Научное лето-2021: как детям провести время с пользой
Когда средние школы уходят на каникулы, в летних научных школах начинается самый сезон. «Якутия» вместе с Малой академией наук РС(Я), ранее известный как физико-математический форум «Ленский край», расскажут сегодня о нескольких летних площадках для школьников, где ребята ведут работу над актуальными просветительскими проектами (история, естествознание, новые технологии и другое).
Мы надеемся, что подобные курсы станут для школьников отправной точкой к покорению новых научных вершин. Желаем удачи и плодотворной работы!
Исследования на международном уровне
Продолжается работа над проектными задачами Якутской международной исследовательской школы-2021.
Талантливые ребята из 13 районов республики и Якутска объединились в исследовательские команды, чтобы совместно вести работу над актуальными для якутского региона исследовательскими проектами.
Идея проведения ЯМИШ основана на десятилетнем опыте работы Международной исследовательской школы (International Research School), которая с 2008 года ежегодно организуется творческой командой преподавателей, методистов и организаторов МОД «Исследователь».
– Якутская международная исследовательская школа даёт возможность изучения явлений окружающего мира, используя научные методы исследования: методы с точными измерениями, со статистическим анализом, методы, которые были созданы сообществом учёных в течение нескольких веков. Все проекты Якутской международной исследовательской школы имеют открытый конец – «Open-ended Projects», то есть мы не знаем, какие будут результаты – это предстоит узнать вам, – отметил в своём обращении к юным исследователям ректор Малой академии наук РС(Я) Василий Павлов.
Две команды по направлению «Освоение Арктики» активно работают по решению экологических проблем разлива нефтепродуктов в условиях Арктики и экологической переработки мусора в условиях Севера.
Юные исследователи по направлению «Агропромышленные биотехнологии» воплотят в жизнь свои идеи по разработке установки для выращивания растений и технологии получения растительного сырья с повышенным содержанием биологически активных веществ для профилактики и лечения различных заболеваний человека.
Команды по направлениям «Большие данные» и «Умный город и безопасность» должны презентовать проект по обработке данных с помощью Excel VBA и мобильный симулятор умного города «Yoka», по направлению «Персонализированная и прогностическая медицина» – биохакинг и антиэйдж, по направлению «Когнитивные исследования» – лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества).
Участники ЯМИШ-21 работали над своими задачами в дистанционном формате до 25 июня, а с 1 по 7 июля (I поток), с 10 по 16 июля (II поток) пройдут очное обучение на базе Малой академии наук РС(Я), однако организаторы предупреждают, что возможно изменение сроков проведения очного этапа в связи с ситуацией по распространению COVID–19.
Все участники проекта награждаются специальными сертификатами. Участники ЯМИШ получат возможность участия во всероссийских и международных конкурсах, в том числе в конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Отдых бывает разным
Владислав Егоров, учащийся 10 класса Республиканского лицея-интерната поделился своими впечатления от образовательной программы летней школы.
– Владислав, расскажи о своей учёбе в летней школе.
– На лето я решил записаться в Якутскую международную исследовательскую школу, которая ежегодно проводится на базе Малой академии наук РС(Я). В связи с эпидемиологической ситуацией уже второй год ЯМИШ проводится в два этапа – дистанционном и очном.
Выбрал для себя направление «Большие данные». Во время проведения дистанционной части мы изучали основы использования Excel VBA, а во время практической будем заниматься обработкой данных, используя приобретённые знания и умения.
– Мы привыкли, что лето – это отдых. Почему вы решили себя занять довольно активной мозговой деятельностью?
– Отдых может быть разным, и то, что мы занимаемся научными исследованиями – это тоже отдых своего рода. Особенно если делать это в кругу таких же заинтересованных и «горящих» ребят. Я уже в четвёртый раз здесь и ни разу не пожалел.
Хочу обратиться к юным читателям «Якутии»: участвуйте в различных интеллектуальных конкурсах, особенно в преддверии «Международных интеллектуальных игр», которые пройдут в 2022 году.
Исследования онлайн
10 июня состоялось онлайн-открытие второго сезона сетевого исследовательского проекта «Научное лето онлайн 2021».
Впервые проект стартовал в июне прошлого года. Тогда более 200 участников – школьников и педагогов из 22 районов нашей республики исследовали окружающую природу своей местности.
93% выполненных в ходе проекта исследовательских работ получили дипломы на муниципальных конференциях «Шаг в будущее», из 35 участников 11 стали обладателями дипломов республиканской конференции «Шаг в будущее». Ряд исследовательских работ был высоко отмечен на Всероссийских научно-практических конференциях.
В этом году для участия в проекте «Научное лето онлайн 2021» зарегистрировались 258 учащихся, 85 педагогов и родителей, которые составят исследовательские команды из 22 районов Якутии – от Абыя на севере до села Тяня на юге.
Ребята проводят исследования по восьми направлениям: геоботаническое картографирование; энтомология; орнитология; лекарственные растения: флористические и популяционные исследования; палеонтология; мерзлотоведение; исследования лесных экосистем; фенология растений.
Одно из новых направлений в проекте этого лета – мерзлотоведение. Это интересная область исследований, имеющая важное значение для экономических аспектов развития разных регионов республики.
Участников сезона приветствовал Михаил Сивцев, министр образования РС(Я). По его словам, в детстве его тоже увлекало исследование окружающего мира, он собирал бабочек и выступал с докладами о своих коллекциях перед школьным сообществом.
Михаил Петрович отметил, что у сегодняшних школьников есть уникальная возможность получить поддержку и сопровождение в своих исследованиях в лице видных учёных республики. Кроме научной составляющей, это и возможность развития жизненно важных компетенций – терпения, наблюдательности, умения работать в команде.
Длительным марафоном назван проект «Научное лето онлайн», так как в рамках проекта проводится настоящая научная работа в обширном пространстве: ребята исследуют природу Якутии одновременно в разных уголках республики и имеют возможность сравнить полученные данные, а это уже научные результаты, которые будут фиксироваться.
От имени Академии наук РС(Я) к участникам проекта обратился Юрий Григорьев, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой физико-технических исследований СВФУ:
– Участие в сетевом исследовательском проекте – первый шаг к научной деятельности. Главное – интерес к науке, добывание новых научных знаний, осуществление новых открытий. Это всё должно оказать большое воздействие на человека как на личность.
По словам Миланы Лаптевой, ученицы 7 класса МАШ, «погружение в исследовательскую атмосферу – время новых познаний. Изучение будет для меня и активным отдыхом».
Отметим, что инициатором проекта является региональное отделение МАН РС(Я) МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олёкминского района РС(Я).
Проект осуществляется при поддержке Целевого фонда будущих поколений, Малой академии наук РС(Я) в тесном партнёрстве с Институтом биологических проблем криолитозоны – обособленного подразделения ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН», Институтом мерзлотоведения СО РАН, АН РС(Я), государственным природным заповедником «Олёкминский».
Школа для юных учёных
Якутская исследовательская школа «Юниор-2021» – это дистанционный образовательный проект, где за десять дней можно поучаствовать в исследовательских экспресс-проектах в области естественных, исторических наук под руководством тьюторов – учёных республики.
Участники – ученики 4–7 классов, увлечённые наукой и готовые всё свободное время летних каникул посвятить исследовательской деятельности.
В этом году заявку на участие подали 115 школьников из разных уголков республики: Амгинского, Анабарского, Верх-невилюйского, Вилюйского, Горного, Жиганского, Кобяйского, Мегино-Кангаласского, Мирного, Момского, Намского, Нюрбинского, Среднеколымского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского, Хангаласского, Чурапчинского улусов и Якутска.
Якутская исследовательская школа проходила с 21 июня по 1 июля в формате дистанционной работы. Всё это время здесь работали сетевые тематические группы по пяти направлениям и шести проектным темам:
- Исследование животных родного края – проект «Животные вокруг нас»;
- Исследование животных родного края – проект «Исследования фауны озёр Якутии, создание модельной экосистемы»;
- Химия вокруг нас – проект «Здоровое питание – здоровое тело (чем же мы питаемся?)»;
- Исследования растений родного края – проект «Цветковые растения моего двора»;
- Метеорологические исследования – проект «Метеорологические и гидрологические исследования»;
- Краеведческие исследования – проект «Места памяти в моём родном городе (селе)».
Юные исследователи на протяжении десяти дней изучали историю родного края, окружающий мир, проводили эксперименты, в общем, прошли с тьюторами все этапы ведения исследовательской работы.
Завершающим мероприятием стала презентация проектов перед экспертной комиссией.
Все участники Якутской исследовательской школы получают сертификаты и дополнительные баллы для участия в проектных сменах Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей РС(Я). По рекомендации экспертов отдельные проекты могут быть рекомендованы на республиканскую научную конференцию-конкурс молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Шаг в будущее».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: