Новые правила: какие изменения ждут школьников в 2024 году?

Новые правила: какие изменения ждут школьников в 2024 году?

Фото ЯСИА
Читайте нас

Совсем немного времени осталось до наступления нового учебного года. C 1 сентября школьников, родителей и педагогов ожидает множество изменений. О том, какие новые предметы вводятся в школьную программу, что запретят в школе, каких перемен ожидать в новом учебном году, читайте в нашем обзоре. Большая часть изменений вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Новый старый «Труд»

Так, с 1 сентября в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд». Он заменит существующий предмет «Технология». Это позволит детям приобрести не только новые навыки, но и развить социально-бытовые умения, необходимые для успешного будущего. Одной из основных задач урока труда станет подготовка учеников к важнейшему выбору их жизни – профессии.

В начальной школе уроки труда будут проводиться один раз в неделю. Младшеклассники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы.

В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули. Обязательных модулей будет пять — «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Кроме того, ученики смогут выбрать три дополнительных модуля — «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».

Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника». Все эти знания могут пригодиться им в будущем.

Фото ЯСИА

Вместо ОБЖ – «Основы безопасности»

Также в новом учебном году в школьном расписании вместо привычного ОБЖ появится новый предмет «Основы безопасности и защита Родины». Цель новшества – формирование у школьников готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета ученики освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе. Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» вводится во всех школах РФ в 8-11 классах и будет проводиться раз в неделю.

Так, в средней школе объяснят, какие мероприятия проводятся в стране для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций или при возникновении военной угрозы. Учеников научат правильно реагировать на сигнал «Внимание всем!» и пользоваться средствами защиты. Также школьникам предстоит ознакомиться с боевыми свойствами и устройством стрелкового оружия и положениями общевоинских уставов.

В 10-11-х классах теоретические знания подкрепят практическими навыками, включая строевую, тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку. В целом, у школьников должны быть сформированы знания о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, получены представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него, о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя, о том, как противостоять опасностям в цифровой среде. Также школьники будут изучать правила дорожного движения, основы пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

Словом, помните уроки начальной военной подготовки в советское время? Они возвращаются.

Фото ap22.ru

 ГОСТ на школьную форму

В 2024 году планируется ввести государственный стандарт на школьную форму. ГОСТ будет утвержден во II полугодии нынешнего года, а вступит в силу с середины 2025-го.

В ГОСТе прописаны не ассортимент, вид, цвет или дизайн, а прежде всего требования к показателям безопасности и потребительских свойств формы. Главная цель – не допустить использование материалов низкого качества при изготовлении школьной одежды.

В ГОСТе указано, что школьная форма – это единообразный по стилю, конструктивным решениям и сочетанию цветов ассортимент одежды. Одежда делится на повседневную и торжественную. В комплект входят блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты.

Согласно документу школьная форма должна быть удобной, эстетичной, соответствовать погодным условиям местности, где живут дети. Она не должна содержать символику асоциальных неформальных молодежных объединений, а также ту, которая пропагандирует противоправное поведение.

Кроме того, школьная форма должна быть стойкой к разрыванию, истиранию, а  ее размер не должен меняться после пяти стирок, материалы должны быть устойчивыми к окрашиванию.

Фото ЯСИА

Запрет на сотовые

С 1 сентября 2024 году ученикам запретят использовать смартфоны и другие гаджеты с функцией звонков на уроках. Теперь позвонить по мобильнику из класса можно будет только в экстренных случаях: если возникла угроза жизни или здоровью учеников и работников школ. Запрет не коснется гаджетов, которые находятся на балансе школы и используются на занятиях.

Во время перемен пользоваться телефоном можно. Изымать же телефон у ученика незаконно, ведь вещь является частной собственностью. Поэтому в каждой школе важно выработать и согласовать общее решение – будет гаджет храниться в специальном хранилище или просто лежать с выключенными оповещениями в  личной сумке.

Фото Freepik.com

Учителей защитили от оскорблений

С нового учебного года закон разрешит педагогам делать замечания ученикам. Также в новом законе установили право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности. До этого такое право было только у учеников.

Для этого Федеральный закон «Об образовании» дополнили положениями, которые позволяют школам устанавливать требования к дисциплине на занятиях и правилам поведения в учебном заведении, а учеников обязывают соблюдать вышеперечисленные нормы. Кроме того, администрации учебных заведений должны рассматривать обращения педагогов о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают правила.

Фото hypecrib.com

Калькулятор при сдаче ОГЭ

С 2024 года ученикам 9 классов при сдаче ОГЭ по математике официально разрешат пользоваться непрограммируемым калькулятором, линейками без справочной информации и справочными материалами, выдаваемыми вместе с контрольно-измерительными материалами.

Калькулятор должен отвечать нескольким требованиям: обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcсos, arctg), не позволять сохранять базы данных и не иметь функций связи.

