«Навстречу весне»: Анна Дьячковская дала концерт в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге, в музее-усадьбе Державина (того самого, который, «в гроб сходя», благословил лицеиста Пушкина), состоялся необычный концерт: солистка якутской оперы исполняла песни армянских композиторов.
Среди авторов – Александр Спендиаров, Комитас (чье имя носит Ереванская консерватория) и наша современница София Микаэлян, которую четыре года назад так вдохновило пение заслуженной артистки России и Якутии Анны Дьячковской, что она сама предложила ей сотрудничество.
В 2018 году Анна Васильевна и Аиза Петровна Решетникова также выступали в северной столице, в Шереметьевском дворце, где ныне находится Музей музыки, и член Союза композиторов Санкт-Петербурга София Микаэлян, пришедшая туда на выставку, была счастлива, что попала на их концерт.
Анна Дьячковская и Аиза Решетникова до пандемии активно гастролировали не только по России – выступали в Германии, Австрии, Японии, Корее, Киргизии, Казахстане. «В год выезжали по несколько раз», – рассказывает певица.
Их тепло принимали везде: в программе, которую подготовила Аиза Решетникова, были произведения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского и якутских композиторов Германа Комракова, Дениса Данилова. И независимо от того, в какой стране они выступали, когда звучал «Тихий вечер» Комракова, глаза у слушателей увлажнялись.
– Это была идея Аизы Петровны: чтобы наряду с мировой классикой звучала и якутская классика, чтобы люди по всему миру услышали песни нашей земли, – говорит Анна Васильевна.
Побывав на одном из таких концертов, композитор и пианистка София Микаэлян, доцент Ереванской консерватории и член Союза композиторов и музыковедов Республики Армения, принесла Анне Дьячковской ноты и тексты армянских песен – и тех, что веками не сходят с уст, и созданные ею самой.
Заслуженная артистка России и Якутии согласилась сразу: «Музыка должна звучать, потому что она объединяет народы».
«Ай вард» («К розе»), «Крунк» («Журавль»), «Чинар ес» («Мой чинар») – разучить эти и другие песни оказалось не так-то просто: на разных диалектах армянского слова произносятся по-разному, и по возвращении в Якутск Анна Васильевна, уточняя у местных носителей языка особенности произношения, стала свидетелем весьма горячих дискуссий, где каждая сторона с присущим ей темпераментом отстаивала правильность своего варианта. В эпицентре этих баталий оставалось только гадать, как же всё-таки произносится тот или иной звук – например, ближе к «к» или к «х»?
Кроме этого, были и уроки по ватсапу, которые давала сама Микаэлян, да и в город на Неве певица специально приехала за пять дней до концерта, чтобы всё окончательно отточить и отрепетировать.
И в ветреный мартовский день в усадьбе Державина звучали Рахманинов и Чайковский, Спендиаров и Комитас, Комраков и Данилов. Исполнены были и произведения Софии Микаэлян.
– Она поразила меня ещё и тем, как очень четко всё организовала. У нас чаще как бывает: или творческий человек, или организатор. Здесь же я увидела пример того, что талантливый человек талантлив во всем.
А благодаря предыдущей многолетней работе с Аизой Петровной нас хорошо знают, и это тоже способствовало, ведь в такие залы так просто не приглашают. Если певец только начинает, обязательно прослушивают его записи перед тем, как принять решение, – говорит Анна Васильевна.
Публика приняла концерт очень тепло, о чем можно судить по отзывам в интернете.
Осталось только добавить, что концерт «Навстречу весне» прошёл в рамках проекта «Российско-армянский творческий мост», который явно будет продолжен: звукорежиссёр и музыковед Валентина Оганесян, которая вела концерт, увезла в Ереван ноты песни Германа Комракова «Тихий вечер».
Фото: Семён Дьячковский.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: