Наука в ДНК: как зажечь у школьников интерес к исследованиям?
Дом научной коллаборации СВФУ имени академика Никиты Соломонова завершает учебный год: в течение года, учащиеся под руководством наставников – студентов, магистрантов и преподавателей университета разрабатывают серьезные научные проекты. Одним из партнеров научного Дома является Специализированный учебно-научный центр вуза, лицеисты которого в тесной связи с учеными постоянно занимаются в ДНК. О работе с лицеистами рассказала кандидат философских наук, директор Дома научной коллаборации Прасковья Никифорова.
– Почему школьникам важно со школьных лет заниматься наукой, работать над разными проектами?
– Заниматься научно-исследовательской работой не только интересно и увлекательно, но очень полезно. Во-первых, у ребенка формируется исследовательский тип мышления, развивается любознательность, ответственность, целеустремлённость, инициативность. Во-вторых, научно-исследовательская деятельность для школьника является хорошим средством для профессионального самоопределения. Он может в течение нескольких лет заниматься одной темой научной работы и продолжить его изучение в студенческие годы. Кроме этого, победители научно-практических конференций из Перечня мероприятий для школьников получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в вузы страны.
– Как педагогу мотивировать детей на самостоятельные исследования, на поиск новых идей?
– Педагогами и наставниками кружков Дома научной коллаборации СВФУ являются студенты, молодые специалисты и ученые университета. Для мотивации школьников используются различные методы: личность и история самого педагога или наставника, система поощрения школьников, также неформальное общение друг со своими ровесниками и студентами, которые интересуются одной и той же областью знаний.
– ДНК тесно работает с одним из подразделений вуза – Специализированным учебно-научным центром. Как лицеисты вовлечены в научных кружках?
– Одно из основных направлений деятельности СУНЦ – вовлечение лицеистов в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Наш ДНК успешно реализует программы дополнительного образования, в рамках которых учащиеся занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью по приоритетным направлениям развития нашего региона. Лицеисты СУНЦ в кружках разрабатывают проекты в области создания новых полимерных композиционных материалов, в том числе медицинского назначения, разработки новых косметических продуктов, создания 3D-цифровых копий объектов культурного наследия и разработки различных мобильных приложений и сайтов. Участвуя в деятельности кружков, лицеисты учатся проводить научные исследования, работать в команде, выступать перед аудиторией, также расширяют и углубляют свои знания и умения в определенной области знаний.
– Какие результаты учащихся СУНЦ вы хотели бы отметить?
– В 2023-2024 учебном году лицеисты принимали участие и стали победителями различных научно-практических конференций и конкурсов проектов. Хочется отметить, следующих лицеистов, которые добились высоких результатов. Ученик 10 класса Николай Габышев под руководством наставника Максима Иванова разрабатывает тему «Lifebeat – приложение, помогающее в организации расписания и достижении целей». Ученица 11 класса Милена Протопопова создает проект по получению износостойких полимерных композиционных материалов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена с добавлением слоистых силикатов, ее руководитель – Анастасия Оконешникова. Под ее руководством ученик 11 класса Марат Петров исследует интересную тему: влияние добавления углеродных волокон в сверхвысокомолекулярный полиэтилен на механические и трибологические свойства. Десятиклассники Аман Мордовской и Владимир Корякин разрабатывают платформу UNI для университета. Они занимаются под руководством Валерии Ефимовой. Все эти ребята участвовали во многих конференциях и неоднократно становились победителями. Отмечу, некоторые наставники ДНК являеются выпускниками СУНЦ СВФУ.
– Что ДНК дает партнерство с СУНЦ и другими школами? Какие научные направления сейчас интересны детям?
– Мы ведем работу с разными школами Республики Саха (Якутия). СУНЦ является основным партнером ДНК СВФУ. В рамках партнерства реализуются не только курсы дополнительного образования, но и проводятся различные мероприятия, такие как Всероссийский конкурс «Исследуем и проектируем», региональный кейс турнир «Арктика-территория сотрудничества», конкурс проектов «H.I.M» и другие.
Дом научной коллаборации – место сотрудничества в области организации научно-исследовательской деятельности школьников. Ежегодно, осенью, педагоги и наставники ДНК СВФУ в рамках наборной компании, выезжают в партнерские школы и проводят различные мастер классы и презентации кружков и проектных задач. Опыт работы показал, что наиболее востребованными кружками являются «Экспериментальная химия», «Биотехнология», «3Д моделирование», «Графический дизайн».
Комментарии
Лицеисты об учебе и занятиях в ДНК
Ученицы выпускного класса биолого-экологического профиля Зарина Самидинова и Милена Протопопова разрабатывали проект «Разработка полимерных композиционных материалов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена с добавлением углеродных нанотрубок и монтмориллонита» под руководством студентки ИЕН Анастасии Оконешниковой. В октябре прошлого года они заняли III место на Всероссийском конкурсе исследовательских и практических проектов обучающихся «Перспектива».
«Как известно, Арктике необходимы новые материалы, подходящие ее суровому климату. Мы как раз и занимаемся созданием новых улучшенных полимерных композиционных материалов. Я была рада представить свою работу на таком масштабном мероприятии, побывать в другом городе, познакомиться с новыми людьми. Больше всего запомнился кейс-турнир – было интересно заниматься его решением и слушать умозаключения других участников», – поделилась впечатлениями Зарина Самидинова.
Ученик 10 класса СУНЦ СВФУ по физико-техническому профилю и слушатель Дома научной коллаборации Аман Мордовской участвовал во Всероссийском хакатоне «Моя профессия – ИТ», акселераторе школьных проектов «AccelProlT».
«В лицее вместо уроков у нас пары, как у студентов. Я считаю, что это поможет нам быстрее адаптироваться к университетской жизни и для меня это очень удобно. Также у нас больше уроков по профильным предметам, в моем случае, это физика и математика. После пар я посещаю кружок графического дизайна в ДНК, именно занимаясь здесь понял, что в будущем хочу связать свою профессиональную деятельность с этим направлением. Мне нравится все – и преподаватели, и условия обучения», – рассказал Аман Мордовской.
Татьяна Алексеева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: