А весной 1957 года услышал по радио свое первое олонхо «О5о тулаайах бухатыыр». Помню, 14 стариков собрались у нас за чаем и слушали. Потом обсуждали, а из них всю ночь потом пел это олонхо в своей интерпретации. Было очень интересно. Потом я пересказывал услышанное своим братьям и сестрам, как сказку.

Исаковы Гаврил Еремеевич и Мотрена Дмитриевна. На фото маме 70 лет. Снимок сделан 17 марта 1989 года. Фото из архива В. Исакова.

К восьмому классу я даже пел песни героев олонхо. В этом мне помог старик Бе5е Миитэрэй, он тоже был олонхосутом. Но после 9-го класса эти же старики и бабушки запретили мне исполнять олонхо до моего 40-летия. Сказали, что я могу пропеть-расплескать свое счастье.

И физик, и лирик

В 1966 году Валентин поступил на физмат ЯГУ, учился с удовольствием, принимал участие во всех общественных мероприятиях факультета, становился лауреатом смотров песни.

На третьем курсе женился на любимой девушке. Вот в этом году они с супругой Лидией отпразднуют 55-летний юбилей совместной жизни. Родили троих сыновей, растут прекрасные внуки.

Валентин Гаврильевич работал инженером ЭВМ в вычислительных центрах Космофизики, ЯФАН и ЯГУ. Налаживал и вводил в эксплуатацию несколько ЭВМ в республике — «Наири-2-Э», «Наири-3-1М», «Минск-22», «Мир». С марта 1991 года перешел на работу в Якутский телеграф, где ввел в эксплуатацию электронную абонентскую телеграфную станцию, простоявшую до того два года из-за аварии при перевозке.

— А как было с лирикой у физика?

— Я почти 24 года пел в разных хорах: ЯГУ, ЯФАН, в хоровом обществе «Саха ырыата». Исполнял партии тенора, баритона и баса. С хором «Саха ырыата» записали около 40 песен для Золотого фонда радио и телевидения.

Молодожены Лидия и Валентин Исаковы, 14 марта 1969 года. Фото из архива В. Исакова.

— Не хотелось исполнять олонхо, несмотря на запрет?

— В 1969 году мы с женой купили за 10 рублей пластинку «Мелодии» с олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в исполнении Гаврила Колесова. Я дома слушал и пел. Пелагея Иванова наложила запрет на исполнение на публике. Дома – хоть сколько пой. В 1985 году купил три диска олонхо Афанасия Фёдорова, слушал. Через «Товары почтой» в течение 9 лет выписывал серию «Эпосы народов мира», всего 95 томов. Жаль, что при переезде в другую квартиру книги каким-то образом пропали.

А вот с Афанасием Федоровым познакомился лично и как-то в Стамбуле на Днях Якутска он принял участие в групповом исполнении моего авторского олонхо «Комүс Күөгүлээн бухатыыр».

Исполнитель и автор

— А вы пели осуохай?

— Конечно. Везде вёл осуохай. Был активным членом ветеранского общества «Осуохай». В то время было много участников ВОВ, которые славились как запевалы этого кругового танца. Именно они отстояли народный хоровод 9 мая 1985 года на площади Орджоникидзе, когда милиция попыталась разогнать любителей осуохая.

— Когда вам исполнилось 40 лет, вы начали исполнять олонхо?

— С осени 1989 года я начал петь в ансамбле «Тойук», но из-за загруженности на работе ходил туда мало. А 11 января 1991 года на десятилетнем юбилее ансамбля мы, трое молодых тойуксутов, вышли на сцену Русского театра и исполнили отрывок из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»: богатырь ростом 186 см Николай Баишев спел песню Ньургуна, Иустинья Варламова – Туйаарымы Куо, я – Юрюнг Уолана. Наше выступление понравилось публике. А за кулисами меня схватил за руку взволнованный Гаврил Колесов и горячо прошептал: «Валентин, ты же, оказывается, олонхосут! Прошу, не бросай олонхо!». Он-то не знал про запрет. Раньше мы постоянно встречались на осуохаях.

— Сколько вы олонхо знаете и какое самое длинное?

— Знаю много, благо теперь, когда олонхо признали шедевром, стали выпускать очень много книг. В 1995 году я был массовиком-затейником у ветеранов войны и тыла из чурапчинских переселенцев. Вместе с ними на теплоходе «Механик Кулибин» мы прошли до Тикси и обратно. Однажды на целый день зарядил сильный дождь, и я пел олонхо «Тый Хара ааттаах Тырыллаан Мохсогол бухатыыр» с 9 утра с перерывом на обед и ужин, всего около одиннадцати часов. Ветераны приняли очень хорошо и благодарили с благословением.

10 лет ансамблю «Тойук», 30 01 1991, Ньургун Боотур — Н. Баишев, Туйаарыма Куо — И. Варламова, Юрюн Уолан — В. Исаков. Фото из архива В. Исакова.

— Вы сами являетесь автором олонхо и нимнгакан?

— У меня шесть своих Олонхо. В 2014 году одно из них — «Эрбэхчэй Бэргэн» с шестичасовой записью моего исполнения – выпустил в виде книги Театр Олонхо. Еще у меня вышла книга с переводом на якутский язык нимнгакана Николая Трофимова «Дулин Буга Торгандунин» — «Торҕо-түргэ таҥастаах Торгондуун Маатаа». Там 35 тысяч строк, а в свободном пересказе эпос достигает 152 тысяч строк. Кто столько напечатает? Есть еще несколько переводов нимнгаканов, ждущих печати, как и олонхо. Также я исполняю нимнгаканы других авторов. Институт малочисленных народов Севера СО РАН в свое время выпустил диск нимнгакана в моем исполнении «Дёлори мевалкан Дёлоргун Мата». Диск вышел для учащихся эвенкийских школ и широкой публики в серии «Образцы живого звучания эпического наследия эвенков», его составители Г.И. Варламова и А.Н. Варламов.

А ты знаешь, что Ньургун Боотур вышел из нимнгакана? Все думают, что Ньургун означает сильный, ловкий, могучий. Но любой тунгусоязычный человек скажет, что это имя означает очень быстрый, буквально стремительный. Потому что нюр – это боевая стрела, а суффиксы -гу и -н показывают, что он стремительный, как боевая стрела.

Шаман Шамаев

— Чтобы петь такие длинные произведения, наверняка необходимо крепкое здоровье.

— Будучи студентом, я занимался тяжелой атлетикой в ЯГУ у доктора наук Николая Калиновича Шамаева, который стоял у истоков института физкультуры. Он был великолепный импровизатор осуохая, исполнял авторские олонхо. Оказалось, он был реальный верхневилюйский шаман по имени Чопчухан Ойуун. Но о его шаманстве мы узнали только потом. В 1968 году я стал чемпионом Якутии. При этом имею первый разряд по шахматам и настольному теннису.

— А троих сыновей вы поставили на ноги?

— Вот мне 75 лет, и 55 из них я живу в браке с Лидией Петровной. Она родом из 2-го Нерюктяя Олёкминского района. До сих пор работает учителем математики. Родились у нас три сына. Двое старших, Гаврил и Дмитрий, инженеры, третий сын Андо – главный редактор газеты КМНС «Илкэн». Все женаты, воспитывают внуков.

Гаврил Еремеевич Исаков с детьми, 1999 год. Фото из архива В. Исакова.

Расстрелянный язык

— В вас слышится боль об эвенкийском языке. Вы говорите, что усть-майские эвенки говорят на якутском и русском и почти забыли родной. Почему так произошло?

— При Правительстве СССР был Комитет Севера. В 1924-1926 годах им были организованы экспедиции для создания центров тунгусской культуры и языка. Такие центры было решено организовать в Оленьке, Усть-Мае, Оймяконе. Но тут грянуло в 1927 году знаменитое Тунгусское восстание, образовалась Тунгусская советская республика с центром в селе Нелькан. В итоге восстание разгромили, многих расстреляли наравне с ксенофонтовцами. Обширный Алдано-Майский район разделили, как и, собственно, тунгусов. Появилось 11 народов, они стали забывать свой единый язык.

— Сколько олонхо вы можете исполнить?

— Всего 46 олонхо – 25 эпосов сам, 12 в групповом исполнении в ансамбле «Тойук», 9 в коллективе Театра Олонхо и с другими группами. Авторское олонхо «Эрбэхчэй Бэргэн» исполняется в виде кукольного спектакля до сих пор. Написал четыре либретто для танцевального ансамбля «Эрэл». Либретто авторского олонхо «Кыталык Куо» время от времени ансамбль «Эрэл» исполняет для детей детского сада и школ.

В Театре КМНС проработал пять лет. Вел хороводы, учил обрядам, пел эвенкийские песни и, конечно, исполнял нимнгакан. В ансамбле «Тойук» были очень именитые народные певцы, запевалы осуохая, исполнители олонхо. Теперь многие из них сами имеют свои ансамбли, добиваются на конкурсах высоких мест.

— Олонхо звучало и с эстрады. Что вы можете вспомнить?

— Наш ансамбль «Тойук» в 1994 году на 125-летний юбилей Чээбий Тимофея выступил с олонхо «Той Дьа5арыма».

В первом отделении концерта было выступление знаменитой певицы Нины Чигиревой. Она каждые три песни меняла платье и туфли, хотя в старом клубе у людей шел пар изо рта. На улице было за минус 50. Ее героическое выступление до сих пор вызывает восхищение. Во втором отделении мы исполняли олонхо, тоже в течение часа. Земляки Чээбия долго не расходились, аплодировали.

