yakutia-daily.ru

Не верьте звонкам из «банков»

Так, по итогам 2019 года рост составил порядка 50%: с 1103 до 1648 фактов. Согласно прогнозу правоохранителей, в 2020 году также ожидается рост киберпреступлений. Это связано, прежде всего, с массовым переходом населения на пластиковые карты, увеличением интернет-магазинов, а также возможностью оплачивать услуги через онлайн-приложения. Подробности в расследовании газеты «Якутия».

Информирован – значит защищен

Сложность расследования таких деяний обусловлена, прежде всего, их совершением в условиях неочевидности. Преступники орудуют с использованием сим-карт, оформленных на третьих лиц, по программам, позволяющим совершить подмену номера, порой они сами находятся в местах лишения свободы либо проживают в регионе на другом краю страны.

– Самой эффективной мерой противодействия киберпреступности была и остается профилактика, поскольку раскрытие и расследование – это, скажем так, работа с «последствиями», – говорит Василий Габышев, начальник отдела Прокуратуры РС(Я) по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов. – Поэтому одной из главных задач правоохранительных органов является предупреждение дистанционных преступлений, информирование граждан на предмет того, чтобы они не велись на уловки злоумышленников.

По словам Василия Сергеевича, в настоящее время наиболее распространенным видом мошенничества являются звонки злоумышленников, представляющихся офисными работниками банков либо их службой безопасности.

Обладая анкетными данными абонентов, обращаясь по имени и отчеству, они вводят людей в заблуждение относительно безопасности денежных средств на их счетах. Например, сообщают о попытке несанкционированного снятия денег. В последующем просят намеченную жертву под различными предлогами назвать поступивший в виде смс-сообщения код. Также распространены случаи, когда злоумышленники предлагают оформить кредит в банке, после чего уговаривают перевести полученные деньги на специальный «безопасный счет», который является… счетом мошенников.

– Масса мошенничеств регистрируется в процессе совершения покупок через интернет-объявления, путем предоплаты, – продолжает прокурор. – Довольно часто такие покупки совершаются через интернет-площадки по размещению объявлений «Авито», «Юла» и другие, предлагающие доставку товара. В надежде приобрести товар по цене ниже рыночной покупатель  соглашается произвести полную или частичную предоплату.

В этом плане наша республика ничем не отличается от других регионов, показатели примерно соответствуют общероссийским.

Чтобы не стать жертвой мошенников, ни в коем случае нельзя называть свои персональные данные, коды, пароли банковских приложений и пароли, приходящие по SMS.

Рекомендуется не пользоваться единственной банковской картой. Помимо зарплатной и иной карты, куда начисляются зарплата, пособия, пенсия и иные платежи, желательно иметь резервную карту для покупок и транзакций. Можно установить ограничение на суточный перевод с карты. Это также обезопасит от потери всей суммы, находящейся на счете.

В случае, если вы пострадали от действий мошенников, необходимо обратиться в ближайшее отделение полиции. Также необходимо самостоятельно истребовать в банке и у оператора сотовой связи выписку по счету и детализацию телефонных переговоров, тем самым можно значительно сократить время на установление важных обстоятельств преступления. Дело в том, что сотрудникам полиции необходимо получать судебные решения на запрос персональных данных у банков и операторов сотовой связи, на что также уходит много времени.

Преступление и наказание

В начале февраля жителю г. Удачный Мирнинского района позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и заявил, что с его счета произошло несанкционированное списание денежных средств, и необходимо заблокировать карту. После злоумышленник попросил продиктовать поступившие на телефон СМС — коды. Когда мужчина выдал мошеннику всю информацию, с его карты произошло списание 96 тысяч рублей. 

«Почему сняли деньги?» – удивился гражданин.

«Произошел сбой в системе. Волноваться не стоит, средства в течение дня вернутся в автоматическом режиме», – успокоил «банкир».

В тот же день потерпевшему снова поступил звонок «из банка». Звонивший сообщил, что на его имя одобрен кредит. На следующий день удачнинец отправился в банк, где оформил кредит на сумму 2 млн 173 тысячи 754 рубля. Затем, следуя указаниям телефонного афериста, якобы в целях обеспечения сохранности денежных средств, перевел все деньги на «безопасный счет». После этого мошенник перестал выходить на связь, а мужчина обратился в полицию. Возбуждено уголовное дело.

Тем временем в Якутском городском суде рассматривается уголовное дело в отношении Т. и К. Представляясь по телефону сотрудниками банка «ВТБ-24», они предлагали якутянам сообщить пин-коды от банковских карт и пароли к личным кабинетам в интернет-приложениях. После этого похищали со счетов потерпевших деньги либо дистанционно оформляли кредиты на них, впоследствии обналичивая их в банкоматах. На счету аферистов более 30 эпизодов краж и мошенничеств. Сумма ущерба, причиненная гражданам и банку «ВТБ-24», – 3 млн 869 тысяч рублей.

Суровая ответственность

В зависимости от способа хищения киберпреступления могут разделяться на кражи и мошенничества. Если хищение происходит тайно, то речь идет о краже, если путем обмана или злоупотребления доверием, то мошенничество.

В зависимости от размера ущерба наказание может быть разным, в основном мошенничества совершаются с причинением значительного ущерба гражданину – наказание до пяти лет лишения свободы.

Что касается краж с банковских карт граждан, наказание зависит от размера похищенных денежных средств. В апреле 2018 года в статью 158 УК РФ были внесены изменения: часть 3 дополнена пунктом, предусматривающим ответственность за кражи с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы.  Ну, а если в особо крупном размере (от одного миллиона рублей) – до 10 лет лишения свободы.

Материалы по теме:

Дистанционные преступления в Якутии идут в рост

Количество дистанционных хищений и мошенничеств растет с каждым годом. Нелишне будет напомнить, что в случае утраты сотового телефона, сим-карты, смены номера - необходимо отвязать услугу "Мобильный банк" от старого номера, уведомив свою кредитную организацию. Также при покупках по объявлениям с интернет-сайтов не следует производить предоплату физическим лицам и неизвестным организациям.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top