Новый закон сохранит 2-уровневую систему местного самоуправления

Новый закон сохранит 2-уровневую систему местного самоуправления

14:36
22 апреля 2025
Председатель постоянного комитета Госсобрания по местному самоуправлению Владимир Прокопьев. Фото Василия Кононова.
Читайте нас

В начале недели председатель постоянного комитета Госсобрания по местному самоуправлению Владимир Прокопьев встретился с журналистами и рассказал, какими на сегодня депутаты Ил Тумэна видят пути исполнения закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Проверено – значит надежно

Владимир Михайлович напомнил, что 20 марта 2025 года Президент РФ Владимир Путин подписал базовый закон, который определяет принципы организации местного самоуправления (МСУ) в единой системе публичной российской власти.

Новый закон существенно переформатирует сложившуюся с 2002 года систему взаимоотношений властей разного уровня в регионах. Всё это, в целом, позволит повысить статус муниципалитетов и даст им возможность куда большей самостоятельности в решении вопросов местного значения.

Закон должен вступить в силу через 90 дней после опубликования, за исключением отдельных его положений. Предусмотрен также переходный период, когда до 1 января 2027 года все субъекты РФ должны будут принять законы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления в регионе или на территориях.

По словам Прокопьева, в принятом законе много новаций, но, в общем, в положениях нового закона сохраняется преемственность норм действующего Федерального закона №131.

Закон дает право субъектам самим определять модель управления – полностью перейти на одноуровневую систему, сохранить действующую двухуровневую систему или же выбрать смешанную модель. То есть, субъекты вправе самостоятельно определять модель МСУ, что является, безусловно, положительным моментом.

Точку зрения властей республики председатель постоянного комитета по местному самоуправлению озвучил цитатой главы республики Айсена Николаева: «Если раньше в законопроекте говорилось, что будет только одноуровневое местное самоуправление, то сегодня право решать отдано региону. Я считаю, что это правильно. Мое мнение: с учетом сложившихся традиций и положительного опыта на большей части республики сохранить двухуровневую систему местного самоуправления. Она хорошо себя показала».

– В связи с этим мы будем сохранять закрепившуюся рабочую модель организации местного самоуправления, – добавил Владимир Прокопьев.

Три уровня полномочий

Основным и самым важным аспектом нового закона нардеп назвал вопросы разграничения полномочий. В новом федеральном законе, в отличие от федерального закона № 131, не закрепляются раздельно перечни вопросов местного значения и полномочия по их решению для различных видов муниципальных образований.

Понятие «вопросы местного значения» заменено на понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». При этом полномочия по решению данных вопросов разделены на три уровня.

Первый – полномочия, не подлежащие распределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, такие полномочия реализуются только органами местного самоуправления.

К ним, например, относятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, установление официальных символов муниципального образования и другие.

Вторые – полномочия, которые региональным законом могут быть перераспределены для осуществления органами государственной власти субъекта РФ. В случае принятия закона данные полномочия реализуются только региональными органами власти за счет средств бюджета субъекта РФ и не могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке наделения отдельными государственными полномочиями. В случае непринятия такого закона эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

К ним относится организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда и другие.

Третьи – полномочия, решение об осуществлении которых органами местного самоуправления может быть принято региональным законом. Такие полномочия считаются перераспределенными для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и могут быть региональным законом возложены на органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение реализации таких полномочий осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом передаваемых в обязательном порядке органами государственной власти субъектов РФ в бюджеты муниципальных образований единых, дополнительных и (или дифференцированных) нормативов отчислений от отдельных налогов и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, и (или) межбюджетных трансфертов.

Такие полномочия включают деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организацию транспортного обслуживания населения, организацию и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защиту населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и другие.

Также в соответствии с законодательством субъекта о перераспределении полномочий законы о них могут быть приняты в отношении всех муниципальных образований либо отдельных муниципалитетов региона. То есть перераспределение полномочий может быть адресным, а может быть и общим.

О выборах и сроках

Новый закон об МСУ устанавливает единый срок полномочий депутатов, главы муниципального образования и иных лиц, замещающих муниципальные должности, это пять лет.

Федеральным законом предусмотрено четыре способа избрания главы муниципального образования:

  1. На муниципальных выборах.
  2. Представительным органом муниципального образования из своего состава.
  3. Представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (новый способ избрания).
  4. Представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Закон установил императивную норму в отношении глав столиц, теперь главы, территории которых являются административным центром (столицей) субъекта, избираются представительными органами из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта.

Все действующие главы районов и поселений, действующие депутаты районов и поселений, городских округов будут осуществлять свои полномочия до конца своих сроков. Также и те, кто будет избран в 2025 году, доработают до конца своих сроков по старому законодательству.

Владимир Прокопьев подчеркнул, что в связи с принятием нового закона до конца года предстоит масштабная работа по подготовке и утверждению региональных законопроектов по приведению в соответствие с учётом изменений. «Мы считаем важным услышать позицию муниципалитетов, особенно тех людей, которые работают в данное время главами, депутатами районов и наслегов», – заверил народный депутат.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
22 апреля
  • Ощущается: 2°Влажность: 93% Скорость ветра: 0 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: