Новые условия и требования: как меняется сфера образования
Перед педагогическим сообществом Якутии на традиционном Августовском совещании в начале учебного года, где собрались более 400 учителей, преподавателей, родителей, представителей общественных организаций республики и федеральных экспертов приняли участие, были поставлены ключевые задачи развития образования. Несмотря на очевидные успехи в сфере образования и науки, до сих пор остро стоят вопросы нехватки учителей, а как следствие – качества знаний.
На пленарном заседании августовского совещания педагогов «Система образования: вызовы и векторы развития» глава республики отметил, что успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Айсен Николаев подчеркнул, что основная задача системы образования – выпускать ребят с крепкими знаниями и нужными компетенциями.
– Более того, сегодня речь уже идет не просто о качестве образования, измеряемом результатами ЕГЭ. Главным критерием должна стать востребованность выпускников на рынке труда – и этот запрос должен сопровождать детей с самых ранних этапов обучения и воспитания. Прежде всего мы обязаны дать ориентиры для будущего нашим детям. Системе образования республики, от детских садов до университетов, нужно работать на опережение, с ориентиром на новую экономику, на новое качество жизни. Подготовку кадров надо перестраивать под запросы экономики. Наши ведущие вузы, наш флагман Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, должны возглавить эту перестройку, интегрируя в свою экосистему общеобразовательные школы и колледжи, – сказал Ил Дархан.
Лучшие знания в новых условиях
Айсен Николаев отметил, что уклон на материальную обеспеченность пока мало сказывается на качестве тех знаний, которые дети получают в стенах новых школ. А образовательная инфраструктура за последние пять лет улучшилась в разы.
С 2018 года в республике построена 51 школа на 11 тысяч новых учебных мест. По федеральной программе, инициированной Президентом страны, проведен капитальный ремонт 57 школ. За эти годы введено 70 детских садов в разных городах и районах республики. До конца года планируется ввод еще 16 школ и 6 детсадов, не будут снижены темпы строительства и в 2024 году.
Начата большая работа по развитию инфраструктуры среднего профтехобразования. С этого года запускается пятилетняя программа модернизации 25 колледжей.
Предусмотрено федеральное финансирование создания современных мастерских для подготовки кадров, востребованных в ключевых отраслях экономики. Уже в этом году будут созданы 12 мастерских на сумму свыше 54 млн рублей, а в следующие два года – еще 13 мастерских на общую сумму 301 млн рублей.
– Можно было бы смело сказать, что реальные коренные преобразования в инфраструктуре приблизили нас к цели – доступности качественного образования для каждого ребенка независимо от того, где он живет, в какой семье растет. Но, к сожалению, в сфере общего образования мы не можем сегодня говорить, что изменения в качестве образования соразмерны изменениям материальных условий, – сказал глава.
Он проинформировал, что средние баллы по ЕГЭ в республике по всем предметам ниже среднероссийских, разрыв составляет от 7 до 12-13 баллов.
Прибавка молодым
Также Айсен Николаев особо отметил необходимость стимулирования начинающих учителей. Дефицит кадров в школах республики весьма ощутимый – на этот учебный год открыто 1018 педагогических вакансий. Больше всего вакансий в Верхневилюйском и Сунтарском улусах, из промышленных – в Мирнинском и Нерюнгринском, а из северных – Верхоянском и Томпонском районах.
– Самые большие нарекания вызывает низкий уровень зарплаты молодых педагогов. В итоге они не задерживаются долго на одном месте, и руководству постоянно приходится искать все новые и новые кадры. В то же время мы фиксируем нежелание выпускников педколледжей и вузов идти работать в школу. Ситуацию надо исправлять. В этой связи поручаю правительству республики внести предложения по увеличению до 75% надбавки к окладу молодым специалистам с педагогическим стажем от 0 до 3 лет, – заявил Айсен Николаев.
Как отметил глава, в подготовке педагогических кадров нет системности в ранней профессиональной ориентации, в такую важнейшую профессию люди иногда идут не по призванию, а по остаточному принципу, что является причиной нехватки учителей не только на северах и в отдаленных селах, но и в городах.
Напомним, сегодня в республике идет работа над новой редакцией стратегического указа главы Якутии о развитии образования. Будут определены пятилетние цели и задачи, индикаторы и меры, направленные на достижение нового качества единой системы образования республики в партнерстве с наукой, с реальным сектором и гражданским обществом.
Дополнительное образование
Министр образования и науки республики Ирина Любимова озвучила задачи, которые стоят в этом учебном году. Она отметила, что стратегическими ориентирами остаются проведение Года педагога и наставника, формирование единого образовательного пространства, а также совершенствование профориентационной работы и внедрение Единой модели профессиональной ориентации – профориентационного минимума.
– К концу 2023 года в сфере дошкольного образования мы должны обеспечить 100-процентную доступность для детей от 1,5 до 8 лет. К сожалению, наша республика находится в красной зоне в рейтинге Минпросвещения.
Наши обязательства 2023 года – охват дополнительным образованием 72,3% обучающихся. К сожалению, на текущую дату показатель составляет всего 69%.
В этом году продолжаем работу по созданию школьных театров, музеев, спортивных клубов, а также медиацентров и школьных туристских клубов.
С этого года мы внесли изменения в организацию летнего отдыха детей в части работы по единой воспитательной программе 12 направлений Общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых». Таким образом, летом дети смогли посещать организации дополнительного образования, – рассказала министр.
Бумажной работы станет меньше
Также Ирина Любимова проинформировала, что в рамках Года педагога и наставника на федеральном уровне новыми стали: закон об особом статусе учителя, проведение нового конкурса «Первый учитель», присуждение с 2023 года денежных премий победителям и призерам профессиональных конкурсов, новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Новые квалификационные категории учителя получают по итогам новой системы аттестации.
– Минпросом России утверждена Концепция целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Апробация данной модели сейчас проходит в 16 регионах страны в рамках проекта «Современная школа». Республика планирует внедрение Целевой модели с января 2024 года.
Как вы знаете, федеральным требованием стало снижение бюрократической нагрузки. Согласно действующему федеральному закону, мы вправе поручить педагогам вести всего пять документов, другие документы требовать от педагога считается незаконным. Мы должны разгрузить учителей от выполнения несвойственных функций, все усилия вы должны приложить к качественному обучению детей, общению с ними. По итогам проведенного федерального мониторинга Якутия вошла в число субъектов, где фиксируется чрезмерная административная нагрузка на учителей, – отметила она.
Система стимулирования работы педагогов
В Якутии разработан законопроект «О статусе педагогических работников в РС(Я)», который устанавливает меры, направленные на повышение социальной значимости и престижа педагогического труда. Например, утвержден порядок предоставления адресной помощи молодым специалистам в виде единовременной денежной выплаты – подъемного пособия и компенсации проездных расходов и багажа.
Учреждена премия лучшим педагогам-наставникам. 36 победителей конкурсного отбора ко Дню учителя получат премию Главы Якутии в размере 100 тысяч рублей.
Также учрежден ведомственный знак признания «Педагог-наставник Республики Саха (Якутия)», которым будут награждаться педагоги-наставники, имеющие личные заслуги в содействии молодым педагогам в овладении ими профессиональными знаниями, навыками и умениями.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: