Новые транспортные коридоры Якутии: главные направления и проекты

Якутия занимает стратегически важное положение по отношению к международным транспортным коридорам, таким как Северный морской путь и Транссибирская магистраль. Новые транспортные маршруты, включая строительство и модернизацию авто- и железных дорог, речных путей, должны связать имеющиеся трансконтинентальные направления с планируемыми, учитывая уникальные географические условия нашей республики.

Северный морской путь представляет собой ключевой транзитный маршрут, который проходит вдоль северного побережья Якутии, обеспечивая морскую связь с европейскими и азиатскими частями России, странами Европы и Азии. Транссибирская магистраль, проходящая через южную часть региона, является важной железнодорожной артерией, связывающей Якутию с другими регионами России и азиатскими странами. Внутренняя транспортная сеть включает систему автомобильных и железную дороги, которые обеспечивают как внутренние перевозки, так и связь с другими частями страны. Река Лена как значимая водная артерия активно используется для грузовых и пассажирских перевозок, особенно в летний период, что делает её важной частью транспортной системы региона.

Планы по развитию транспортной инфраструктуры Якутии включают строительство новых автотрасс и железных дорог, что должно улучшить общую транспортную связность. А модернизация портов и улучшение условий судоходства по реке Лене станут важными шагами в развитии водных путей.

Власти Якутии с учетом реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов видят перспективу развития транспортных коридоров в двух направлениях: Восточном и с Юга на Север. Тем самым транспортная инфраструктура региона будет способствовать его интеграции в общероссийские и международные транзитные пути.

Юг-Север («Мохэ – Найба»)

Сегодня выдвигается инициатива о создании нового международного транспортного коридора «Мохэ – Найба», который представляет собой проект по улучшению транспортной связности между Китаем и Россией. Коридор включает в себя несколько ключевых компонентов, обеспечивающих эффективную логистику и переработку грузов.

Южный участок коридора начинается от станции Чаньин в Китайской Народной Республике и проходит через пункты пропуска Ляньин и Джалинда до станции Сковородино в Амурской области. Общая протяженность этого участка составляет 163 км. Далее следует действующая железная дорога, соединяющая Сковородино со станцией Нижний Бестях и грузовым терминалом. Ее протяженность достигает 1246 км. Важной частью маршрута является перевалка грузов на терминале в Нижнем Бестяхе, откуда их можно направить по реке Лене в морской порт Найба, который планируют построить у одноимённого села в Булунском районе Якутии.

Водная часть пути по реке Лене составляет 1734 км, что в итоге обеспечивает выход из Китая к Северному морскому пути протяженностью 3143 км. Это значительно короче, чем маршрут Владивосток – Тикси, занимающий 8000 км и к тому же проходящий через самые опасные участки Северного морского пути.

Реализация и развитие инфраструктуры

Для реализации этого проекта необходимо решить ряд критических вопросов как в северной, так и  южной частях коридора. В южном направлении планируются восстановление смешанного пункта пропуска «Джалинда», реконструкция железнодорожного участка Рейново – Сковородино и строительство моста через реку Амур. В настоящее время участок между Рейново и Сковородино уже реконструируется, там на первом этапе предполагается возведение через Амур понтонного моста, а в дальнейшем – строительство железнодорожного.

Предварительный объем грузовой базы со стороны китайских грузоотправителей составляет 10 миллионов тонн, а с российской стороны – 3,8 миллиона тонн, в основном угольной продукции, с возможностью увеличения до 20 миллионов тонн. Для перевалки грузов с железнодорожного транспорта на водный в Нижнем Бестяхе построен грузовой терминал, который способен перерабатывать 1 миллион тонн грузов в год, с перспективой увеличения этого объема до 13,8 миллиона тонн.

Глубоководный порт

Ключевым элементом северного участка нового коридора станет строительство глубоководного морского порта в районе села Найба. Выбор этого места обусловлен естественными глубинами Хараулахской бухты, которые достигают 14 метров и позволяют принимать суда любого типа. В отличие от порта Тикси, где глубина не превышает 5,8 метра, это значительно улучшит условия для крупных морских судов. Грузовая база порта будет развиваться постепенно, начиная с терминала, способного обрабатывать миллион тонн грузов к 2035 году, с возможностью увеличения этого объема до 10 миллионов тонн в будущем.

Параллельно с водным путем формируется сухопутная часть коридора «Восточный меридиан» протяженностью 1429 км. Этот маршрут, проходящий по региональной автодороге «Яна», соединит с портом Найба федеральную автодорогу «Колыма». На данный момент 40 процентов дороги, ранее бывшей сезонным автозимником, уже построено.

Для обеспечения транзита грузов от морского порта Найба до Кючусского горнодобывающего кластера также разработана трассировка автозимника Усть-Куйга – Найба. Все эти мероприятия включены в Долгосрочный план комплексного развития агломерации «Тикси – Найба», который был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации. Создание международного транспортного коридора «Мохэ – Найба» обещает значительно улучшить логистику и транспортные связи в регионе, способствуя экономическому развитию и интеграции России в международные торговые маршруты.

Пять мостов

В Восточном направлении предусмотрены строительство Ленского моста, реконструкция федеральной автодороги «Колыма» с созданием совмещенного мостового перехода через реку Алдан, а также мостов через реку Вилюй и железнодорожной линии от Якутска (Нижний Бестях) до Магадана.

На федеральном уровне до 2030 года планируется обеспечить круглогодичное сообщение по автодорогам «Вилюй» (включая отрезок в Иркутской области) и «Колыма». Для этого необходимо возвести пять мостовых переходов: четыре через реку Вилюй и один – через реку Алдан.

Мультимодальный узел

Одним из ключевых проектов, способствующих достижению ускоренного экономического роста, является строительство автомобильного моста через реку Лену. Этот проект обеспечит создание крупного мультимодального транспортного узла, соединяющего Восточную Сибирь и Дальний Восток, что охватывает более четверти территории России. Ленский мост объединит три федеральные автодороги, пять региональных автодорог и Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль.

Развитие Восточного направления также открывает возможности для строительства железной дороги от Нижнего Бестяха до Магадана протяженностью 1500 км, что включена в Национальную программу развития Дальнего Востока. Для этой железнодорожной линии потребуется строительство совмещенного мостового перехода через реку Алдан (23 + 4 км) стоимостью 115,7 млрд рублей.

Создание железнодорожной линии Якутск (Нижний Бестях) – Магадан является важным элементом развития единой опорной сети Российской Федерации, предусмотренной Транспортной стратегией страны до 2030 года с прогнозом на 2035 год.

Экономический эффект

Круглогодичная транспортная доступность населения республики значительно возрастет – с 20,9 до 87 процентов. Бюджетные затраты на «Северный завоз» сократятся не менее чем на четыре млрд рублей ежегодно, а рост валового регионального продукта (ВРП) составит два-три процента в год. Доля перевозок железнодорожным транспортом увеличится до 45,3 процента, а 59% населения Якутии и 84% населения Магаданской области получат доступ к регулярному транспортному сообщению.

Кроме того, планируется реализация межрегионального проекта совместно с правительством Иркутской области и ведущими промышленными компаниями по строительству круглогодичного участка федеральной автодороги «Иркутск – Таксимо – Кропоткин – Ленск – Мирный». Этот проект даст серьезный импульс для разработки месторождений и реализации проектов по развитию минерально-сырьевой базы, включая Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы Иркутской области. Он также устранит зависимость от временной зимней дороги «Таас-Юрях – Верхнемарково» и обеспечит стабильную связь между регионами.

Совместно с Научным центром Минтранса России была проведена работа по оценке целесообразности реализации проектов, расчету их эффектов, а также рассмотрены лучшие подходы к финансированию и степень участия регионов и бизнеса.

Реализация этих стратегических проектов даст мощный импульс для развития добывающей и перерабатывающей промышленности, создаст долгосрочные возможности для местного предпринимательства и привлечения инвестиций, а также увеличит приток трудоспособного населения на малонаселенные территории.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 05.12.2025 15:57

Share
Published by
Анастасия Москвитина

Recent Posts

  • ЗДОРОВЬЕ

Медики Якутии: молодежь стала страдать от ожирения

Неправильный тип питания, малоподвижный образ жизни, постоянное зависание в соцсетях и за компьютером привели к…

05.12.2025
  • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

К территориям развития местного производства в Якутии за 2025 год присоединились 7 резидентов

Семь новых резидентов присоединились к территориям развития местного производства в Республике Саха (Якутия) в текущем…

05.12.2025
  • НОВОСТИ

Якутянин завоевал золото на международных соревнованиях по дзюдо

С 27 по 30 ноября в Китае прошли Международные соревнования по дзюдо «Кубок Алтан Эмээл»,…

05.12.2025
  • ОБРАЗОВАНИЕ

Свыше 95% выпускников вузов Якутии остаются работать в республике

Выпускники вузов Якутии, Тувы и Камчатки чаще всего остаются жить и работать в регионе обучения,…

05.12.2025
  • СВО

Пункты отбора приглашают якутян на военную службу в подразделениях БПЛА

В Якутии продолжается работа по отбору граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы…

05.12.2025
  • ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Вадим Ильчук: форум недропользования – уникальная площадка для обмена опытом

В рамках проходящего сегодня в Якутске II Дальневосточного форума недропользования, участники делились своими впечатлениями и…

05.12.2025