X

Николай Бочков: Однопроцентной торговой надбавки точно не будет!

И.о. председателя Госкомцен РС (Я) Николай Бочков. Фото автора.

На прошлой неделе предпринимательское сообщество Якутии всколыхнула информация о якобы вводимой с Нового года торговой надбавке в размере 1% на некоторые социально значимые продовольственные товары (СЗПТ).

Предприниматели в социальных сетях справедливо возмущались, что такие условия сделают невозможной торговлю этими СЗПТ, поскольку только стоимость эквайринга у банков (расчет при помощи банковских карт) составляет более 2% от цены товара.

Насколько информация о надбавках соответствует действительности? С таким вопросом мы обратились к и.о. председателя Госкомцен РС(Я) Николаю Бочкову, поскольку именно это ведомство с 2022 года получило полномочия утверждать их размер.

Вслед за переменами

По информации Николая Владимировича, ранее размеры торговых надбавок на СЗПТ устанавливали в районных муниципалитетах самостоятельно, они установлены ещё в 2000-х годах. С тех пор экономическая ситуация в республике изменилась, а потому возникла необходимость пересмотреть и размер надбавок.

Во-первых, изменилась транспортная схема, в том числе заработала железная дорога до станции Нижний Бестях, также изменились транспортные коридоры. Причем не только в Центральной Якутии.

И с учетом новых транспортных схем на доставку товаров пришло время пересмотреть торговые надбавки, ведь они устанавливаются, исходя из расходов на закупку товаров, их транспортировку и содержание мест реализации. К тому же изменился и перечень СЗПТ. Вернее, в Госкомцен его сократили и сделали единым, а ранее у каждого района был свой – где-то было 29 позиций, а где-то – десять. Отдельный список СЗПТ создан лишь для труднодоступных и удаленных населенных пунктов республики.

А сейчас стоит задача унифицировать и привести к единообразию саму систему формирования торговых надбавок. В Госкомцен декларируют, что она будет открытой и прозрачной, понятной и предпринимателю, и потребителю.

На основе понесённых затрат

Сегодня же разброс по величине действующих надбавок достаточно большой – от 3 до 600%. Даже, казалось бы, схожие по транспортной доступности районы с единой точкой закупа, например, в Нижнем Бестяхе, имеют разные торговые надбавки по одним и тем же группам товаров. Поэтому и возникла необходимость унифицировать свод надбавок, привести их в соответствие.

Есть действующее постановление правительства Якутии №381 об основных подходах при ценообразовании и формировании, в том числе торговых надбавок. Основным условием расчёта, конечно, является экономическая обоснованность затрат, которые несёт предприниматель. В первую очередь это закупочная цена и издержки на реализацию, в том числе расходы на содержание торговой точки и персонала. Второе – стоимость транспортной доставки до места реализации. А надбавку устанавливают в виде процентного соотношения к закупочным ценам товаров, и закупочные цены также изменились.

По словам Николая Бочкова, в госкомитете провели большую аналитическую работу, мониторинг, сбор информации со всех районов республики. На основе его результатов определили, у кого какие основные виды доставки, включая речную транспортировку, автодоставку, в том числе по зимникам, авиаперевозки. Учитывался и характер завозимых товаров, ведь они разные по условиям хранения и перевозки.

Статистика всего не отображает

Размер товарооборота для расчета был взят по данным статистической отчетности. Из обратной связи от предпринимателей выяснилось, что статистика во многом не отображает показатели фактической действительности в магазинах.

По мнению и.о. председателя Госкомцен, это, конечно, проблема, но комитет обязан использовать только официальные данные, чтобы любой проверяющий надзорный орган мог установить, на основании чего были проведены расчеты. А чтобы их уточнить, в ведомстве попросили предпринимательское сообщество поделиться информацией о понесенных затратах.

В настоящее время часть информации от предпринимателей получена, и сегодня эти замечания в ведомстве обрабатывают. В Госкомцен признают обоснованные затраты, но есть  они и не подтверждённые документально либо другими данными, говорит Бочков.

Первая итерация

Что касается уже упомянутой нами однопроцентной надбавки на детское питание, то, по словам Николая Владимировича, эта цифра получилась в результате расчетной модели, включающей свыше тысячи ячеек статистических данных. Но это не говорит о том, что такая надбавка будет установлена. В ведомстве прекрасно понимают, что есть минимальный размер дохода, с которым предприниматель может работать, либо просто откажется от поставки товара. Продавать в убыток никто не будет.

«Это была первая итерация, расчетная модель, в которой были описаны подходы по установлению надбавок, рассчитанная на статданных средних значений. А сейчас мы делаем более широкую дифференциацию, ищем баланс. И с предпринимателями, думаю, еще не раз соберемся. Мы планируем до 1 декабря утвердить размер надбавок, а ввести их с 1 января, чтобы дать временной лаг предпринимателям», – объяснил Бочков.

Баланс интересов

Ориентировочно на первые числа ноября запланирована повторная встреча с предпринимательским сообществом после отработки всех полученных предложений и обоснований.

В Госкомцен готовы дать бизнесу достаточный размер надбавок для того, чтобы покрывать понесенные расходы и оставлять определенный размер прибыли – от 5 до 15% в зависимости от товара. Но вторая сторона, о которой не забывают в госкомитете, – это потребитель, который должен покупать товары соразмерно своим доходам, иметь возможность приобретать необходимые продукты. «Вот самая главная задача», – определил Николай Бочков.

При этом одним из основных параметров расчета является доля СЗПТ в общем товарообороте предпринимателей. По данным Госкомцен, в среднем она составляет 36%. То есть в среднем 36% от расходов на содержание всего магазина ложится на социально значимые товары. И тут, по словам Бочкова, были, конечно, споры, потому что у кого-то эта доля ниже, у кого-то выше, соответственно, и размер надбавок должен разниться. Вот в этом направлении сейчас как раз и идут обсуждения – как должна учитываться эта доля? Может быть, не в денежном выражении, а штучном? Или исходя из массы товара, площади, занимаемой в магазине, еще чего-то? Может быть, надо дифференцировать эти показатели на магазины крупных сетей и небольшие торговые заведения, до 100 квадратных метров, например.

«Пища для размышления и переговоров есть, – считает Николай Владимирович. – Но однопроцентной торговой надбавки точно не будет, мы это прекрасно понимаем, что должен быть оптимальный размер торговой надбавки, потому что никто не будет торговать себе в убыток», – подытожил он.

– А откуда тогда информация об 1% появилась, можете предположить?

– Мы направляли расчетную модель в адрес предпринимательского сообщества. Видимо, кто-то посчитал, что это уже окончательные данные, и нужно о них заявить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 28.10.2023 11:00

Related Post