В 2000 году я ставил Олонхо «Элэс Боотур» П.В. Оготоева по просьбе сыновей к 90-летию отца. Там певица Варя Аманатова исполнила песню младшей сестры героя. Она осенью того года выиграла Гран-при конкурса вокалистов в Монголии. Второй песней она исполнила а-капелла отрывок из олонхо. Стало тихо-тихо. И эта тишина длилась минут пять. Варя с ужасом подумала – это провал. Потом встал один человек, рукоплеща, второй. Встал весь зал, и овация длилась целых полчаса.

Общество Осуохай, февраль 2000. Фото из архива В. Исакова.

Через 10 лет, к 100-летию П.В. Оготоева, снова исполнили это олонхо. Варя вместо себя пригласила хомусистку-виртуоза Юлиану. У нее красивый голос и ее выступление понравилось зрителям. Тем летом она участвовала на конкурсе в Уфе и после исполнения песни из олонхо зал рукоплескал ей очень долго. Башкиры вспоминали, что их народный герой Салават Юлаев был великим импровизатором, а исполнители героического башкирского эпоса исчезли из-за запретов царицы.

Есть и другие певцы эстрады, время от времени исполняющие песни Олонхо. Но Варя и Юлияна победили на своих конкурсах и добыли Гран-при. В этом им помог наш героический эпос – Олонхо.

95 эпосов мира

— У каждого народа есть свой эпос?   

— Помню, меня пригласили на встречу со стройотрядовцами со всей России ни юбилей движения в Якутске. Каждые 15-20 минут отряды менялись, я им пел олонхо. Спрашивал, откуда прибыли. Зная их эпосы, спрашивал, знают ли они их. Кроме калмыков, знавших «Джангар», бурятов с их «Гэсэром» и алтайцев, помнивших «Алтай Мэргэн», остальные не смогли ничего вспомнить. А я им кратко про их эпосы рассказал. И я видел, как меняются лица молодых, изнутри, из генетической памяти просыпались эпосы Тартарии, Северного Урала. Русские былины про Святогора-богатыря. Киргизский «Манас». Песнь о Роланде. «Калевала». Норвежские и шведские саги, финские песни-рулады.

Я слушал эпос «Гэсэр» однажды в Бурятии с 20-ю слушателями. Будучи в командировке в Петрозаводске в 1979 году, узнал, что в 7 часах езды живёт в деревне последний певец «Калевалы». И я добрался до старика, слушал его. Был на I-м фестивале эпосов народов мира на земле джунгар-калмыков, где слушал их эпос «Джангар» и исполнял олонхо.

— А что выигрывали на конкурсах олонхосутов?

— Первый подарок в виде якутского ножа получил в 1999 году в Курбусахе, где проходила конференция памяти ученого-фольклора И.В. Пухова к его 90-летию, после исполнения олонхо «Кыыс Дэбилийэ бухатыыр». Второй большой приз в виде писательского стола от «Сахамебели» получил в 2000 году на Ысыахе Туймаады. На разных конкурсах и смотрах получал чорооны, их больше тридцати. На Ысыахе Олонхо в Верхоянске в 2016 году я завоевал Гран-при – тёмно-серебристую «Ладу», на которой до сих пор езжу.

— Есть ли молодые исполнители олонхо?

— Есть. И их становится все больше. В каждом улусе есть от пяти и больше хороших молодых исполнителей олонхо. Из них вышли первые молодые исследователи – ученые, как Юрий Борисов, научный сотрудник Института Олонхо, Зоя Стрекаловская, преподаватель АГИИК.

— Когда я изучал родословные отца и матери, обнаружил, что у меня по обеим линиям есть эвенкийская кровь. Родители родом из 2-го и 3-го Мальжегара (села Улахан-Ан и Тит-Ары).

— Как известно, у Тыгына было 19 родов хангаласских и 7 тунгусских. Молдьиган – это лесной житель, молдьигар – лесные жители. Сравните, Шологон, Дулиган (долган), Эдьигэн – жители верховьев, среднего течения, низовьев рек.

В России живут 32 тысячи эвенков, в Китае 36 тысяч. Есть эвенкийский хошун (район) с 144 тысячами жителей, из которых 12600 эвенков (и глава района эвенк), 24 тысячи бурят, 26 тысяч монголов, 28 тысяч дауров. В КНР живут 10 миллионов маньчжуров, и последняя императорская династия Срединной империи была маньчжурская. Хоть Китай унифицирует сейчас всё под хань, но там живут 183 народа, и 54 из них официально признанные.

+1
10
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 06.02.2024 15:58

Related Post