Никита Аржаков: «Тыгын Дархан» поможет укрепить дух подрастерявшихся потомков

Никита Аржаков: «Тыгын Дархан» поможет укрепить дух подрастерявшихся потомков

Режиссер о новой картине, связи с предками и исцелении души
11:03
27 сентября 2020
Читайте нас

Министр культуры и духовного развития РС(Я) Юрий Куприянов как-то сказал, что в новом фильме Никиты Аржакова снималась вся республика, и теперь все ждут премьеры. Уже можно сказать, что ждать осталось недолго. В ожидании «часа икс» – интервью с режиссером.

Переключение в вечность

– Мои самые любимые книги – романы наших классиков, начиная с «Весенней поры» и «Черного стерха». Погружаясь в них, отдыхаю душой. Переключаюсь в вечность.

Роман Василия Семёновича Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» я прочёл сразу, как только он был опубликован. Надо сказать, книга эта вышла в нужное время: с принятием суверенитета возродилось национальное самосознание, детям стали давать якутские имена, зазвучал язык олонхо.

А главное – этот Тыгын кардинально отличался от того образа, который мы помнили по пьесам, и, когда я, читая Далана, переносился в то время, на душе у меня становилось тепло и светло. Эта книга помогла нам обрести второе дыхание, оставив глубокий след в душе.

Кто такой Тыгын Дархан, каким он был, если сейчас, четыре века спустя, его не забыли и не без трепета произносят его имя? Он хангаласец, кангл, потомок народа, чье имя гремело в Великой степи, плоть от плоти большой цивилизации. Тыгын Дархан мечтал о том, чтобы ширились торговые пути, пути развития и все дороги были открыты якутам. К этому он вёл свой народ, и сейчас это время настало.

Личности такого масштаба есть у каждого народа. Ими гордятся, к их памяти обращаются в тяжёлые минуты, они служат нравственным ориентиром, а значит, и после смерти продолжают оберегать и защищать своих потомков, как делали это при жизни.

Тыгын Дархан был с нами в пору испытаний – и в 1990-е, и сейчас.

«Укрепить дух»

– Идея экранизировать роман Далана пришла не сразу. Правда, мои друзья вспоминают, что я и тогда, в 1994-1995 годах, говорил: «Снять бы фильм про Тыгына Дархана!»

Думать об этом я начал года с 2005-го, когда снял «Журавлей над Ильменем». Но меня тогда, можно сказать, морально придавила глобальность задачи. Большой роман, великолепный материал, а денег нет, опыта нет. Это маленький фильм можно за два-три дня придумать и снять, а большое полотно – фундаментальная работа, всегда создаётся непросто.

Сценарий вызревал постепенно. Увидел что-то интересное, услышал, прочёл, поговорил с кем-то – возникают мысли, и ты собираешь всё в свою творческую копилку, попутно отсеивая то, что не подходит для твоего замысла. Ведь мой Тыгын – романтический герой, и я хотел показать его не только как правителя, но и как человека, взвалившего на свои плечи непосильную ношу – ответственность за свой народ, за то, чтобы он рос, развивался. Он ведь жизнь свою посвятил этому.

Своим фильмом я хочу воздать должное нашему великому предку и укрепить дух подрастерявшихся потомков, напомнить им, что мы и не такие времена переживали, но сохранили свой язык, свою культуру, а значит, и себя. Конечно, я не стану отрицать, что это в какой-то степени мифологизированный образ, но он нужен нам для поднятия духа.

«Кропотливая работа»

– Для своего фильма я взял один временной отрезок – пору становления Тыгына Дархана, когда он после смерти отца получил власть и прошел через тяжёлые испытания, в том числе предательство тех, кому доверял.

Главную роль сыграл Гаврил Неустроев. Его голос знаком всей республике – раньше он работал на радио. Ролей в кино до «Тыгына Дархана» у него не было, но я знаю его давно, ещё с тех пор, когда он был студентом Республиканского колледжа культуры. Голос, стать – всё при нём, недаром он и на ысыахах часто представлял Нюргуна Боотура. И Тыгына Дархана сыграл хорошо.

Подбор артистов – дело сложное. Для меня это кропотливая работа, а не так, что загнал в одну комнату и наскоро прослушал. Я годами за ними слежу: кто какую роль сыграл, как при этом держался, как слова произносил. Вот на основе этих многолетних наблюдений и принимаю решение.

Да, я не только люблю открывать новые лица, в «Тыгыне Дархане» у меня снимаются и артисты, с которыми я работал раньше. Анатолий Павлович Николаев сыграл во многих моих фильмах, Дьулустаан Семёнов со мной со «Снайпера саха», многие ребята из «Дивной весны».

«Дивная весна» была своего рода пробой пера, я хотел почувствовать материал Далана. В итоге Айталину Лавернову, сыгравшую там главную роль, я позвал в «Тыгын Дархан» на роль Тыасаны.

Генная память

– Батальных сцен в фильме достаточно, но это не главное. Смаковать, как отлетают головы, руки и ноги – очень банально. Эти сцены не должны возникать сами по себе, они должны появляться в контексте драматургии.

Лично я не получаю удовольствия от вида мучений и крови. Мне больно снимать такое, но это данность того времени, без этого невозможно обойтись.

Работа над этим фильмом очень сильно на нас повлияла. Мы изменились, окунувшись в XVI век – и артисты, и массовка, и табунщики. Менялись поведение, сознание, выражение лица. На съёмочной площадке не было нужды кого-либо призывать к порядку, одергивать – все без лишней суеты и шума делали свою работу.

Люди, надевая костюмы, словно отрешались от всего наносного, начинала оживать генная память.

Кстати, наш художник по костюмам Дария Дмитриева основывалась на материалах раскопок доктора исторических наук Розалии Иннокентьевны Бравиной. Розалия Иннокентьевна и единственный на сегодняшний день тыгыновед, доктор исторических наук Андриан Афанасьевич Борисов были основными нашими консультантами.

Костюмы все эксклюзивные, ручная работа.

Добротные декорации Петра Бояркина в улусах уже работают. В Мяндиги Амгинского улуса местная администрация их подреставрировала и укрепила, чтобы использовать при приеме туристов, проводить уроки истории для школьников.

Защита предков

– Есть ли отступления от романа? В основном мы придерживались написанного Даланом, но в фильме больше действия.
Снимали два года, но я не считаю, что это слишком долго, потому что материал этого требовал, к тому же там вы увидите и зиму, и весну, и лето, и осень.

Конечно, с этим были сопряжены определённые сложности. Например, когда мы снимали в Чурапче сцены последнего сражения, весна была ранняя, солнце припекало, и снег начал сходить слишком быстро, а по сценарию у нас зима.
Пригласили местного алгысчыта, провели обряд, а на следующий день повалил снег, и к моменту съёмок все было белым-бело.

В Нюрбе, Амге и Хангаласском улусе, где проводились масштабные съёмки с установкой декораций, к нам наведывались орлы, а орел – это тотем хангаласцев, канглов.

Так я на своем опыте убедился, что есть неразрывная связь между прошлым, настоящим и будущим, связь с предками, которые нас всегда оберегают.

Время исцелять души

– Вот сколько всего вложено в фильм продолжительностью 2 часа 25 минут. Это две серии, а, по сути, снято два фильма. К слову, материала там на шесть часов с лишним, так что планируется телеверсия. Ждать её долго не придётся, готовый материал перевести в телевизионный формат проще. И правительство нас поддержало.

Излишне говорить, что без поддержки правительства нашего фильма просто не было бы, как и без замечательной операторской работы Юрия Бережнева.

Ещё хочу поблагодарить за поддержку учеников Далана – 18-й выпуск Чурапчинской школы. И, конечно, всех, кто был так или иначе причастен к съемочному процессу.

Сейчас занимаюсь своим новым проектом – фильмом «Тулаайах ого» опять же по роману Далана, который предшествовал «Тыгыну Дархану».

Сценарий написан, ищем деньги. Заявку в Российский фонд кино и наше Министерство культуры и духовного развития мы уже подали. Одновременно ищем и частных инвесторов.

Ещё хочу снять фильмы и об Ойунском, и о Ксенофонтове – в продолжение темы, заявленной в «Тыгыне Дархане». Великих сынов своего народа нельзя предавать забвению, их непременно нужно запечатлеть посредством художественного кино. Документальное кино – это хорошо, но до молодых идеи лучше доходят через игровую форму.

И что я ещё хочу сказать напоследок… Живём мы во время, когда всё вокруг стремительно меняется. В постпандемийную эпоху роль искусства должна возрасти, ведь оно рассказывает людям о людях, объединяет их, а не разобщает. Пришло время собирать камни и исцелять души, а не наоборот.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
30 марта
  • -16°
  • Ощущается: -23°Влажность: 51% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: