Выставка «Атлас тибетской медицины. Древние секреты долголетия», открывшись в НХМ на прошлой неделе, уже вызвала немалый интерес. Первым ее посетителям ещё и повезло услышать все пояснения из уст директора Национального музея Бурятии Татьяны Анатольевны Бороноевой, но рассказала она не только о ней.
«Вывозили тайно»
– На этих листах открывается жизнь средневекового Тибета. Сам атлас был создан в XVII веке под началом Деси Сангье Гьяцо – регента Далай-ламы V, а имена художников неизвестны. Исследователи полагают, что работала целая группа, так как это колоссальный труд, который делался, я думаю, в течение не одного года.
Это не каноническое изображение, как в танка, здесь идёт свободное художественное изложение, и в то же время цветопередача характерна именно для тибетской, буддийской живописи, потому что сам атлас неотрывен от учения Будды.
Вообще, тибетский медицинский трактат вобрал в себя несколько учений – индийские ведические знания, китайские, собственно тибетские, потом все это было проанализировано и изложено в стихотворной форме в трактате «Чжуд-ши» («Великое Четверокнижие»), а позже к этому трактату был написан комментарий «Вайдурья-онбо», что в переводе означает «Голубой берилл», и эти иллюстрации относятся к нему.
Оригинал атласа был создан в самой известной медицинской школе Тибета, существовавшей с XV века при храме на священном холме Чакпори в центре тибетской столицы Лхасы.
Копия с него сделана в XIX веке по распоряжению ламы Агвана Доржиева, который был, говоря понятным для нас языком, министром иностранных дел при Далай-ламе XIII. Агван Доржиев был инициатором возведения Петербургского дацана, открытого в 1915 году, то есть у него была возможность входа в императорскую семью, без чего невозможно было получить разрешение на строительство.
Кто бывал в этом дацане, тот, конечно, обратил внимание на его потрясающую архитектуру и внутреннюю отделку – росписи делал Рерих. Что же касается копии атласа, то она была выполнена ради того, чтобы поднять престиж медицинской школы. На это были собраны немалые средства, а готовые листы вывозили тайно.
«Под тремя слоями»
– После революции тоже был период, когда наш атлас перешёл на нелегальное положение: в 1930-е годы во время уничтожения храмов очень многое было сожжено, украдено, в лучшем случае – вывезено. Например, реликвии агинских дацанов попали в Ленинград, в музей истории религии, благодаря чему сохранились.
У нас же был создан музей антирелигиозной пропаганды, и его работники, зная, что ламы прячут самое ценное, уговорили их отдать, к примеру, прижизненное изображение Будды из сандалового дерева и атлас тибетской медицины, благодаря чему мы имеем возможность их лицезреть.
Свой атлас мы сейчас стараемся тревожить как можно реже – это же XIX век: периодически выставляем его, но потом убираем на отдых, храня под тремя слоями реставрационной микалентной бумаги. Вывозить его уже нельзя.
В 2020 году при помощи Министерства культуры Республики Бурятия были сделаны высокоточные копии, абсолютно не отличимые от оригинала, размер в размер, которые, разумеется, можно спокойно выставлять и возить куда угодно. Они побывали в Национальном музее Тувы в Кызыле, Хакасском национальном краеведческом музее в Абакане, в Хабаровске, а теперь и в Якутске.
Интерес к нему очень большой.
Когда в наш музей приходил Юрий Петрович Трутнев, мы, конечно, показали ему этот атлас, и он, осматривая танка «Санасарын хурдэ» – «Колесо Сансары», где говорится о концепции перерождения, спросил у экскурсовода: «Где самое лучшее рождение?» А на этой танка представлены мир человека, мир асуров, мир тэнгриев. Экскурсовод не растерялся: «А вы как думаете, кем лучше родиться?» Юрий Петрович, поразмыслив, сказал: «Человеком». Когда видишь людей, которые задают вопросы, понимаешь, что у них внутренняя тяга к культуре, а культура – она как сканер.
«Тайны исчезнувшей империи»
– А в 2020 году у нас побывал Стивен Сигал. К каждой скульптуре в витрине буддийской экспозиции он подходил с благоговением и не просто слушал, а прямо-таки внимал тому, что ему рассказывают.
Когда же он дошел до нашей гуннской коллекции – мы, честно говоря, такой реакции не ожидали. После нас он должен был ехать в дацан, потом к спортсменам – программа была очень насыщенная, расписанная буквально по минутам, а он сел перед экраном телевизора, где демонстрировался наш фильм «Гунны. Тайны исчезнувшей империи», и спрашивает: «Где переводчик?»
Фильм этот мы сняли сами при поддержке нашего Министерства культуры специально для выставки, там археологи рассказывали о своей работе. Сигал смотрел, не отрываясь, а под конец попросил скинуть его помощнику.
Жалко, что не сфотографировали его тогда в гуннской одежде – он бы, наверное, не отказался.
Ему очень понравилось, когда мы сказали, что в Иволгинском городище на 15 квадратных километрах жили три тысячи человек – целый мегаполис по тем временам, а раскопано по сей день, по прикидкам археологов, лишь около сорока процентов.
А ведь экспонаты нашей гуннской коллекции не только из Иволгинского городища, но и из других раскопов по всей республике.
К слову, в 2008 году в столице Бельгии Брюсселе была совершенно потрясающая совместная выставка музеев Бурятии «Хунну. Тайны исчезнувшей империи» – и к ней был такой интерес!
Магнит для туристов
– Иностранных туристов мы и у себя принимаем. До пандемии у нас было много корейцев и китайцев, и мы сейчас делаем все, чтобы возродить туристический поток.
Если говорить о китайцах, очень важно, чтобы в музее были этикетки на китайском языке. Это обязательно надо учитывать, как и их любовь к фотографированию.
Мы хорошо изучили вкусы туристов из Китая, их излюбленные места. Для них в Улан-Удэ место номер один по популярности – наш знаменитый памятник Ленину. И вообще они очень уважают именно советскую тематику – красные знамёна, другие приметы того времени.
Но они, как и американцы, знают только себя и не особенно интересуются другими культурами, поэтому нужно искать к ним подходы.
Скажем, в Китае до сих пор жива память об одном ученом, захваченном в плен гуннами, после чего он 19 лет прожил среди них, даже обзавелся семьёй, но в конце концов бежал – или ему позволили сбежать. Как бы то ни было, добравшись до родных мест, он описал жизнь «сюнну», как китайцы называют гуннов, и эту книгу в Поднебесной помнят – что и помогает нам в работе. Мы рассказываем им эту историю, чтобы привлечь внимание к нашей гуннской коллекции.
Туроператоры и музеи
– Я всегда говорю туроператорам, что без музеев им никак не обойтись. Ну нельзя сразу везти в дацан неподготовленных людей: что они там поймут, не побывав предварительно у нас, не увидев нашу постоянную экспозицию «Сокровища буддийского искусства и культуры», которая расставляет все по своим местам.
Кстати, хотя ее экспонаты относятся в основном к XVIII веку, жемчужина нашей коллекции – триада Будд, датированная примерно 3 веком до нашей эры – это бронзовый экспонат из гуннского городища, о котором я вам только что рассказала.
У нас комплексный музей, где представлена очень интересная археология, и мы эти коллекции периодически меняем, показывая различные периоды – эпохи бронзы, железа, средневековой культуры.
«Серебряные небеса» и тактильная юрта
– Другая наша гордость – уникальная серебряная коллекция. Лишь небольшую ее часть можно увидеть в экспозиции «Серебряные небеса», где представлены как старинные украшения (и мужские, и женские), так и работы современных авторов. Впечатления усиливает акварельная серия нашего первого профессионального художника Цыренжапа Сампилова «Свадьба хоринских бурят», где как раз таки хорошо видны все украшения.
В старину у буряток было много украшений – иногда доходило до 15 килограммов. Были они объемные, с использованием камней – очень популярны были кораллы, которые покупали через Монголию, Индию. Чем больше были камни, тем богаче семья. Из других камней использовались лазурит и – очень редко – янтарь, который обменивали у семейских – старообрядцев, пришедших в XVIII веке.
Кроме серебра, у нас богатая коллекция старинных ножей, поэтому когда известный скульптор и оружейник Жигжит Баясхаланов занялся возрождением бурятских ножей, он, конечно, начал с нами сотрудничать.
Скульптор и оружейник – для нас в этом сочетании нет ничего необычного.
Все наши художники – в основном дарханских корней. Дарханы – это кузнецы. Как деды и прадеды того же Даши Намдакова. А его отец делает луки. Так что его мировая слава – она оттуда. Наших художников и скульпторов питают земля и род.
А мы, музейные люди, хранители, всегда заглядываем в прошлое, через свои предметы находимся в прошлом, в прямом с ним контакте, и главное, чего нам хочется – чтобы наша молодежь, наши школьники, наши малыши из детских садиков, с которыми мы работаем, вобрали в себя хоть что-то из тех знаний, которые мы стараемся им передать.
Конечно, здесь чем раньше начнёшь, тем лучше. У нас очень много мастер-классов для детей, есть специальная тактильная юрта, где все можно и нужно трогать руками. Мы там садимся с ними, поем, играем, и они начинают проникаться.
На «Острове счастья»
– 2023 год – юбилейный, год столетия республики.
Юбилей – повод подвести итоги, рассказать о достижениях и немножко заглянуть в будущее. А наше будущее – это строительство музея, которое начнется со следующего года.
Необходимость в этом назрела давно, ведь Национальный музей Бурятии создан путем слияния четырёх музеев – Музея истории имени Хангалова, Художественного музея имени Сампилова, Музея природы Бурятии и Новоселенгинского музея декабристов. За исключением Новоселенгинского филиала, все они находятся в Улан-Удэ, и фонды насчитывают 150 тысяч единиц хранения. Также в новом здании будут реставрационные мастерские.
Но при этом здание Музея истории Бурятии сохранится как Музей Востока – любому музею нужны помещения для временных выставок. Постоянная экспозиция – это одно, но именно временные выставки делают его живым организмом.
А новый музей будет расположен в самом центре города, рядом со студенческим международным кампусом, в месте, которое называется «Остров счастья».
Мастер-план Улан-Удэ принят – наш глава поставил задачу переформатировать весь центр города, президент страны его утвердил, поэтому будем работать.
Географически мы находимся в очень выгодном положении, не зря нас называют «воротами в Азию». Улан-Удэ в переводе означает «красные ворота». К тому же по нашей территории проходит Транссибирская магистраль, а это – приток туристов.
Тем, кто приезжает к нам, я бы посоветовала обязательно посетить наш музей – Национальный музей Бурятии, Этнографический музей и уникальный Кяхтинский музей на границе с Монголией – кстати, в 2027 году Кяхта отметит 300-летие.
А к 100-летию Бурятской АССР у нас подготовлен целый ряд выставок, издаются книги, альбомы. При поддержке Министерства культуры РБ в 2020 году мы выпустили очень хорошую книгу «Художники Бурятии о Великой Отечественной войне», сейчас выпускается большой альбом на двух языках «Буддийская скульптура из фондов Национального музея Бурятии», где представлена буквально вся наша соответствующая коллекция.
Также выйдет альбом «Изобразительное искусство Бурятии: 100 лет».
Будет у нас и ещё один праздник: Музей истории Бурятии в октябре этого года тоже отметит свой вековой юбилей, в связи с чем свет увидит издание «Артефакты 100».
Хомусисты VS художники
– В общем, рабочая неделя у меня как у директора бесконечная, и не только в юбилейный год. Суббот и воскресений для меня, как правило, нет. Семья говорит: «Когда ты перестанешь думать про музей?» Я встаю с мыслями о музее, ложусь с мыслями о нем же, и часов в сутках не хватает.
В этом году впервые приехала к вам, и мне сказали, что теперь нужно побывать в другое время, когда не будет снега.
Моей задачей было не просто приехать и открыть выставку Атласа тибетской медицины, но и провести исследовательскую часть – увидеть, проанализировать, и я побывала во всех филиалах вашего Национального художественного музея, зашла даже в фонды, и, конечно, появились идеи.
В сентябре этого года в Улан- Удэ пройдет зональная выставка Дальнего Востока, и на ней, разумеется, будут представлены якутские художники. Но необходимо сделать и отдельную выставку – увиденное здесь убедило меня в этом, тем более что ваших художников у нас знают не так хорошо, как хомусистов. Словом, есть над чем работать.
«Древние секреты долголетия»
– Напоследок скажу несколько слов о выставке «Атлас тибетской медицины», которая продлится у вас до 14 мая.
Знакомиться с ним нужно по ходу солнца, то есть по часовой стрелке, начиная с первого листа.
Здесь представлены 40 листов из 76-ти. Почему сорок? Потому что это медицинский трактат, и будущие эмчи-ламы (эмчи – в переводе «целитель») годами заучивали его наизусть – текст ведь лучше запоминается, если он дополнен визуальным рядом, и, скажем, анализу мочи тут посвящены три листа, но посетителям музея такие подробности все-таки без надобности.
Зато наверняка будет интересно узнать, что болезнь определяли по пульсу, и делалось это непременно на рассвете, когда ночь встречается с утром, обязательно – до утренней трапезы, и к процедуре должен был подготовиться не только больной, но и врач.
Причем по пути к пациенту он обращал самое пристальное внимание на приметы – благоприятные они или нет (в Атласе расписано и это), а явившись к больному, непременно расспрашивал его о снах, которые напрямую связаны с поражённым органом – этому посвящен отдельный лист.
А лист о зарождении жизни неизменно вызывает интерес врачей: в XVII веке не было УЗИ, а они уже все правильно изобразили, констатируют современные медики.
Всего в атласе упомянуты 444 болезни, и все они – от трёх ядов: гнева (его символ – змея), неведения (символ – свинья) и привязанности, сладострастия (символ – петух).
Также подробно расписаны правила поведения, распорядка дня, питания – по времени года и суток. К примеру, блюда из злаков (каши) полезно есть по утрам, а вечером – нет, потому что они утяжеляют желудок.
Все в мире может быть лекарством – и ядом, а секрет долголетия прост – нужно правильно себя вести, правильно питаться, пораньше ложиться и пораньше вставать. Как видите, ничего сложного, и проверено веками.
P.S. Добавим, что в подарок Национальному художественному музею РС(Я) от Национального музея Бурятии Татьяна Анатольевна привезла 1250-страничный трактат «Вайдурья-онбо» в переводе на русский язык, которого давно уже нет в продаже. Зато теперь он будет в библиотеке НХМ.
Но всё-таки лучше сходить сейчас в музей и увидеть все в натуральную величину. Студенты мединститута и те, кто готовится туда поступать, могут посетить выставку по Пушкинской карте.
Ещё добавим, что на этикетках имеются куар-коды, и наведя на них свой смартфон, можно прослушать информацию по каждому листу, а вкупе это – целая лекция по истории восточной медицины. Когда ещё представится такая возможность!
This post was published on 16.04.2023 10:12