«Непростое образование»: как достичь ребенку высоких результатов в школе
Все последние годы мы внимательно следим за изменениями в системе образования. И это понятно, все мы – родители и так или иначе волнуемся за будущее наших детей, мечтаем, чтобы они учились в лучших СПО, вузах страны, были конкурентоспособными и востребованными. Как этого добиться?
Ниже среднего
Ил Дархан поставил задачу войти в топ-15 лучших регионов страны по качеству образования. Однако судя по итогам учебного года, которые обсудили на традиционном Августовском совещании, выполнить эту задачу будет ох как непросто.
В 2022 году в Якутии на сто баллов ЕГЭ сдали 23 выпускника. В год 100-летия республики всем стобалльникам указом главы выплатили по 100 тысяч рублей. Ребята – молодцы, но есть и моменты, требующие пристального внимания.
Выступая на Августовском совещании, министр образования и науки Ирина Любимова отметила, что средние показатели ЕГЭ выпускников республики практически по всем предметам по-прежнему отстают от среднероссийских, кроме географии, по которой результаты наших детей выше среднероссийского значения на 2,8 балла.
К сожалению, в течение последних четырех лет не было ни одного 100-балльника по английскому языку и обществознанию. Количество выпускников, выбравших предметы «физика», «химия», «биология» для сдачи ЕГЭ, уменьшается с каждым годом.
Есть и плюсы
Но не все так плохо. Радует повышение среднего балла в республике по английскому языку на 4,5 балла, по биологии – на 2,3 балла, по обществознанию – на 1,2 балла.
По биологии, истории, географии, английскому языку, обществознанию, информатике и ИКТ также повысилась доля высокобалльников, набравших от 81 балла.
Уменьшилась доля выпускников, не преодолевших минимальный порог по таким предметам, как химия, история, география, английский язык и обществознание.
– Думаю, каждая школа уже провела анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ и наметила планы работы по совершенствованию методики преподавания, работы с обучающимися и учителями по реализации образовательных программ, – отметила Ирина Любимова.
Олимпиады в минус
Также министр обратила внимание на результаты предметных олимпиад. Напомним, победители и призеры заключительного этапа перечневых олимпиад и конкурсов Минпросвещения и Минобрнауки России имеют право на поступление без экзаменов в любой вуз на профильное направление.
– Таких выпускников у нас очень мало. Если отследить самую массовую олимпиаду – Всероссийскую олимпиаду школьников по общеобразовательным предметам за последние пять лет, то видно уменьшение количества участников во всех этапах. И пока мы не будем участвовать 100% на школьном этапе олимпиады – не добьемся улучшения результатов, – подчеркнула она.
Так, количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников сокращается: если в 2009 году их было 17 человек, в 2013 году всего один обучающийся, в 2014 – три, в этом году – пять.
Во второй раз в Якутии прошли Международные интеллектуальные игры, одна из задач которых – создание условий для состязания наших детей со сверстниками из других регионов, а также стран мира.
К сожалению, результаты неутешительны. Если в 2018 году наши дети удостоились 78 призовых мест, то в 2022 году — 55. А в Олимпиаде «Туймаада», проведенной в этом году, ни один школьник не занял призового места.
Профильное отставание
На самом деле профильному образованию в республике, казалось бы, уделяют много внимания. Так, есть агропрофилированные, политехнические, физико-математические и другие школы, открыты фирменные классы нефтяной компании «Роснефть» (4), Госкорпорации «Роскосмос», АК «АЛРОСА» (1).
В данное время в республике функционируют 45 гимназий и лицеев в 23 муниципальных образованиях. Эта цифра не меняется лет 10. Школы повышенного уровня отсутствуют в 12 улусах – Аллаиховском, Верхнеколымском, Верхоянском, Жиганском, Ленском, Момском, Нижнеколымском, Оленекском, Усть-Майском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском улусах, поселке Жатай. На это тоже стоит обратить внимание главам улусов, подчеркнула министр.
Где готовить будущих учителей?
Для повышения интереса к профессии педагога, воспитания будущих кадров по рекомендации Министерства просвещения России в республике до конца 2022 года откроются 39 педагогических классов. К 2024 году их количество должно вырасти до 70.
– В 1997-2002 годы в республике педагогические классы были открыты в 43 школах 26 улусов и Якутске. Отдельные школы имели педагогический профиль. К сожалению, при переходе на нормативно-подушевое финансирование педагогические профили стали неактуальными для школ, – отметила Ирина Павловна.
Сегодня в республике всего 11 педагогических классов на базе педагогических колледжей, сетевого взаимодействия с федеральными вузами как Московский педагогический государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.Аммосова.
К слову, в этом году для методической поддержки по развитию профильных психолого-педагогических классов решением федерального министерства Республика Саха (Якутия) будет работать с Благовещенским государственным педагогическим университетом.
Потенциал есть
Как видно, министр в своем выступлении рассказала не только об успехах, но и акцентировала внимание педагогической общественности на основных проблемах. Ведь учитель – один из главных людей в жизни наших детей.
Сегодня перед педагогами стоит непростая задача – развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, научить их самостоятельно мыслить. А потенциал у наших детей есть. Когда-то Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!». Значит, цель учителя – увидеть солнце в каждом ребенке.
__________________________________________
Хангаласские точки роста
Начальник Управления образования Хангаласского улуса Варвара Васильева:
– 1 сентября у нас стартует новый проект «Дневник достижений первоклассника Хангаласского улуса». Начинание инициировал глава улуса Олег Иринеев. 470 первоклассников получат подарок от главы, в дневниках в течение года они будут писать свои впечатления об учебе, первых успехах и достижениях. Дневник очень красочный, интересный по содержанию, в нем отражены исторические места, знаменательные события и памятники.
К началу учебного года мы провели капитальный ремонт в пяти школах. Это Октемская, 2-я Жемконская, Тит-Арынская средние школы, Научно-образовательный центр в Октемцах, Булгунняхтахская агропрофилированная школа. Конечно же, косметический ремонт проведен также во всех образовательных учреждениях улуса. У нас всего 27 школ и 14 детских садов.
Для школ закуплены современное оборудование, учебники, а педагоги прошли курсы повышения квалификации. К слову, центры «Точка роста» нынче откроются в школах, где проведен капремонт. Кроме этого, в улусе построено два детских сада.
В этом году реализуется проект «Навигаторы детства» в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Наши педагоги прошли обучение по новым методикам и готовы приступить к работе. Они будут внедрять новую философию воспитания, направленную на самореализацию детей.
За последние три года педагогами улуса проделана масштабная работа в рамках программы «Социальное воздействие». Так, 69% школьников улучшили свои образовательные, учебные результаты, более 50% выпускников школ поступили в вузы республики и страны. Это, конечно, не окончательные итоги, в эти дни еще формируются списки детей, поступивших в высшие учебные заведения.
К слову, команда управления вносит предложение о создании Совета заведующих, директоров, которому предстоит координация работы всех школ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: