Новые возможности для малой авиации
С 1 сентября вступили в силу упрощенные федеральные авиационные требования для работы малой авиации. Эксперты уверены, что для Якутии появился шанс повысить транспортную доступность и снизить авиатарифы для населения.
Для полетов легких судов
Напомним, в марте 2022 года в Минюсте РФ прошел регистрацию приказ министра транспорта РФ об устранении избыточных требований к созданию авиакомпаний малой авиации.
Как пояснил председатель Ассоциации малой авиации РС(Я) Иван Лукин, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов, использующих легкие воздушные суда – самолеты с максимальным взлетным весом до 5 700 кг (до класса АН-2) и вертолеты до 3 100 кг (до МИ-2).
Таким образом, с 1 сентября 2022 года самолетами и вертолетами малой авиации можно перевозить пассажиров, различный груз и почту. Это, несомненно, будет способствовать повышению транспортной доступности населенных пунктов республики с одновременным снижением стоимости авиабилетов и авиационных услуг, считает председатель ассоциации.
— Самым главным достижением нашей шестилетней работы мы считаем то, что в новых федеральных авиационных правилах учтено основное предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству самолетов для создания авиакомпаний, – отметил Иван Лукин.
По его словам, в Якутии девять компаний могут претендовать на применение новых правил, но им предстоит получить разрешение на выполнение полетов, так называемые «Сертификаты эксплуатантов на коммерческие воздушные перевозки».
В режиме «авиатакси»
С 1 сентября 2022 года можно организовать авиаперевозки пассажиров, почты и груза в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или собственности всего один самолет вместимостью до 55 мест, то есть до класса АН 24 (48-52 мест), включая легкие воздушные суда.
Для полетов по утвержденному расписанию необходимо наличие трех воздушных судов. Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании с семи до двух человек.
Допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также допускается совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.
Для авиакомпаний малой авиации снижены квалификационные требования к командно-руководящему составу. Исключены из перечня требований предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний малой авиации.
В Республике Саха (Якутия) в зоне круглогодичного наземного транспортного сообщения проживает всего 15% населения, более 90% территории имеет лишь сезонную транспортную доступность.
Для большинства населенных пунктов республики гражданская авиация – единственный вид транспорта круглогодичного действия, на который приходится более 80% транспортного внутриреспубликанского пассажирооборота.
Что думают эксперты
Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Республики Саха (Якутия):
— Упрощение требований госрегулирования деятельности малой авиации является только частью планируемой работы Ассоциации малой авиации РС(Я). В дальнейшем мы планируем продолжить работу по созданию в республике и на уровне страны необходимых условий для уменьшения налоговой нагрузки на субъекты малой авиации с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг.
Наши предложения по разрешению вышеуказанных проблем 18 мая 2021 года одобрены и включены в рекомендации комитета по экономической политике Совета Федерации №36-1617 от 18.05.21 г., их исполнение находится на контроле данного комитета.
Также, согласно исполнению положений принятой в апреле 2019 года концепции развития малой авиации республики, нам необходимо добиться принятия правительством Республики Саха (Якутия) двух государственных программ.
Во-первых, по приобретению (обновлению) воздушных судов авиакомпаний малой авиации РС(Я) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, с использованием механизма создания республиканской авиационной лизинговой компании, субсидирования процентных ставок при приобретении воздушных судов в кредит со сроком кредитования до 20 лет (авиационная «ипотека»).
Во-вторых, по восстановлению посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для воздушных судов малой авиации, в частности, в рамках развития местного производства, их обустройству искусственным покрытием из сборных бетонных плит, строительству на этих площадках служебно-пассажирских зданий из сборно-разборных сэндвич-панелей, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий за счет федерального и регионального бюджетов.
Александр Кугаевский, заместитель ректора СВФУ по аналитической и экспертной деятельности:
– Малая авиация – это проблема всей России. На Севере, в Арктике это просто жизненно важный элемент транспортной инфраструктуры. Развалив своими руками малую, да и большую авиацию тоже, мы наконец осознали, насколько наша страна велика и как важно сохранять ее территориальное и национальное единство.
Надо заметить, что 55 пассажиров – это класс ближнемагистральных самолетов. На одном таком самолете коммерцию не сделаешь. Скорее прогоришь, не успев взлететь. В этом своя проблема, и это уже большая авиация.
В авиации нет правил из одного пункта! Авиация – это большой отраслевой комплекс, где каждый элемент имеет свои локальные правила и объединен требованиями и правилами, обеспечивающими безопасность и эффективность работы в целом.
Принятое решение – безусловно победа длительной и изнурительной битвы энтузиастов и ветеранов авиации, в том числе и якутян, имеющих собственную гражданскую позицию и ясное представление о значении малой авиации на Севере. Это не забавы ностальгирующих стариков. Фактически это право производить коммерческие полеты на частных легких самолетах.
На Аляске современный показатель – 1714 самолетов на 100 тысяч человек населения. Нетрудно прикинуть – при таком негласном нормативе в Якутии должно быть 17 тысяч самолетов.
В Анкоридже с озера Худ, что рядом с большим аэропортом, ежедневно взлетает 190 легких частных гидросамолетов. Тут все вместе: большая авиация, малая авиация и даже дикие утки. На Аляске малая авиация – это не только личные полеты. Это и туризм, и обслуживание производства, воздушный контроль и наблюдение, санавиация и много других назначений и задач, для выполнения которых привлекаются частные компании и пилоты. Чего нам теперь катастрофически не хватает. В понятие «Качество жизни населения на Севере, в Арктике» надо обязательно включать и обеспеченность авиасообщением.
Малая авиация на нашем Севере: это перенастройка всего наземного комплекса – управление воздушным движением, средства комплекса связи, метеообслуживание, аэродромы, авиаплощадки, технический сервис и прочее. Но, прежде всего, подготовка кадров: пилотов и высокопрофессиональных специалистов для всех наземных служб. Тут определенно без участия муниципальных и государственных средств ничего не сделаешь.
В общем, нужна большая государственная комплексная программа становления малой и средней (региональной) авиации. Да и самолеты закупать за рубежом, как мы теперь наконец убедились, практически опасно. Значит часть отечественной программы должна быть посвящена самолетостроению.
Фото: Василий Кононов, Ил Тумэн
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: