Новые правила: какие изменения ждут школьников в 2024 году?
Совсем немного времени осталось до наступления нового учебного года. C 1 сентября школьников, родителей и педагогов ожидает множество изменений. О том, какие новые предметы вводятся в школьную программу, что запретят в школе, каких перемен ожидать в новом учебном году, читайте в нашем обзоре. Большая часть изменений вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Новый старый «Труд»
Так, с 1 сентября в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд». Он заменит существующий предмет «Технология». Это позволит детям приобрести не только новые навыки, но и развить социально-бытовые умения, необходимые для успешного будущего. Одной из основных задач урока труда станет подготовка учеников к важнейшему выбору их жизни – профессии.
В начальной школе уроки труда будут проводиться один раз в неделю. Младшеклассники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы.
В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули. Обязательных модулей будет пять — «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Кроме того, ученики смогут выбрать три дополнительных модуля — «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника». Все эти знания могут пригодиться им в будущем.
Вместо ОБЖ – «Основы безопасности»
Также в новом учебном году в школьном расписании вместо привычного ОБЖ появится новый предмет «Основы безопасности и защита Родины». Цель новшества – формирование у школьников готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета ученики освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе. Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» вводится во всех школах РФ в 8-11 классах и будет проводиться раз в неделю.
Так, в средней школе объяснят, какие мероприятия проводятся в стране для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций или при возникновении военной угрозы. Учеников научат правильно реагировать на сигнал «Внимание всем!» и пользоваться средствами защиты. Также школьникам предстоит ознакомиться с боевыми свойствами и устройством стрелкового оружия и положениями общевоинских уставов.
В 10-11-х классах теоретические знания подкрепят практическими навыками, включая строевую, тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку. В целом, у школьников должны быть сформированы знания о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, получены представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него, о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя, о том, как противостоять опасностям в цифровой среде. Также школьники будут изучать правила дорожного движения, основы пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.
Словом, помните уроки начальной военной подготовки в советское время? Они возвращаются.
ГОСТ на школьную форму
В 2024 году планируется ввести государственный стандарт на школьную форму. ГОСТ будет утвержден во II полугодии нынешнего года, а вступит в силу с середины 2025-го.
В ГОСТе прописаны не ассортимент, вид, цвет или дизайн, а прежде всего требования к показателям безопасности и потребительских свойств формы. Главная цель – не допустить использование материалов низкого качества при изготовлении школьной одежды.
В ГОСТе указано, что школьная форма – это единообразный по стилю, конструктивным решениям и сочетанию цветов ассортимент одежды. Одежда делится на повседневную и торжественную. В комплект входят блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты.
Согласно документу школьная форма должна быть удобной, эстетичной, соответствовать погодным условиям местности, где живут дети. Она не должна содержать символику асоциальных неформальных молодежных объединений, а также ту, которая пропагандирует противоправное поведение.
Кроме того, школьная форма должна быть стойкой к разрыванию, истиранию, а ее размер не должен меняться после пяти стирок, материалы должны быть устойчивыми к окрашиванию.
Запрет на сотовые
С 1 сентября 2024 году ученикам запретят использовать смартфоны и другие гаджеты с функцией звонков на уроках. Теперь позвонить по мобильнику из класса можно будет только в экстренных случаях: если возникла угроза жизни или здоровью учеников и работников школ. Запрет не коснется гаджетов, которые находятся на балансе школы и используются на занятиях.
Во время перемен пользоваться телефоном можно. Изымать же телефон у ученика незаконно, ведь вещь является частной собственностью. Поэтому в каждой школе важно выработать и согласовать общее решение – будет гаджет храниться в специальном хранилище или просто лежать с выключенными оповещениями в личной сумке.
Учителей защитили от оскорблений
С нового учебного года закон разрешит педагогам делать замечания ученикам. Также в новом законе установили право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности. До этого такое право было только у учеников.
Для этого Федеральный закон «Об образовании» дополнили положениями, которые позволяют школам устанавливать требования к дисциплине на занятиях и правилам поведения в учебном заведении, а учеников обязывают соблюдать вышеперечисленные нормы. Кроме того, администрации учебных заведений должны рассматривать обращения педагогов о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают правила.
Калькулятор при сдаче ОГЭ
С 2024 года ученикам 9 классов при сдаче ОГЭ по математике официально разрешат пользоваться непрограммируемым калькулятором, линейками без справочной информации и справочными материалами, выдаваемыми вместе с контрольно-измерительными материалами.
Калькулятор должен отвечать нескольким требованиям: обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcсos, arctg), не позволять сохранять базы данных и не иметь функций связи.
