Ночь в музее: выплавка железа и экскурсия по дубель-шлюпке «Якуцкъ»
Ночь в музее имени Емельяна Ярославского собрала гостей, часть из которых, несмотря на дождь и ветер, осталась под открытым небом, чтобы посмотреть на «рождение чуда», как назвал директор Николай Бугаев традиционную выплавку кричного железа, и подняться на палубу дубель-шлюпки «Якуцкъ».
О запретах и преданиях
У Союза кузнецов на территории музея свое место, где они приступили к процессу в полдень, а в восемь вечера он ещё не был закончен.
Начинающий кузнец Николай Пермяков рассказал, что в этом году трудятся они здесь целой артелью в количестве восьми человек, а руда доставлена из Вилюйского улуса, уголь же произведен на месте из лиственницы и березы.
Айталана Пухова, в отличие от коллеги, уже девять лет во всем этом. Интерес к кузнечному делу зародился у нее ещё в начальной школе, когда она, готовя доклад на соответствующую тему, впервые увидела в Мархе выплавку железа традиционным способом. Потом этим занялись в ее родном Сырдахе Усть-Алданском улусе, и тут уж она не пропустила ни одного раза.
— Сохранились устные предания, что в старину у якутов были женщины-кузнецы, — говорит она, одновременно упоминая и о том, что женщинам строжайше запрещалось прикасаться к мужскому ножу: «У них были свои, поменьше размером».
При этом Айталана, которая сейчас учится в СВФУ на химика-технолога, мечтает самостоятельно изготовить якутский нож из того железа, которое выплавила сама.
«Свистать всех наверх!»
Другой изюминкой «Ночи в музее» стала реплика дубель-шлюпки «Якуцкъ», изготовленная на верфи в Петрозаводске специально для съемок фильма «Первые» и доставленная на родину оригинала в прошлом году.
В нынешнем с его аномальными снегопадами сотрудники музея и городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), а также курсанты-речники провели субботник по очистке дубель-шлюпки от снежных завалов.
И вот во время «Ночи музеев» посетителям впервые предложили совершить восхождение на палубу, а также обследовать внутренние помещения, но так как желающих оказалось слишком много, это право предоставили «племени младому» (все лучшее — детям).
Кстати, экскурсия по «Якуцку» началась с инструктажа по технике безопасности: «Судно — зона повышенного риска, тут много неровностей, растянуты канаты, лежат весла, шлюпка, к тому же фальшборт у него низкий, так что просьба не разбегаться, держаться одной плотной группой и следовать моим указаниям», — проинформировал сотрудник отдела истории Сергей Слепцов, попутно отметив, что оптимальное количество народа на палубе, которое может одновременно там находиться — человек 12-15. Имейте это в виду при заказе экскурсий.
«Уникальный случай»
— Уникальный случай — ни до, ни после в Якутске такие корабли не строились. Построен «Якуцкъ» был по военным чертежам, но для научных целей, и реплику воспроизвели по ним, изменив внутренние пространства для удобства команды и добавив к парусам и веслам моторное отделение.
Сейчас экипаж состоит из 12 человек, а XVIII веке их было 45, из них 16 составляли гребцы — солдаты Тобольского и Якутского гарнизонных полков. Моряки и офицеры были из Санкт-Петербурга.
Но с Якутией была связана не только часть экипажа. Жена командира Западно-Ленского отряда Василия Прончищева Татьяна была из рода Кондыревых, к которому принадлежали несколько воевод Енисейска и Тобольска, и именно один из ее предков, воевода Ждан Кондырев, отправил в свое время Петра Бекетова на Лену основывать Якутск. Так что на дубель-шлюпке «Якуцкъ» она, наверное, оказалась не случайно. Судьба…
«Версии не противоречат друг другу»
История супругов Прончищевых вызвала живейший интерес у мужской части экскурсантов, особенно та ее часть, что касается обнаружения их могилы в Усть-Оленьке, когда выяснилось, что погибли они вовсе не от цинги, как считалось ранее:
— Цинга оставляет на скелете следы, а у них признаков цинготной болезни не оказалось. Зато обнаружилось, что у Прончищева было сломано бедро, и он предположительно умер от жировой эмболии — закупорки сосудов после открытого перелома. А спустя две недели умерла его жена, и тут есть две версии — прозаическая и романтическая: по первой — она умерла, простыв на могиле мужа, по второй — от тоски по нему.
«Версии не противоречат друг другу, одна вытекает из другой», — подытожили мужчины.
Ещё их чрезвычайно интересовал вопрос питания на борту «Якуцка», и когда Сергей Слепцов огласил весь список от крупы до солонины, они заметно приуныли, оживившись лишь при сообщении о том, что команда промышляла рыболовством.
Почемучки
А самыми любопытными из экскурсантов оказались, разумеется, мальчишки (хотя среди спускавшихся во внутренние каюты была и девочка).
— Мне кажется или не кажется, что эта шлюпка не выдержит 45 людей? — поинтересовался один из юных исследователей.
Сергею Слепцову вопрос понравился:
— На кораблях XVIII-XIX веков шлюпки и не были рассчитаны на весь экипаж.
— Да, и на «Титанике» тоже! — незамедлительно продемонстрировал эрудицию другой юный экскурсант.
— Как раз после гибели «Титаника» и было принято решение, что количество мест в шлюпках должно соответствовать числу людей на борту судна. Но «Титаник» затонул в 1912 году, а здесь, напоминаю, XVIII век.
Экскурсоводу задали вопрос и о сроке службы подобного рода кораблей.
— В теплых морях — лет 40-50, в России — 20-25, в Сибири — еще вполовину меньше, это связано с перепадами температур и вмерзанием в лёд, что губительно действует на древесину.
Хотелось бы, чтобы реплика «Якуцка» радовала нас как можно дольше. Достаточно ведь и того, что настоящая дубель-шлюпка, построенная в 1735 году, была затерта льдами всего пять лет спустя.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: