Не упустить время: Почему молчит малыш
В последнее время растет число детей, которые имеют задержку в речевом развитии. Кто и как может помочь ребенку с таким диагнозом? Почему, если ребенок не начал говорить в определенном возрасте, необходимо бить тревогу? В этом вопросе корреспонденту газеты «Якутия» помогла разобраться Есения Шкляр, учитель-логопед с десятилетним стажем, работающая в столичном детском саду «Радуга».
Гаджеты и равнодушие
– Есения Сергеевна, как вы рассматриваете такую теорию, что в повальном речевом отставании детей повинны гаджеты и равнодушие родителей?
– Задержка речевого развития – это сложное явление, причина которого может быть неоднозначна. От наследственных факторов до приобретенных.
Безусловно, гаджеты оказывают пагубное влияние. Дети до трех лет не должны прикасаться к ним, сидеть за компьютером, часами смотреть мультики.
В этом возрасте малыши должны играть в развивающие и подвижные игры: в машинки, куклы, кубики, прятки. Ребенку до трех лет сложно организовать свой досуг, поэтому родитель должен научить ребенка играть, фантазировать, обращать внимание на цвета, звуки, на ощущения. В этот период важна исследовательская деятельность.
Негативное воздействие на развитие речи ребенка оказывает и хроническая занятость родителей. У ребенка больше шансов заговорить вовремя, если мама и папа уделяют ему внимание, разговаривают с ним, читают книжки. При недостаточном общении родителя с ребенком речь идет о педагогической запущенности.
Считаю, что назрела пора создать движение под названием «Школа молодых мам», поскольку многие из них не имеют представления о том, как общаться со своим ребенком. Не знают, что ему надо петь песенки, читать сказки, проговаривать потешки, прибаутки.
Не упустить время
– В каком возрасте необходимо обращаться к специалистам, если ребенок не разговаривает?
– В возрасте двух с половиной лет у ребенка должны быть сложившееся звукопроизношение, односложная речь, понимание, чего от него хотят взрослые. Если малыш не заговорил к трем годам – родителям необходимо бить тревогу и идти на обследование.
Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего чада проблемы с речью, – провести комплексное обследование.
Необходимо пройти ряд специалистов: детского логопеда, невролога, сурдолога, дефектолога и психолога. И только после полного обследования можно назвать причину нарушений. Их может быть несколько.
Например, изучая истории детей с задержкой речи, специалисты установили, что к этому имеют отношение неблагоприятные факторы в период беременности мамы, преждевременные роды, родовые травмы. Болезни в первые годы жизни также могут служить причиной «молчания». Задержкой речевого развития часто страдают дети, у которых кто-то из родителей имеет расстройство психики либо злоупотребляет алкоголем. Отрицательные социальные факторы всегда так или иначе воздействуют на задержку развития ребенка.
Порой причина кроется в задержке психомоторного развития, когда ребенок начинает позже сидеть, держать голову, ходить. Это факторы, которые также должны насторожить родителей. Важно, чтобы они, заметив у дитя проблемы с речью, не просто отвели его к специалистам, но и сами, выполняя рекомендации этих специалистов, подключились к разрешению ситуации.
Таким образом, до трех лет с ребенком лучше заниматься родителям, поскольку общаться с посторонним он, скорее всего, откажется.
Арсенал специалиста
– Есения Сергеевна, какую методику применяете на практике вы?
– Я занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, устной и письменной речи, а также развиваю память, внимание, воображение, мышление. На индивидуальных занятиях по коррекции нарушений звукопроизношения применяю логопедический массаж, тем самым активизируя либо снимая тонус мышц при произношении. Используются логопедические игры «Мерсибо», «Игры для Тигры», а также другие передовые разработки, позволяющие развивать все компоненты речи.
У детей с недоразвитой речью словарный запас беднее, чем у их сверстников. Характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказывать, опираясь на картинки. Поэтому необходима постоянная работа по обогащению детского словаря, над развитием связной речи ребенка.
Также в моем арсенале ведущими остаются игровые технологии традиционного обучения. Для развития общей и мелкой моторики ребенку необходимы мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.
Применяю малые подвижные игры, развивающие умение ориентирования в пространстве, способности ритмично и ловко двигаться, изменяя темп движений.
Важно, что игры должны быть непродолжительными по времени, чтобы обучаемый не переутомлялся.
На практике я также использую групповые и индивидуальные занятия. Разрабатываю и применяю мультимедийные тематические подборки: пальчиковую и артикуляционную гимнастику, музыкальные физминутки, гимнастику для глаз и многое другое.
Отмечу, что чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: