X

Натуральные продукты из Тюнгюлю

Обеспечат ли фермеры регион местной продукцией?

Сегодня тема развития местного производства стала как никогда актуальна. Многие, особенно люди старшего поколения, уход производителей фаст-фуда с рынка страны восприняли с большой радостью. «Надо есть натуральную пищу, здоровее будем!» – уверены они. А что думают наши производители? Готовы ли они выпускать местное мясо, молоко и масло на рынки региона? Об этом – в материале «Якутии».

В селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса вот уже 27 лет успешно занимается сельским хозяйством кооператив «Тумул». Подъезжаем к принадлежащему им большому комплексу – двум совмещённым коровникам с дойными коровами, поодаль расположено помещение для молодняка.

Нас встречает Саргылана Десяткина, зоотехник, заместитель руководителя кооператива «Тумул», которая показывает полностью механизированный коровник.

Утренняя дойка заканчивается, коровы с аппетитом жуют сено. Одна из доярок доит корову по кличке Ыйдана, которая недавно отелилась двумя телятами сразу.

– На зиму были закуплены 700 тонн сена, 400 тонн силоса, 80 тонн комбикормов, – рассказывает заместитель руководителя. – Надеюсь, до весны нам хватит. Летом мы выезжаем на летники, их у нас два. Работают у нас 10 доярок, две подменные, две молокоприёмщицы и один тракторист, который возит навоз. Здесь у нас есть свой комбикормовый завод, кормим скот комбикормом.

Племенное хозяйство

Хозяйство в 1995-м году получило статус племенного. Ещё со времён совхоза тут применяют искусственное осеменение, ведут учёт в программе «Селекс».

Каждая особь в хозяйстве имеет свой генетический паспорт. Учёт ведётся строгий – сколько корова даёт молока в месяц, какой у неё вес, каким быком осеменена. Все данные вводятся в паспорт, который затем сдаётся в лабораторию «Сахаагроплема».

Предприятие каждый год реализует населению и другим хозяйствам по 25 коров и тёлок, 30-40 телят и бычков.

В прошлом году СХПК сдал на убой 72 головы скота. Цена была установлена за 1 кг – 400 рублей на высший сорт, и 380 – на первый сорт.

– Мы считаем, что эта цена очень невысокая, – говорит Десяткина. – Надеемся, что дотация на мясо в этом году вырастет. Мясо мы сдаём каждый год по 25 тонн. В прошлом году сдали 500 тонн молока, план в этом году установили такой же.

О введённом в 2021-м году механизме выдачи частным молокосдатчикам 35 тысяч рублей говорят, что им он невыгоден.

– Этот новый порядок не подходит для центральных районов, – говорит Саргылана Десяткина. – Частники, получив эти 35 тысяч, перестают сдавать молоко и теряют прибыль. Судите сами: наш совхоз-заготовитель платит 15 рублей за 1 кг и плюс 50 рублей субсидия, итого 65 рублей. Частник как минимум сдаёт хотя бы одну тонну за сезон. Он мог бы получить 65 тысяч рублей. А теперь не сможет. Из-за этого упал объём местного производства. Думаю, молоко нужно принимать по одной цене – будь то частное хозяйство или крестьянское. Тогда продукции будет больше.

Также Десяткина уверена, что надо поднимать субсидии, так как цены на солярку, на запчасти всё время растут.

– Только тогда мы сможем прокормить скот, – уверена зоотехник.

Тяжёлая работа

Антонина Ковлякова по образованию ветеринар, работает дояркой и осеменатором.

– Каждое утро проверяю, как тут коровы, кто из них скоро отелится, – рассказывает доярка. – Потом даю им комбикорм, убираю навоз и готовлюсь к дойке. Всего у меня 25 коров. План составляет 2 тонны в год. Средняя зарплата доярки – 27 тысяч рублей, но я получаю побольше, так как работаю ещё осеменатором. Нынче план по осеменению выполнен на 93%.

В комнате отдыха пьют чай работники фермы. Бригадир Альберт Громов и его коллеги просят передать правительству их пожелания.

– Надо, чтобы повысилась цена на молоко, – говорит бригадир. – Из-за того, что зарплата в сельском хозяйстве низкая, не хватает рабочих рук. Мы получаем меньше, чем уборщица, а работа – тяжёлая. Молодёжь к нам не хочет идти. А чтобы поднималось сельское хозяйство, надо, чтобы к нам шли работать молодые. К примеру, кроме работы здесь, на ферме, я держу свой скот. Но так как мой сын уже не хочет держать корову, а мне тяжело – приходится скот забивать.

Комбикормовый завод

В селе работает комбикормовый завод. Средства на его строительство выделили Минсельхоз и улусная администрация.

– Дали оборудование, построили дорогу до завода, – рассказывает Тимур Десяткин, агроном. – Сегодня мы производим комбикорм для крупного рогатого скота, отдельно – для дойных коров. Вносим в корм витаминные добавки, кемпендяйскую соль.

Объём производства у комбикормового завода – 1000 тонн в год. СХПК выращивает овес, ячмень, силос. Каждый год засаживается порядка 600 гектаров: 500 зерновых, более 100 тонн кормовых.

– Около 50 тонн семенного материала у нас есть, скоро начнём его чистить, затем докупим ещё 50 тонн. Мы полностью обеспечиваем своё хозяйство комбикормом, также продаём и другим улусам. Мешок стоит 750 рублей, а вот односельчанам продаём за 660 рублей.

Местное производство

Другой кооператив – «Хоту» – работает с 1998 года. Его отделения заготавливают молоко и мясо в девяти наслегах. Молочная продукция представлена16 видами – это сливки, творог, йогурт, масло и т.д. В кооперативе разливают питьевую воду из скважины, продают её как бутилированную, а также развозят по наслегам на водовозке.

Продукцию реализуют своим же молокосдатчикам в девяти наслегах, а также в Якутске, Алдане и Нерюнгри.

– Из мяса в основном делаем полуфабрикаты, – говорит Иван Максимов, директор СХПК. – С прошлого года производим колбасу из местной конины. Детские сады, школы в соседних наслегах мы обеспечиваем местной продукцией. Себестоимость местного производства всё-таки дороже, но спрос есть всегда.

Уже после беседы мы с коллегами заехали в магазин СХПК и купили местную продукцию кооператива. Колбаса из конины оказалась просто отменной, так же, как и тефтели. Очень вкусно – испытано на себе!

О том, что новый механизм приёма молока негативно сказался на работе кооператива, говорит и Иван Максимов.

– Если раньше сдавали 2500, то нынче – 2200 тонн, – говорит руководитель СХПК. – Из-за этого поднялись цены: если раньше масло стоило 650 рублей за килограмм, то сейчас мы продаем его по 750 рублей. Тем, кто сдаёт нам молоко, продукцию мы реализуем дешевле. К слову, дорожает всё: тара, например, подорожала в два раза. Тогда как мы, как юридическое лицо, можем делать надбавку только на 10-18%. Мы уже начали размышлять над тем, чтобы, как в советское время, разливать продукцию в свою тару, так как я не могу из-за тары повысить цены в два раза.

Нужна грамотная логистика сбыта

– На мой взгляд, наша самая главная проблема в том, что мы, переработчики республики, работаем вразнобой, – высказал своё мнение Иван Максимов. – Всего в нашем улусе четыре переработчика. Мы даём на реализацию сливки: к примеру, 0, 5 литра за 120 рублей при себестоимости в 100 рублей себестоимость, и 20 рублей – надбавка. А предприниматель реализует нашу продукцию за 240 рублей. Просто берёт и устанавливает такую цену. А другой продаст те же сливки за 120 рублей. Получается нездоровая конкуренция. Раньше мы все сбывали продукцию в «Агропродукт», он занимался сбытом, но сейчас эта организация, к сожалению, в плачевном состоянии. Почему нет контроля? Нам необходима единая сбытовая логистика. Нужно принять какое-то положение по отношению к перекупщикам. По сути, сейчас в выигрыше только они, а местный производитель страдает.

Также Иван Ильич объяснил, что производитель не может сам заниматься сбытом. Дело производителя – производить качественную продукцию, а не платить аренду за помещение, содержать продавца.

Максимов привёл наглядный пример, сравнив цены с привозной продукцией. Если сейчас литр молока «Фермерское подворье» стоит на базах в Нижнем Бестяхе 110-120 рублей, то молоко СХПК «Хоту» отдаёт сбытчику за 60 рублей. Если его будут продавать за 70 рублей, тогда и будет выгодно местному производителю – много продаст.

– В такое сложное время мы должны все объединиться – министерство, надзорные органы, Роспотребнадзор, нам нужна единая политика, – сказал Иван Максимов.

Вот так – не без проблем, но продуктивно работают объекты сельского хозяйства в селе Тумул Мегино-Кангаласского района. На их примере мы видим, что сельское хозяйство можно и нужно развивать. Местная продукция пользуется спросом. Только надо услышать и помочь кооператорам решить их проблемы, создавать условия для развития сельского хозяйства, производства местной продукции.

+1
31
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
2
+1
0

This post was published on 19.03.2022 15:30

Related Post