Кроме того, одиннадцатиклассники смогут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз. Речь идет о чемпионах России и обладателях Кубка России по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Также в качестве индивидуальных достижений зачтут наличие золотой или серебряной медали, полученной после окончания школы, прохождение военной службы, пребывание в добровольческих формированиях в ходе спецоперации.

Фото Freepik.com

С опорой на семейные ценности

С 2023 года было рекомендовано проводить для старшеклассников уроки по семьеведению в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы. В 2024/2025 учебном году во внеурочную деятельность для учеников 5-11 классов введут новый предмет – «Семьеведение». Инициатива была разработана в рамках реализации указа Президента РФ Владимира Путина о Годе семьи.

Главная цель предмета – подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей, а также формирование подросткового сообщества с опорой на семейные ценности.

Фото Freepik.com

Глас народа

Как вы относитесь к нововведениям в школе?

Зинаида Ядреева, учитель (с. Намцы Намского улуса):

– Я только приветствую нововведение о запрете сотовых телефонов в школе. Наконец-то дети будут между собой общаться, а не сидеть рядом и переписываться друг с другом. Только иногда, когда будут нужны гаджеты на уроке, можно будет дежурным их раздать. Мы такое практиковали в своё время.

«Так классно поиграли!»- говорили дети, прибегая в класс по окончании перемены, на которую они выбегали без телефонов. А родители, если есть необходимость пойти с ребенком, скажем, на анализы или на прием к врачу, все равно звонят учителю. Вообще мобильник — лишний предмет в школе.

В начальной школе зависимость от телефона у детей еще не так сильно проявляется, но в среднем звене это уже становится проблемой. Бывали случаи, когда некоторые мальчики так и просиживали с телефоном все уроки. И учителя не могли ничего поделать с этим – ученики их замечания просто игнорировали.

Николай Скрябин, сотрудник охраны:

– Когда мы учились в школе – а это было советское время — у нас был предмет НВП (начальная военная подготовка). И знания, полученные на этих уроках, мне очень помогли во время службы в армии, я даже стал лучшим стрелком роты охраны. В школе мы проходили строевую подготовку, умели стрелять, собирать и разбирать легендарный автомат Калашникова, причем, на время. А после 9 класса ходили в пятидневный поход, жили в палатках, изучали строевую подготовку, ходили на стрельбище, как настоящие солдаты, таким образом, нас подготавливали к суровым армейским будням. Плюс на уроках физкультуры сдавали нормативы ГТО, поэтому мы были готовы к службе в армии. Мы знали, как надевать противогаз, что делать в случае воздействия различных видов оружия массового поражения.

А нынешние школьники ничего этого не знают, поэтому молодым людям очень трудно приходится в армии. Так что то, что с 1 сентября в школах вводят предмет «Основы безопасности и защита Родины», я полностью поддерживаю. Вообще считаю, что в наше непростое время курсы по гражданской обороне можно было бы организовывать для всего населения.

Наталья Борисова, пресс-секретарь МФЦ:

– Мой сын перешел в 4 класс. Как родитель, я поддерживаю введение государственного стандарта на школьную форму в наших школах. Вообще, единая форма действительно помогает создать атмосферу единства и уменьшает давление на детей в плане моды и социального статуса. Однако, мне кажется, важно также учитывать индивидуальность каждого ребенка. Было бы здорово выделить один день в неделю, когда ученики могут одеваться так, как им хочется. Это не только даст возможность детям выразить себя, но и поможет развить чувство стиля и уверенности. Важно находить баланс между единообразием и индивидуальностью.

Виктор Спиридонов, госслужащий:

– Хорошо, что в школах вводится новый предмет «Семьеведение». Дети должны быть готовы к будущей семейной жизни, потому что не все родители сейчас рассказывают своим детям, как надо себя вести в той или иной жизненной ситуации. Но взгляд родителей может быть субъективным, а школьный предмет, надо полагать, будет все-таки объективным. Так что такой курс необходим в школе.

Поддерживаю я и то, что наконец-то закон встал на защиту учителя. Ведь сейчас у него фактически нет прав. Сейчас учителя везде проверяют, он делает кучу отчетов, он не имеет право делать замечания ученикам, поэтому им приходится очень трудно. К тому же и по телевидению показывают, и в мессенджерах гуляют видео, на которых учащиеся оскорбляют, унижают своих учителей. А ведь на уважении к личности учителя и должна базироваться вся система образования. К примеру, в Японии нет такого праздника, как День учителя. Там профессия учителя – очень почитаемая, учитель пользуется непререкаемым авторитетом в обществе. Так, по идее, должно быть везде. В целом считаю, что у нас на законодательном уровне должно быть прописано уважение учеников к учителю. А также должна быть продумана система стимулирования работы педагогов, чтобы люди, всю жизнь посвятившие себя школе, ученикам, при выходе на пенсию, сохраняли достойный уровень жизни.

+1
24
+1
2
+1
1
+1
2
+1
0
+1
4
+1
2
Поделись новостью:
8 ноября
  • -18°
  • Ощущается: -23°Влажность: 78% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: