X

О дефиле на слонах, инструментах особого назначения и рождённых в пандемию ансамблях

Духовой оркестр «Lena River Brass» стал первым творческим коллективом Государственной филармонии Якутии. Это весьма символично, что «первопроходцами» оказались именно духовики, ведь испокон веков именно оркестры барабанной дробью поднимали дух солдат перед боем, да и выражение «труба зовет» тоже родом оттуда.

По коням!

– Второе название духового оркестра – церемониальный, – рассказывает руководитель «Lena River Brass» Павел Васьковский. – Мы должны быть всегда наготове – в любой момент, по звонку, и, как почетный караул, нести свою вахту и в дождь, и в снег.

Для этого есть специальные пластиковые инструменты, которые не боятся ни влаги, ни жары, ни минусовой температуры. Звук у них, конечно, немножко меняется, но по–другому никак.

Духовой оркестр – он универсальный, может играть стоя, сидя, при ходьбе… Даже на бегу! И не только: на международных фестивалях во Франции и Корее мы видели духовые оркестры на лошадях, на роликах, на слонах! Сейчас же всем хочется чем-то выделиться, удивить своим дефиле.

Дефиле – игра на ходу. Мы тоже умеем работать в этом жанре, выстраивая различные фигуры.

Это все делается поэтапно: сначала подбирается музыка, разучивается, дирижер выстраивает и расписывает все движения, кто куда идет, когда и как останавливается, как происходит перестроение, в какие фигуры. Это тонкая работа, все должно быть отточено, и здесь важно, что мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда – научились за десять лет. Хотя… это нашему оркестру столько, а многие и до оркестра друг друга знали, учились вместе, знакомы по 25–30 лет.

«Хорошо звучит»

– У нас практически все – выпускники Высшей школы музыки, и создание филармонии пришлось как нельзя более кстати.

Духовой оркестр – давняя мечта музыкантов и зрителей, слушателей. Раньше в Якутске были только самодеятельные духовые оркестры, а это, сами понимаете, ни режима, ни репетиций, собрать всех после работы – целая проблема.

Мы – первый профессиональный духовой оркестр. Репетиции – шесть дней в неделю по три часа. В зависимости от программы можем репетировать и больше, по два раза в день – утром и вечером.

А самая первая репетиция состоялась 15 февраля 2011 года, и мы считаем эту дату днем рождения нашего коллектива. Кстати, сегодняшний костяк почти весь был на этой репетиции.

А название «Lena River Brass» родилось с легкой руки Сан Саныча – журналиста Александра Ксанфа, который в свое время пришел к нам в филармонию из газеты «Якутия». Оно будто по щелчку родилось и так хорошо подошло, удачно: «brass» – медь, а основа духового оркестра – медные инструменты, то есть «Оркестр на реке Лене». Это не только в России хорошо звучит, но и за рубежом.

Придумывая альтернативу

– В пандемию общие репетиции были запрещены, и мы вышли на другую площадку, другую платформу – соцсети, ютуб, инстаграм. Делали видео, обрабатывали, придумывая таким образом альтернативу, чтобы зритель хоть как-то был с нами, слышал нас.

Как дирижёр я устанавливал, в каком это будет темпе, и каждый из 35 музыкантов лично записывал свою партию под определенный метроном, а потом уже монтажер и звукорежиссёр сводили это все воедино.

Во время акции «Окно Победы» наши музыканты выходили на балкон, делали записи там – таким образом мы участвовали во всех российских акциях, чтобы быть с народом.

В сложный период очень важно приходить друг другу на помощь, а музыка для того и создана, чтобы поднимать дух.

Я бы сказал, что музыкантов можно сравнить со спортсменами: такой же мышечный аппарат – пальцы, губы, руки у ударников – все это постоянно разрабатывается на репетициях. А долгий простой, когда нет сцены, накладывает определенный отпечаток, но на то мы и профессионалы, чтобы это побороть.

«Верни мне музыку»

– Два наших юбилейных концерта – в Театре оперы и балета и ДК Гагарина – стали для нас долгожданным праздником. Очень соскучились слушатели, зрители – везде были полные залы. Чувствовалось, что у людей очень давно не было соприкосновения с живой музыкой, а живая музыка на сцене совсем иначе воспринимается, нежели по телевизору или на ютубе. Это еще раз доказывает, что музыка вечна, и никакие технологии не заменят ее и живого общения музыкантов со зрителями.

А музыку для этих концертов я подбирал специально: начали мы с «Юбилейной увертюры» Альфреда Рида, которому в этом году 100 лет, а закончили песней Арно Бабаджаняном «Верни мне музыку» – как это прозвучало во время пандемии! Кстати, Бабаджаняну в этом году тоже 100 лет. А нам 10, и это вот так закольцовано, символично.

Включили мы в репертуар и марши, и вальсы, потому что духовой оркестр ассоциируется с ними. И задействовали солистов-инструменталистов нашего оркестра в новом качестве. Флейты, гобои, кларнеты, саксофоны, валторны, трубы, ударные, тромбоны и тубы играли соло с оркестром, а этим не всякий оркестр может похвастаться. При игре соло никуда не спрячешься, нужно показать свой уровень, а у нас все музыканты играли достаточно сложные произведения ансамблями – дуэтами, трио, квинтетами.

Кстати, нам в этом плане помогла пандемия. Мы не могли встречаться большим коллективом, и художественный руководитель нашей филармонии Наталья Владимировна Базалева и директор Туяра Игоревна Пестрякова приняли решение, что музыканты будут заниматься мелкими группами.

Таким образом они у нас и родились – эти дуэты, трио и квинтеты. Везде и во всем надо искать плюсы!

Музыкальные сюрпризы

– Конечно, нам бы хотелось сыграть больше, но из-за эпидситуации сейчас невозможны концерты с двумя отделениями.

Но впереди – юбилейный год, который открыли мы, потому что были первыми, а в планах – концерты всех коллективов филармонии. Будут концерты самого нашего главного и основного симфонического оркестра, будут концерты с главным дирижёром Фабио Мастранджело, готовится интересная программа. Будут – открою секрет – музыкальные сюрпризы: прозвучат произведения, которые никогда раньше в Якутии не звучали.

А чего бы нам хотелось пожелать в свой праздник… Я уже говорил, что в нашем оркестре есть люди, которые знают друг друга по 25–30 лет. Многие дружат семьями, да мы все как одна большая семья. Есть у нас и заслуженные артисты, и лауреаты, но молодежи больше, что радует, ведь молодежь – это будущее.

Но что семье нужнее всего? Свой дом. Нам нужен акустический зал. На самом деле, не только нам – всей республике. Людям – слушать хорошую музыку в хорошем зале, музыкантам – играть в хорошей акустике, чтобы слуховой аппарат не портился.

А ещё мы сможем приглашать любых музыкантов – солистов, инструменталистов, вокалистов, любые коллективы. Не у каждого есть возможность поехать в Москву или Санкт-Петербург на концерт, а с появлением нового акустического зала мы сможем видеть у себя лучших мировых музыкантов.

Фото: Ион Иванов (предоставлено Государственной филармонией Якутии).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 14.02.2021 13:33

Related Post