X

Новые тренды в образовании: от Парка будущих поколений до непрерывного образования

XIV съезд учителей и педагогической общественности Якутии пройдет в столице республики с 4 по 7 октября. Делегаты обсудят стратегию развития системы образования до 2030 года. Об исследованиях, проектах, идеях Целевого фонда будущих поколений мы поговорили с генеральным директором Владимиром Егоровым. 

Открытое образование

– Как фонд готовится к съезду, какие темы интересны для вас?

– Образование требует внимания не только со стороны учителей и педагогической общественности. Съезд – прежде всего, площадка, на которой состоится важный разговор, обсуждение и принятие установочных позиций между системой образования и обществом в лице государства, общественности, родителей, бизнеса, некоммерческого сектора и других интересантов. 

Сегодня образование становится открытым. Не секрет, что многие продвинутые родители, школьники, студенты не считают формальную систему образования единственным источником получения знаний. Есть много других возможностей, являющихся полноценным конкурентом системе образования. Очень важно выстроить вокруг субъекта образования некую экосистему, состоящую из многих организаций разного формата. К примеру, наш фонд – финансовое учреждение, но при этом мы позиционируем себя не только как инфраструктурный фонд, выделяющий средства на различные проекты, в том числе образовательные, но и являемся центром компетенций в определенных областях и можем выступать партнерами, объединяющими разные организации и сообщества. Спектр возможностей у нас большой.

На съезде мы представим две площадки. Первая связана с развитием экосистемы непрерывного образования, где хотели бы обсудить возможности синергетического взаимодействия максимально разнообразных факторов образования.

Вторая будет посвящена деятельности нашего ключевого проекта – Парка будущих поколений, развитию креативных навыков у детей.

В рамках подготовки к съезду идет работа над концепцией республиканской системы образования. По этому поводу у меня тоже есть ряд позиций, по которым имею свое мнение.

Болевые точки

– Какие, например?

– Съезд – время, когда мы должны переосмыслить то, чем занимаемся, найти болевые точки, актуальные тренды, понять, что сегодня является главным, на что надо обратить внимание и, соответственно, определить свою дальнейшую деятельность.

Главный тренд – тренд на технологический суверенитет страны и патриотизм. Считаю их самыми актуальными в федеральной повестке. 

В связи с последними событиями всем стало понятно, что стране необходимо иметь собственные технологии, которые позволят нам стать конкурентоспособными, развивать экономику. Для этого надо обратить внимание на фундаментальное образование. В последние годы вызывает тревогу тенденция, когда наши дети не выбирают профильные экзамены по таким предметам, как математика, физика, химия, биология. Судя по статистике, ежегодно количество таких учеников снижается.

Надо понять, где корень зла, и работать над этим. Считаю, в первую очередь это связано с педагогическими кадрами, вернее, их дефицитом в школах. Если уроки физики в школе преподает условно учитель физкультуры, то как ожидать качественных знаний?

Вопросы качества педагогических кадров, знаний по техническим предметам у школьников должны стать приоритетными. Чтобы у нас были качественные педагогические кадры, надо не только готовить их, но и проводить усиленную работу по закреплению их на местах, обеспечению условий работы и жизни. Сколько ни готовь хороших учителей физики, они не поедут в отдаленные улусы, если там нет жилья, интернета, условий для повышения квалификации и нормального отдыха. 

Настало время властям разного уровня, представителям бизнеса помочь системе образования в решении таких насущных вопросов. Конечно, есть разные механизмы и проекты для привлечения учителей, проекты «Учитель Арктики», «Земский учитель», к примеру, но, видимо, нужны более четкие, серьезные решения. Иначе ситуация может стать необратимой.

Что касается патриотизма, речь идет не только о военно-патриотическом воспитании детей, но и элементарном чувстве гордости за свою Родину, с которого и начинается патриотизм. А это, прежде всего, начинается со знаний истории родного края, села, города, республики. И эти знания они должны получать не только на уроках истории, при должном подходе каждую предметную область можно использовать для этого. Также прекрасный инструмент – проектно-исследовательская деятельность школьников, всегда можно направить проекты, инициативы ребят на пользу родного края. Любовь к Отечеству начинается на местах.

— Как привлечь молодых специалистов?

— Если говорить о нашем Дальневосточном округе, то здесь идет борьба за человеческий капитал, у нас обширная территория с большим потенциалом для развития. Не хватает людей. Молодые люди, которые получают образование в центровузах, предпочитают оставаться там. Возвращается всего процентов 10. Соответственно, наши умные головы работают не на регион. А те, кто приезжает после окончания учебы, часто не находят здесь работу.

– Что же делать?

– На сегодня точных рецептов нет, но подходы понятны. Кроме создания рабочих мест, нужна и адресная, системная  работа со студентами вузов, причем не только целевиками. Надо информировать их о возможностях, которые есть, вовлекать в интересные проекты республики. Да, часто у предприятий нет актуальных вакансий для сегодняшних выпускников. Но ведь можно вести плановую работу. Для этого нужно, чтобы будущие работники были на виду у работодателей. Необходимо вести координационную работу, дать студентам возможность познакомиться с разными работодателями. Это могут быть организованные экскурсии, встречи, реальные стажировки, учебная практика. Это большая серьезная работа, которая нужна республике.

«Лаборатория детства»

– Созданная в прошлом году при фонде «Лаборатория детства» провела ряд исследований среди школьников. Какие результаты получены?

– Как показало психологическое исследование, проведенное совместно с коллегами из МГУ, большинство якутских школьников хотят продолжить свое образование за пределами республики и не хотят далее жить и работать в своем городе, селе, поселке, вообще регионе. Почему? Однозначного ответа тут нет.

Конечно, хорошо, что дети стремятся к лучшему, мечтают учиться в топовых вузах страны, имеют здоровые амбиции. Учеба в ведущем вузе – это и социализация в определенной среде с определенным менталитетом, уровнем образования, высоким интеллектом. Обучение за пределами – не зло, с этим бороться не надо. Надо думать о том, как использовать полученные знания во благо республики. Вариантов много. 

Например, выпускник после окончания вуза устраивается на работу в большую компанию, набирается там опыта, знаний, а потом приезжает на родину и реализовывает свой потенциал здесь. Набирают же для работы из других регионов и стран, почему это не могут быть и выходцы из республики, отработавшие в соответствующих структурах и получившие хорошие профессиональные компетенции?

Это исследование вскрыло ряд интересных моментов, по которым  практикам надо серьезно работать. При этом, как это обычно бывает в науке, возникли новые, более глубокие вопросы. Думаю, что мы в сотрудничестве с партнерами продолжим исследования, которые будут полезны республике.

– На какой стадии находится реализация проекта «Парк будущих поколений»?

– Срок окончания строительства парка 2025-й год, так что у нас есть время сделать все качественно, чтобы с самого начала он заработал в полную силу. Для этого уже сегодня разработана концепция работы парка, проводятся апробационные мероприятия. Прошел ряд образовательных программ по различным направлениям креативной индустрии: медиа, предпринимательским навыкам, soft-skills, индустрии питания и другие. В разработке еще несколько проектов, которые мы реализуем в сотрудничестве с нашими партнерами. Один из ключевых партнеров – IT-куб, который открылся в этом году в Якутске. Так, стартовали образовательные программы по архитектуре, 3D-графике, «Моtion-design» и другим, предстоят курсы по «Фильммейкинг» и «Анимация», формируется команда профессионалов-резидентов, желающих работать с детьми.

– Ваши пожелания участникам съезда?

– Желаю педагогам творческой искры, чтобы та работа, которая проводится ими, приносила им удовольствие, и их энтузиазм передавался ученикам, чтобы дети росли высокообразованными, культурными людьми, любящими свое Отечество. Кстати, наши исследования показали высокий уровень познавательной активности у наших школьников, это радует. Желаю учителям и дальше развивать этот позитивный настрой!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 03.10.2022 09:34

Related Post