Спектакль Нерюнгринского театра «Судьба» – лучший спектакль республиканского фестиваля «Желанный берег-2021» – принимает участие во Всероссийском театральном фестивале «23 дня до Победы». Он стартовал 16 апреля одновременно в Мичуринске, Евпатории, Дзержинске и Луганске, а завершится 9 мая в Москве, продлившись 23 дня – ровно столько, сколько продолжалась Берлинская операция. Организовал фестиваль Центральный академический театр Российской Армии по инициативе Министерства обороны РФ и Союза театральных деятелей, а участвуют в нем почти 90 театров.
На родную почву
Идея поставить спектакль по мотивам рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» пришла главному режиссёру Нерюнгринского театра Александру Иванову, когда он два года назад заканчивал Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. Тогда же возникла и мысль перенести эту историю на родную почву, в Якутию, где в войну от голода погибло едва ли не больше людей, чем на фронте.
Инсценировку написала заслуженная артистка РС(Я) Кристина Никифорова, которая перед этим специально побывала в Якутском краеведческом музее, изучала документы тех лет, письма, рассказы очевидцев.
И разумеется, тема войны ей, уроженке Крыма, очень близка. Оба её деда воевали: один горел в танке на Курской дуге, другой демобилизовался в 1944-м после тяжёлых ранений – лишившись руки и глаза, вернулся в родную Керчь, разрушенную до основания, вырыл там себе землянку, а из имущества у него был один котелок, и тот вскоре украли. По потерянной руке он так не горевал, как по этому котелку, даже спустя много лет не мог забыть. А про войну ничего не рассказывал – как и дед-танкист. И как бабушки, одна из которых, военфельдшер, выносила раненых с поля боя, а у второй все лишения военных лет меркли при воспоминании о страшном голоде, пережитом в 1930-е.
Так что «Судьба» – это и её родных судьба.
Шум ветра и скрежет колес
В качестве художника Александр Иванов пригласил Светлану Струкову из Новосибирска, с которой вместе учился в Питере.
И если с Кристиной он работал плечом к плечу – долгие разговоры и мозговые штурмы, то со Светланой надо было работать на расстоянии, благо, технологии сейчас это позволяют.
После работы над «Судьбой» директор и художественный руководитель театра Петр Туруханович Скрябин предложил ей поработать вместе над следующей постановкой – «Китайской историей» по Булгакову.
А музыку к «Судьбе» написал заведующий музыкальной частью Нерюнгринского театра Андрей Никулин:
– Прежде чем начать, нужно провести очень серьёзную работу по отбору инструментов и звуков.
К примеру, в одной из сцен надо было воспроизвести атмосферу концлагеря. Это была одна из самых сложных задач. На скрежет колес поезда по рельсам я наложил шум ветра (были и другие звуки), и этот синтез дал в итоге устрашающий эффект.
Но самый главный инструмент спектакля – фортепиано. И ещё флейта. Развитие цифровых технологий дало нам сумасшедшее количество средств – целый оркестр «сидит» в маленьком ноутбуке.
То же самое могу сказать о работе художника по свету Джеммы Гордеевой – там надо работать тонко, точно, кропотливо и опять же с использованием современных средств.
У нас всегда работает команда: сочетание звука и света усиливает впечатление от игры актёров.
«Побольше бы таких спектаклей!»
Главную роль в спектакле сыграл Антон Алексеев, выпускник Республиканского колледжа культуры и искусств. В театре он уже шестой год, и премудрости работы с куклами осваивал в процессе работы.
Перед тем, как приступить к роли, Антон посмотрел экранизацию шолоховской «Судьбы человека».
Но в якутской «Судьбе» история солдата, потерявшего всю семью, разворачивается параллельно с историей лошади, потерявшей своего жеребёнка. Они перекликаются, повторяются, сливаются в одну, и дитя Джесегея становится альтер-эго героя. Для Антона эта часть истории – память детства: его дед был табунщиком, и сам он частенько ездил верхом (даже без седла) на доброй и терпеливой коняге, которую звали Точка – по точке на лбу.
А как принял спектакль зритель – в подавляющем большинстве русскоязычный житель многонационального города?
В книге отзывов, которая лежит на самом видном месте в фойе, чтобы любой желающий мог поделиться своими впечатлениями, после премьеры появились такие записи: «Вы очень хорошо показали якутскую и русскую культуру», «Приятно удивлены», «Не могли представить, что такое возможно», «Побольше бы таких спектаклей!»
Но увидят ли «Судьбу» театралы Якутска? Режиссёр Александр Иванов смотрит на это с оптимизмом:
– Как только, так сразу. Раньше мы раз в два года сюда приезжали, но сейчас, по понятным причинам, все застопорилось, но когда ситуация нормализуется, думаю, что мы обязательно покажем здесь свой спектакль.
Фото: Александр Иванов.
This post was published on 09.05.2021 15:51