Нораганский стерх: вспоминая Клавдию Иванову

Творчество заслуженной артистки РФ и РС(Я) Клавдии Ивановой не подвластно времени: по прошествии многих лет оно стало ещё более актуальным – теплом своей души, ярким лирико-драматическим даром, непосредст-венностью, индивидуальностью.

Начало начал

Жизель — Клавдия Иванова. Фото из архива музея ГТОиБ.

Клавдия Алексеевна Иванова родилась 4 мая 1945 года в небольшом селе Норагана Жабыльского наслега Мегино-Кангаласского района в семье Алексея Иосифовича и Марии Константиновны Федотовых. Неосознанную мечту об искусстве зародили в ней частые гастрольные выступления Якутской драмы. Благодаря своей природной общительности она знала поимённо всех приезжавших артистов, с гордостью показывала им местные достопримечательности. Сама же на школьных концертах выступала в акробатических номерах, танцевала и пела.

Замечая, как внимательно дочь слушает музыку, льющуюся по радио, родители по совету родственницы, работавшей воспитателем в музыкальной школе Якутска, решают отправить дочь туда на учебу.

Она обучалась игре на виолончели, и кто знает, возможно, вышел бы из нее хороший музыкант, но буквально через год в Якутию впервые приезжает комиссия для отбора детей в открывшееся Новосибирское хореографическое училище…

Судьбоносный 1958-й

С Геннадием Баишевым в спектакле «Барышня и хулиган». Фото из архива Музея ГТОиБ.

1958 год определил дальнейшую судьбу профессионального якутского балета, так как по этому набору вместе с Клавдией в училище поступили и Алексей Попов, и Саргылана Саввина, и Наталья Христофорова, и Геннадий Баишев, чьи имена составляют гордость искусства нашей республики.

Они обучались у прекрасных педагогов. Алиса Васильевна Никифорова, Сайра Сабировна Юнусова, Сергей Гаврилович Иванов и многие другие открыли девочке из якутской деревни, не понимающей русского языка, секреты и красоту классического танца, привили настойчивое трудолюбие и преданность профессии.

А постоянная практика на сцене Новосибирского театра оперы и балета? Клавдия была занята в детских номерах балетных спектаклей, а на старших курсах – и в сложных танцах кордебалета. Эти спектакли и мастерство великолепной плеяды артистов того времени волновали юные души, звали за собой, утверждая далёкую, но уже возможную мечту – танцевать!

Первые партии

В 1964 году Клавдия получает диплом артистки балета. Начало ее творческой работы артистки в Якутском музыкально-драматическом театре им. П.А.Ойунского совпало с Днями русской литературы и искусства, к которым была приурочена премьера балета Ж.Батуева «Чурумчуку» в хореографии К.Д.Карпинской. На одном из премьерных спектаклей состоялся её дебют в сольной партии Стерха. Успешно справляется она с первой главной партией – Танечки в «Докторе Айболите», в хореографии А.Н.Мохотчуновой. Ступенькой к ведущему репертуару стала и партия Марии во фрагменте «Бахчисарайского фонтана».

Названия статей разных лет о Клавдии Ивановой словно выстраивают периоды её сценической жизни: «Когда мечта сбывается», «Новая Нюргуяна», «Балет кыталыга» («Стерх балета»), «Волшебные мгновения»…

25 января 1966 года дебютировала она в заветной партии Нюргуяны в балете «Чурумчуку», чье имя потом подарила своей дочери. В 1971 году балерине выпала честь танцевать Нюргуяну в первом спектакле реорганизованного Якутского музыкального театра. Памятны такие события, как 100-й и 150-й спектакли «Чурумчуку» – в последнем Клавдия выступала в числе четырёх Нюргуян вместе с Евдокией Степановой, Натальей Христофоровой, Натальей Посельской.

Нюргуяна Клавдии Ивановой покоряла зрителей обаянием органичной безыскусности, проникновенностью чувств, полётной лёгкостью танца. Героиня была наделена особым светом души. Её Нюргуяна не была избранницей – сказочное чудо случилось с обычной девушкой из народа.

Слёзы за кулисами

Жизель — Клавдия Иванова. Фото из архива Музея ГТОиБ.

Именно народность, демократичность являлись отличительной чертой творчества балерины. Это своеобразное качество в какой-то мере преломляется и в совершенно других образах артистки – Джульетте, Жизели, Никии. Иные миры, иные эпохи, культура иных народов и знаменитые исторические традиции исполнения этих партий.

В «Ромео и Джульетте» на музыку П.Чайковского в хореографии К.Д.Карпинской, а позднее в хореографии А.А.Попова созданию выразительного образа Джульетты балерине помогли трогательность лирического дара, хрупкость удлинённых линий в сочетании с драматизмом эмоций, который взрывался стремительными па де ша, словно кричащими в безысходном отчаянии. Помню, как мы, коллеги, в ожидании своего выхода в сцене спектакля буквально плакали на первом её выступлении… Эта партия всегда была в репертуаре Клавдии Алексеевны в течение всей ее сценической деятельности.

Среди других образов, раскрывших разносторонность её таланта – строгая Барышня («Барышня и Хулиган» Д.Шостаковича в новаторском по тем временам спектакле К.Боярского в постановке А.Попова), соло и дуэты в романтическом шедевре М.Фокина «Шопениана» в постановке Б.Халиулова.

Следующим испытанием на профессиональную зрелость явилась работа в первом спектакле старинной хореографии на якутской сцене – «Жизель». Это стало ее новым творческим взлётом. Жизель Ивановой растворялась в простодушной гармонии первых сцен, заставляла искренне сопереживать ее героине в сцене сумасшествия и восхищаться говорящей высокой красотой классического танца во втором акте виллис.

Сотворчество

«Сотворение мира», Ева — Клавдия Иванова. Фото из архива музея ГТОиБ.

Особая тема – творческое содружество балерины с балетмейстером Алексеем Андреевичем Поповым. Партии Майыс в героическом спектакле «Подвиг» Г.Комракова, Ева из «Сотворения мира» А.Петрова по библейскому сюжету, Джульетта, а также известные номера «Светлана», «О, солнце!» сочинены им для Клавдии Ивановой, на её артистическую индивидуальность. Она – их первая исполнительница.

Хореография Попова в её репертуаре – это и Золушка, и Эсмеральда, и Машенька в «Щелкунчике», балеты «Двое», «Маленькая ночная серенада», «Двенадцать стульев», «Маугли», «Доктор Айболит».

Взаимопониманием, творческим вдохновением автора и балерины осенён один из оригинальных, обаятельных образов якутской сцены – Евы в «Сотворении мира». Первозданная женственность героини, капризные перепады её настроения – всё окрашено мягким юмором, лёгким женским лукавством. Контрастом, с потрясающей пронзительностью проводила она драматичные сцены – преображение Евы шло через познание страданий. Современная пластика танца без привычных балетных туфель и традиционного балетного костюма нашла счастливое воплощение в классической балерине и раскрыла ещё одну грань ее таланта.

Надо отметить, что мастерство Клавдии Ивановой как исполнителя, а через годы и как репетитора труппы во многом обеспечило преемственность и сохранность хореографии Алексея Попова для следующих поколений.

«Весь ведущий репертуар»

Кроме спектаклей, принёсших Клавдии Ивановой любовь и признание зрителей, широко была известна её большая гастрольно-концертная деятельность. Концертная программа включала фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Корсар», номера «Баяр», «Мы», «О, солнце!», «Кумушки» и другие.

Она многократно объездила все районы республики. Выступала и за её пределами: Бурятия, Тува, Башкирия, Москва, Магадан, Хакасия, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Иркутск, а также Монголия, Китай, где проходили гастроли театра и Дни литературы и искусства Якутии. География выступлений балерины отмечена и дорогим сердцу Новосибирском, её участием в юбилейном концерте родного хореографического училища. Номер «О, солнце!» она танцевала и на презентации советского посольства в Мальте.

Творческая судьба балерины сложилась счастливо, были периоды, когда Клавдия несла на своих плечах весь ведущий репертуар, спектакли шли только благодаря её огромной трудоспособности и преданности профессии.

1980-е подарили новые балеты «Франческа да Римини», «450 по Фаренгейту». А также – «Баядерку», где она привнесла в партию Никии большой опыт и зрелость сценического мастерства, явила трепетный, волнующий образ в сложнейшем балете мирового классического наследия.

В том, что творчество Клавдии Алексеевны состоялось, большая заслуга и её постоянного партнёра Анатолия Ултургашева. В разные годы дуэт с ней составляли Алексей Попов, Геннадий Баишев, а позднее и совсем юные тогда Игорь Мясоедов, Борис Матвеев.

Человек счастливой судьбы

С мужем, дочерью, зятем и внуками. Фото из семейного архива.

Яркое искусство балерины несло людям радость приобщения к вечным, благородным идеалам красоты и добра, утверждало и во многом открывало новые пути в развитии профессионального балета республики. В 1972 году за заслуги в развитии хореографического искусства республики Клавдии Алексеевне было присвоено почётное звание заслуженной артистки ЯАССР, в 1988-м – звание заслуженной артистки РСФСР. Завершив на сцене двадцативосьмилетнюю деятельность, Клавдия Иванова работала репетитором балета, затем обучала малышей в городской Детской школе искусств.

Клавдия Иванова – человек счастливой судьбы. В её жизни было большое творчество, любимый и любящий супруг Алквиад Исидорович Иванов – выдающийся мастер спорта, доктор медицинских наук, талантливый и отзывчивый, всегда помогавший коллегам жены. Они вместе прожили многие дружные годы, воспитали дочь Нюргуяну в традициях уважения к своим корням. Нюргуяна Алквиадовна известна и своей активной гражданской позицией: новаторское дело её рук – школа индивидуального обучения, которую она возглавляет много лет.

Сбывшаяся мечта

С внуками. Фото из семейного архива.

Много сил и любви Клавдия Алексеевна успела вложить и в своих внуков. Каждое лето известные балерина и учёный брали в руки обычные деревенские косы и со всеми домочадцами заготавливали сено в ее родовом аласе в селе Норагана. Кажется, что именно там, среди сказочной красоты этого аласа, окружённого белоствольными берёзами, родились герои балета «Чурумчуку», из этого воздуха создан балериной образ Нюргуяны.

Живо помнится, как когда-то Клавдия осуществила свою давнюю мечту – выступить перед земляками с большой творческой программой. Тогда в Норагану поехала вся труппа. Надо было видеть, как старушки в первом ряду переживали за её Жизель, с каким восторгом зал принимал каждый номер! Было понятно, что здесь любят балетное искусство, гордятся своим нораганским стерхом – так здесь с любовью называют свою выдающуюся землячку.

Памятны и прекрасные юбилейные творческие вечера балерины на сцене родного Театра оперы и балета – в его развитие Клавдия Иванова вложила весь свой талант, лучшие годы и своё сердце. И в этом году, когда ей исполнилось бы 80 лет, мы вспоминаем ее с благодарностью и благоговением.

Лира Габышева, заслуженный деятель искусств РС(Я).

+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 25.05.2025 13:04

Share
Published by
Кюннэй Еремеева

Recent Posts

  • КУЛЬТУРА

Добун осуохай на площади Республики объединил якутян

На обновленной площади Республики в Якутске прошло массовое исполнение традиционного кругового танца «Добун осуохай», приуроченное…

25.05.2025
  • НОВОСТИ

В Среднеколымске все дворовые территории и полоса аэропорта освобождены от воды

У города Среднеколымск уровень воды составил 1029 см при критическом 1200 см. Все дворовые постройки…

25.05.2025
  • ИСТОРИЯ

История одного спасения

В 1970-х время было простое, понятное и стабильное. Со своими радостями и победами. Однако не…

25.05.2025
  • НОВОСТИ

Смотрите новый выпуск передачи «Вместе с Айсеном Николаевым»

Сегодня, 25 мая, на телеканале «Россия 24» смотрите специальный проект ГТРК «Саха» – передачу «Вместе…

25.05.2025
  • НОВОСТИ

Глава Якутии Айсен Николаев поздравляет с Днём осуохая

Уважаемые якутяне! Сердечно поздравляю вас с Днём осуохая! Этот праздник имеет особое значение для нас,…

25.05.2025
  • ГЛАВНОЕ

Тургеневская девушка: из Мценска – в Якутск

Её называют тургеневской девушкой. Потому что руководитель ансамбля Дома дружбы народов Якутии Елизавета Глаголева –…

25.05.2025