Кроме того, одиннадцатиклассники смогут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз. Речь идет о чемпионах России и обладателях Кубка России по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Также в качестве индивидуальных достижений зачтут наличие золотой или серебряной медали, полученной после окончания школы, прохождение военной службы, пребывание в добровольческих формированиях в ходе спецоперации.
С опорой на семейные ценности
С 2023 года было рекомендовано проводить для старшеклассников уроки по семьеведению в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы. В 2024/2025 учебном году во внеурочную деятельность для учеников 5-11 классов введут новый предмет – «Семьеведение». Инициатива была разработана в рамках реализации указа Президента РФ Владимира Путина о Годе семьи.
Главная цель предмета – подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей, а также формирование подросткового сообщества с опорой на семейные ценности.
Глас народа
Как вы относитесь к нововведениям в школе?
Зинаида Ядреева, учитель (с. Намцы Намского улуса):
– Я только приветствую нововведение о запрете сотовых телефонов в школе. Наконец-то дети будут между собой общаться, а не сидеть рядом и переписываться друг с другом. Только иногда, когда будут нужны гаджеты на уроке, можно будет дежурным их раздать. Мы такое практиковали в своё время.
«Так классно поиграли!»- говорили дети, прибегая в класс по окончании перемены, на которую они выбегали без телефонов. А родители, если есть необходимость пойти с ребенком, скажем, на анализы или на прием к врачу, все равно звонят учителю. Вообще мобильник — лишний предмет в школе.
В начальной школе зависимость от телефона у детей еще не так сильно проявляется, но в среднем звене это уже становится проблемой. Бывали случаи, когда некоторые мальчики так и просиживали с телефоном все уроки. И учителя не могли ничего поделать с этим – ученики их замечания просто игнорировали.
Николай Скрябин, сотрудник охраны:
– Когда мы учились в школе – а это было советское время — у нас был предмет НВП (начальная военная подготовка). И знания, полученные на этих уроках, мне очень помогли во время службы в армии, я даже стал лучшим стрелком роты охраны. В школе мы проходили строевую подготовку, умели стрелять, собирать и разбирать легендарный автомат Калашникова, причем, на время. А после 9 класса ходили в пятидневный поход, жили в палатках, изучали строевую подготовку, ходили на стрельбище, как настоящие солдаты, таким образом, нас подготавливали к суровым армейским будням. Плюс на уроках физкультуры сдавали нормативы ГТО, поэтому мы были готовы к службе в армии. Мы знали, как надевать противогаз, что делать в случае воздействия различных видов оружия массового поражения.
А нынешние школьники ничего этого не знают, поэтому молодым людям очень трудно приходится в армии. Так что то, что с 1 сентября в школах вводят предмет «Основы безопасности и защита Родины», я полностью поддерживаю. Вообще считаю, что в наше непростое время курсы по гражданской обороне можно было бы организовывать для всего населения.
Наталья Борисова, пресс-секретарь МФЦ:
– Мой сын перешел в 4 класс. Как родитель, я поддерживаю введение государственного стандарта на школьную форму в наших школах. Вообще, единая форма действительно помогает создать атмосферу единства и уменьшает давление на детей в плане моды и социального статуса. Однако, мне кажется, важно также учитывать индивидуальность каждого ребенка. Было бы здорово выделить один день в неделю, когда ученики могут одеваться так, как им хочется. Это не только даст возможность детям выразить себя, но и поможет развить чувство стиля и уверенности. Важно находить баланс между единообразием и индивидуальностью.
Виктор Спиридонов, госслужащий:
– Хорошо, что в школах вводится новый предмет «Семьеведение». Дети должны быть готовы к будущей семейной жизни, потому что не все родители сейчас рассказывают своим детям, как надо себя вести в той или иной жизненной ситуации. Но взгляд родителей может быть субъективным, а школьный предмет, надо полагать, будет все-таки объективным. Так что такой курс необходим в школе.
Поддерживаю я и то, что наконец-то закон встал на защиту учителя. Ведь сейчас у него фактически нет прав. Сейчас учителя везде проверяют, он делает кучу отчетов, он не имеет право делать замечания ученикам, поэтому им приходится очень трудно. К тому же и по телевидению показывают, и в мессенджерах гуляют видео, на которых учащиеся оскорбляют, унижают своих учителей. А ведь на уважении к личности учителя и должна базироваться вся система образования. К примеру, в Японии нет такого праздника, как День учителя. Там профессия учителя – очень почитаемая, учитель пользуется непререкаемым авторитетом в обществе. Так, по идее, должно быть везде. В целом считаю, что у нас на законодательном уровне должно быть прописано уважение учеников к учителю. А также должна быть продумана система стимулирования работы педагогов, чтобы люди, всю жизнь посвятившие себя школе, ученикам, при выходе на пенсию, сохраняли достойный уровень жизни.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: